Первые трактора МТЗ
В 1948 году Минский тракторный завод (МТЗ, г. Минск) получил партийный запрос на создание первого колесного трактора, предназначенного для различного вида лесозаготовительных работ. В настоящей статье мы расскажем о самых ранних «детищах» прославленного белорусского предприятия.
МТЗ-1 и МТЗ-2
Собственно, в скором времени были представлены проекты двух новинок. Агрегаты разрабатывались для взаимодействия с любыми типами прицепов и предназначались преимущественно для полевых работ. При этом они проектировались в следующих вариациях: МТЗ-2 применялся для того чтобы производить обработку культур, обладающих невысокими стеблями, а МТЗ-1 – высокими. Колеи от колес МТЗ-2 совпадали одна с другой, а у МТЗ-1 впереди располагалось одно двойное колесо, колея от которого находилась между колеями расположенных сзади колес. Большие диски задних колес оснащались шинами низкого давления или были изготовлены целиком из металла с грунтозацепами. Агрегаты получили гидросистему, управлявшую навесными прицепами, которые можно было снимать с навесов машин и регулировать. Мощность мотора обеих новинок составляла 37 л. с.
В 1949 году на предприятии была завершена первая колесная модель МТЗ-1, ставшая «базой» для выпуска агрегата МТЗ-2. Последний в дальнейшем планировали запускать в серийное производство. 1953 год оказался эпохальным для завода, потому как были завершены две первые машины обоих брендов. Агрегаты начали производиться серийно и, по большому счету, решили последующую судьбу предприятия.
KT-12
Весной 1951 года руководство МТЗ приняло от советских властей очередное важнейшее задание – запустить производство тракторов для лесовывозки. В те времена лесозаготовители испытывали в данных агрегатах крайнюю нужду. Непосредственно до их разработки вывоз леса производился посредством лошадей или лебедок. KT-12 являлся первым трелевочным трактором, разработанным в СССР, подобия ему на тот момент времени еще не существовало. Стоит отметить, что агрегат создавался на другом предприятии, где производился до 1951 года, и уже затем был предоставлен «мтзшникам» для запуска в производство.
Чтобы трактор стал дешевле в эксплуатировании, было принято решение установить на технику газогенератор. Соляра тогда была довольно дорогостоящей, а лесоповал оставлял за собой большое количество сухого древесного лома и опилок, прекрасно подходивших для газового генератора.
Кстати, белорусскому предприятию необходимо было исполнить задачу советского правительства в самые короткие сроки, ведь на запуск производства агрегата было выделено лишь три месяца. Тем не менее, предприятие свою задачу осуществило. В 1951 году были завершены первые трактора KT-12. В процессе эксплуатации агрегат неоднократно модифицировался, посредством чего в 1,5 раза был увеличен срок его службы.
ТДТ-40
В 1950 году руководство страны посчитало, что устаревший KT-12 более не справляется с все увеличивающимися нуждами лесозаготовителей. В этой связи МТЗ было дано задание разработать новый трелевочный трактор с более сильным мотором на 60 л. с.
Вскоре была представлена новая машина, названная ТДТ-40. Техника приобрела огромную популярность как на вывозке ветвей с валки, так и вывозке леса. ТДТ-40 зарекомендовал себя как лучшее решение на различных лесных работах в бездорожице Сибири и в принципе как техника, способная с легкостью преодолевать труднопроходимые дорожные участки. В 1955 году было принято решение запустить производство трелевочника. С 1956 года на МТЗ начали массово производить ТДТ-40. Через некоторое время были закончены работы по разработке первых дизельных моторов для агрегата. Новинка была мощнее своего предшественника на 10 л. с., однако несколько уступала по габаритам и весу.
ТДТ-54 и ТДТ-60
Вскоре МТЗ принялся разрабатывать новые трелевочные тракторы ТДТ-54 и ТДТ-60, которые планировалось использовать на лесозаготовительных работах на севере страны. Первый получил дизельный мотор мощностью 54 л. с., второй – 60 л. с. Несколько прототипов ТДТ-54 сумели пройти соответствующие инспекции и отправились в серийное производство.
На тот момент времени предприятие не было готово разом осуществлять производство гусеничных и колесных тракторов, и в дальнейшем агрегаты на гусеницах передали другим производителям, а белорусский гигант взял на себя колесные машины. На протяжении 7 лет завод производил оба типа машин, пока в 1957 году предприятие не приостановило производство гусеничных агрегатов.
Подведем итоги
Как видно, история именитого белорусского предприятия довольно богата. Следом за ТДТ-54 и ТДТ-60 были представлены агрегаты МТЗ-5, МТЗ-50, а затем и многие другие машины. Но о них мы уже расскажем в другой статье.
- Трактор для фермерского хозяйства
- Спецтехника трактор для хозяйства
- Трактор для поля
- Трактор и насадки
- Навеска к трактору МТЗ
- Специфика покупки подержанной спецтехники в лизинг
- Спецтехника на банкнотах разных стран мира
- Виды и назначение сельхозтехники
- Навесное оборудование: обзор и цены
- Первые трактора МТЗ
Тракторы МТЗ - самые универсальные трактора которые прошли большой исторический путь освоения земель. И по-моему, в нынешнее время тоже является одним из основных производителей агротехники. Мы как аграрная страна, понимаем и высоко ценим сущность и важность техники и технологии для сельского хозяйства.
Первые модели тракторов от МТЗ уже давно морально устарели, но благодаря им мы узнали о неприхотливой, простой в эксплуатации и надежной технике от белорусского производителя.
Трактора МТЗ имеют хорошую репутацию среди стран СНГ и не только. Эти тракторы зарекомендовали себя в холодное и тёплое время года. Они могут пахать и сеять, перевозить зерновые накопители. Также они могут агрегатироваться прицепными опрыскивателями. В наши дни для фермеров эти тракторы являются доступными и необходимыми.