Деятельность автомобильных перевозчиков при падении грузооборота
Сфера автомобильных перевозок в Северо-Западном Федеральном округе переживает сложный период. Бизнес едва преодолевает порог самоокупаемости.
По сведениям Петростата, объём грузооборота транспорта в Санкт-Петербурге в первом полугодии 2015 года снизился на 13,5% по сравнению с предыдущим периодом.
По Ленинградской области наметился небольшой рост, который составил 6,8%.
Автомобильные перевозчики испытывают экономические трудности
В данном спектре услуг задействован малый и средний бизнес, прибыльность которого постоянно сокращается. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков СЗФО констатирует снижение общего объёма грузооборота транспорта за первые 6 месяцев 2015 года на 30%. Наибольшие последствия вызывает существенное сокращение товарооборота с традиционными партнёрами из Финляндии, работа с которыми является основным стратегическим направлением автоперевозчиков СЗФО.
Ситуацию усугубляют низкие ставки, по которым готовы работать заказчики, несмотря на то, что сложившаяся к IV кварталу 2015 года себестоимость автомобильных перевозок, значительно выше. Таким образом, рентабельность бизнеса находится на грани его себестоимости.
Руководство группы компаний "Балтика-Транс" свидетельствует о превышении расходов на обслуживание автопарка более чем на 30%. Возросла стоимость страхования, технического обслуживания, лизинга спецтехники. Однако, компания не может повысить тарифы на услуги в связи с неплатёжеспособностью клиентов. В этих условиях обостряется конкурентная борьба между автомобильными перевозчиками за каждого заказчика.
Совет НП "Грузавтотранс" считает, что ситуацию усугубляет сбой регулярных платежей со стороны логистических компаний. Ещё год назад можно было воспользоваться поддержкой банков. Сейчас получить кредитные средства стало намного сложнее. Труднее всего приходится средним компаниям.
Они вынуждены конкурировать с малым и крупным бизнесом. Имея в своём автопарке от 30 до 40 машин, средние транспортные предприятия обладают гораздо меньшей мобильностью по сравнению с малыми фирмами и сниженным доступом к финансовым средствам по аналогии с крупным бизнесом.
Конкуренция на рынке грузоперевозок растёт
Международные автомобильные перевозчики испытывают на себе последствия экономических санкций. Потеряв стабильный доход, в связи со снижением объёма грузооборота транспорта на международных маршрутах, они вынуждены переориентироваться на внутренние направления, несмотря на имеющуюся уже высокую конкуренцию.
Обстоятельства усложняются происходящими в настоящее время крупными изменениями в сфере логистики СЗФО, которые связаны с развитием портового балтийского хозяйства. Намереваясь воспользоваться новыми возможностями в отношении порта Усть-Луга, транспортные компании оказались изолированными в связи с отсутствием доступных подъездных путей. Терминал в Бронке перехватит значительную часть международного грузопотока.
Компании, которые осуществляют услуги на грузоперевозки по внутренним маршрутам, не выполняют всех предписаний, правил и установленных нормативов в отношении к требованиям по организации автомобильных перевозок. Такая политика позволяет в небольшой степени сокращать расходы.
В деятельности на международных направлениях такой подход не пройдёт. Здесь необходимо строго выполнять все предписания относительно сертификации, поэтому общая рентабельность бизнеса заметно снижается. В настоящее время услуги на рынке международных грузоперевозок выполняют небольшие компании с автопарком машин в 5-10 единиц.
Новые изменения в законодательстве также не способствуют процветанию бизнеса автомобильных перевозчиков. Рынок грузоперевозок автотранспортными средствами не регулировался федеральным законодательством более 10 лет. Перевозчики долгое время работали в условиях перегруза.
Государственные меры в отношении 12-тонников действуют жёстко. Компаниям придётся пересматривать нормативы. Тарифы несомненно повысятся ориентировочно в 2,5 раза. Производители столкнутся с проблемами высоких ставок. В итоге за всё заплатит конечный потребитель.
Новые правительственные проекты дают надежду на возрождение бизнеса
Автоперевозчики возлагают большие надежды на запуск "Шёлкового пути" - нового трансконтинентального маршрута, значительная часть которого будет проложена по территории России. Однако, это слишком отдалённая перспектива не поддаётся пока даже общим прогнозам и анализу.
А пока власти Ленинградского региона заинтересовались потенциалам внутреннего водного транспорта. Поднимался вопрос о возможном перераспределении товаропотоков с автомобильного и железнодорожного транспорта на речной, что позволит возродить водный маршрут из Новгорода на Ладогу по реке Волхов. Однако, данная реконструкция требует немалых вложений. При этом нельзя забывать про фактор сезонности в отношении водного транспорта.
Автотранспортные компании СЗФО столкнулись с новыми реалиями в сложных экономических условиях. Перспективы для получения больших прибылей в этой отрасли весьма отдалены. При этом сворачивать налаженный бизнес - значит, позволить себе отступить перед обстоятельствами. Остаётся рассчитывать на собственные знания, практический опыт и предпринимательское чутьё. Данные качества помогут своевременно переориентировать компанию на другой, смежный спектр услуг, найти свободную нишу и тем самым попытаться не только выжить, но и преуспеть.
- Страхование груза если транспорт в аренде
- Снижение спроса или мне кажется?
- Бесплатный проезд на общественном транспорте
- Налог на транспорт
- Транспорт для перевозки сельскохозяйственной продукции.
- Иностранные железнодорожные грузовые вагоны в Казахстане будут простаивать
- Снижение темпов роста международных грузовых авиаперевозок
- Эффективность международных перевозок обеспечит контейнеризация
- Почему в уральском регионе идет снижение объема грузоперевозок?
- На транспортный потенциал Арктики может рассчитывать пока только Россия
В условиях кризиса легче большим компаниям, чем маленьким фирмам. Но в любом случае, нужно всеми силами удерживать клиентов. Предлагать дополнительные услуги и повышать их качество.
Что-то мне подсказывает, что это только начало кризиса в сфере автомобильных перевозок, учитывая внутриэкономическую нестабильность в стране в целом и в данном округе в частности.
У меня лично есть примеры когда один человек, даже в условиях кризиса, имеет приличный доход, занимаясь перевозками. Главным в этом деле является умение правильно работать с клиентом. И, естественно, заинтересовать клиента (а именно,выбрать именно тебя!!!). Ведь конкуренция всегда имеет место быть.
Непростые времена рождают сильных личностей. Я это к тому, что на арене будут курсировать только крупные компании, а мелкие особо никому не будут нужны и прекратят свое существование, это очень жалко как по мне. Ну что поделать, кризис не будет вечным.
Читая статью, сразу вспоминается ситуация с рынком авиаперевозок в начале 2000-х. Тогда тоже были проблемы с международными маршрутами и пришлось переориентироваться на внутренние рейсы. Сложности, с которыми сталкиваются автоперевозчики СЗФО, кажутся куда более серьезными, учитывая экономические санкции и изменения в законодательстве. Похожая ситуация наблюдается и в других регионах России, но отсутствие доступных подъездных путей к портам, как в случае с Усть-Лугой, усугубляет положение. Это напоминает проблемы логистики в странах с развитой портовой инфраструктурой, таких как Нидерланды, где также важно учитывать доступность маршрутов. Хотя некоторые компании пытаются сокращать расходы, игнорируя предписания, это, конечно, не долговременное решение. Нужны системные изменения и, возможно, государственная поддержка. Идея с "Шёлковым путём" звучит амбициозно, но это явно не ближайшая перспектива. Переход на внутренние водные пути, безусловно, интересная альтернатива, но она требует больших инвестиций и решения проблем сезонности. Важно, чтобы компании не теряли веру в свои возможности, ведь иногда нестандартные решения и адаптация к новым условиям помогают не только выжить, но и процветать. Возможно, стоит обратить внимание на опыт стран с похожими климатическими и экономическими условиями, чтобы найти оптимальные пути развития. В любом случае, транспортная отрасль всегда была и остается одной из самых адаптивных и гибких, что даёт надежду на её возрождение.
Конкуренция за клиентов становится всё более жёсткой. Неудивительно, что компании ищут новые пути развития, как внутренние водные маршруты. Однако, такая стратегия требует значительных вложений и не решает всех проблем. Интересно, как это будет развиваться в дальнейшем.
Ситуация действительно непростая. Низкие ставки от заказчиков и дороговизна обслуживания автопарка делают бизнес почти нерентабельным. Вспоминается, как в 90-е годы малые компании пытались выживать в условиях кризиса. Надеюсь, и сейчас предприниматели найдут выход.