Ответственность за обеспечение проезда
Грузоперевозки автомобильным транспортом, чаще всего, осуществляются «дверь в дверь», предполагающим забор товарно-материальных ценностей перевозчиком от заказчика и непосредственной передачей грузополучателю. Такой формат доставки имеет массу достоинств, что делает его более выигрышным по сравнению с железнодорожным, воздушным и водным видом перемещения.
Однако, стоит отметить, что для осуществления перемещения товарно-материальных ценностей автотранспортом необходимы соответствующего качества дороги. По дорогам общего пользования предоставляется возможность комфортного перемещения в необходимом скоростном режиме. Подобное не относится к местам для погрузочно-разгрузочных работ. Необязательно, чтобы площадка была пригодной для перемещения грузового автотранспорта. Несмотря на это, подъездные пути должны соответствовать ряду критериев.
С какими трудностями может столкнуться водитель грузового авто?
Достаточно часто трудности возникают у водителей, прибывших на строительную площадку. Причинами, по которым невозможно выполнить оперативный подъезд, могут стать:
- загромождение территории стройматериалами и спецтехникой;
- отсутствие асфальтированного покрытия, пригодного, чтобы проехать;
- преграды в виде железных прутьев, торчащих с земли.
Подобные ситуации — не редкость. При отсутствии возможности подъезда на места возникают задержки рабочего процесса. Во избежание подобного необходимо предварительно знать о требованиях к подъездному пути. Законодательством не предусмотрено конкретного определения данному термину, в связи с этим, необходимо толковать его буквально. Под автомобильным подъездным путем понимают дорогу, соединяющую стройплощадку и определенный объект с сетью автомагистралей.
Каким законом регулируются отношения участников договора?
Законодательством не предусмотрено регулирование возникающих отношений между участниками договора. Также в нем отсутствуют прямые указания, разъясняющие, какие действия может выполнять водитель на грузовом автотранспортном средстве, если отсутствует возможность подъезда к месту для осуществления погрузочно-разгрузочных работ.
До 23/03/2018 г. (дата аннулирования) водители, осуществляющие деятельность на территории РФ, руководствовались общими правилами по перевозкам товарно-материальных ценностей автомобильным транспортом. Данный регламент принял Минавтотранс РСФСР 30/07/1971. Согласно 5-го параграфа в 5 разделе о правилах погрузки-разгрузки грузов, грузоотправители и грузополучатели должны располагать специальной площадкой и подъездными путями к ней. При этом, в их обязанности входит поддержание данных площадок в надлежащем виде круглый год, обеспечение надлежащего освещения, необходимо для проезда и маневров без препятствий.
Не смотря на отмену вышеуказанного закона, в нем нет противоречий иным правам. Таким образом, к обязанностям грузополучателей и грузоотправителей относится содержание подъездного пути и площадок для погрузочно-разгрузочных мероприятий в должном виде. Данные требования согласованы с регламентом 10-ой статьи ГК РФ, указывающим на презумпцию добросовестности участников гражданско-правовых отношений.
Пункт в договоре исключающий проблемы
В заключении стоит отметить, что отсутствие конкретного закона, регламентирующего требования к подъездным путям и действия участников, при возникновении спорной ситуации, порой, вызывает массу проблем. Решить их можно, если при составлении договора отдельно прописывать условия по действиям водителя, который не может попасть к месту погрузки-выгрузки. Благодаря подобному пункту, предоставляется возможность дисциплинировать грузоотправителей и грузополучателей.
Прописывая в соглашении, что в случае отсутствии возможности подъезда и маневрирования, решение вопроса возлагается на одну из сторон, между участников соглашения не возникнет спорных ситуаций. Так как заверенные подписями условия сотрудничества выступают веским аргументом в пользу участника, столкнувшегося с невозможностью выполнения всех обязательств в полном объеме не по своей вине.
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Грузоперевозка молюсков
- Грузоперевозки Тюмень - Курган
- Как я отношусь к грузоперевозкам?
- Регистрация ИП по грузоперевозкам
- Транспортная логистика – главная составляющая успешного предприятия
- Какие виды грузоперевозок распространены в России?
- Меры безопасности для водителя при грузоперевозках
- Особенности перевозки уникальных грузов
- Деятельность автомобильных перевозчиков при падении грузооборота
Ещё несколько тонкостей возникающих в повседневной работе перевозчиков, которые могут быть неурегулированными договорными отношениями и законодательством, полезное предупреждение для дальнейшей работы.
Кстати, еще бывает, что заказчик не предупреждает, что для въезда на территорию нужно заранее оформлять пропуск или там просто стоит шлагбаум и охранник, которого никто ни о чем не предупреждал. Приходится водителю тратить время, чтобы стоять на въезде и созваниваться с теми, кто способен решить вопрос.
Ведь бывает, так, что груз хрупкий приехал с другой компании, в другой склад. А там дорога в больших пробоинах. Если и повреждается груз, то как быть водителю. Ведь если ехать, даже аккуратно, то есть риск повредить. Но ещё и бывает так, что в некоторых компаниях, особенно в строительных, когда подъезд к загрузке или выгрузке, раскиданы гвозди и прочие режущие предметы, это тоже риск, повредить колеса. А ведь документы, должны быть регламентированы дополнительно совместно с компаниями, которые заключили договор. Над такими ситуациями мало кто задумывался и таких случаев очень много. А законодательство мало регулирует этот вопрос.
Интересная статья! Согласен, что грузоперевозки автомобильным транспортом обладают множеством преимуществ, особенно если учитывать удобство формата «дверь в дверь». Однако, как и в любой другой отрасли, здесь есть свои подводные камни. Например, всегда впечатлял подход Германии к этой проблеме: у них вся инфраструктура настроена так, чтобы минимизировать задержки. В то время как у нас, как видно из статьи, часто возникают проблемы с подъездными путями. Это особенно актуально для строительных площадок, где зачастую не предусмотрены необходимые условия для маневрирования. Интересно, что несмотря на отмену старых регламентов, требования к поддержанию подъездных путей остаются актуальными. Но, как говорится, на практике это скорее рекомендация, чем правило. Было бы здорово, если бы у нас тоже были четкие законы, как в том же ЕС, где все стороны знают свои обязанности и права, что снижает количество конфликтов. Тем не менее, порадовало упоминание о возможности решения спорных вопросов через пункты в договоре. Это действительно может помочь избежать недоразумений и дисциплинировать участников процесса. Думаю, что такая практика могла бы стать основой для более стабильного и предсказуемого рынка грузоперевозок. В конечном итоге, все стороны заинтересованы в быстром и эффективном решении логистических вопросов, и прописанные условия в договоре могут стать тем самым ключом к успеху.
Интересно, что законодательство не дает четких указаний относительно подъездных путей. Это создает поле для маневров, но и для конфликтов. В США, например, такие вопросы регулируются более детально, что снижает вероятность недоразумений. У нас же приходится полагаться на добросовестность участников и прописанные условия в договорах. Наверное, это тоже неплохо, но хотелось бы большей определенности.
Ситуация с подъездными путями — это, конечно, больной вопрос. Как водитель, могу сказать, что иногда приходится импровизировать, чтобы добраться до места назначения. Статья напомнила мне о важности обсуждения всех деталей на этапе заключения договора. Понятно, что не все проблемы можно предугадать, но хотя бы основные моменты стоит учесть.