Пониженная передача: что это такое
Пониженная передача – это понятие, применимое по отношению к тракторам и небольшим грузовикам.
Оглавление
Под ней следует понимать специальный составной элемент трансмиссии, монтируемый в раздаточную коробку и отвечающий за распределение крутящего момента от силовой установки на ведущие колеса транспортного средства. О понятии понижающей передачи, о том, что о ней следует знать и как правильно использовать, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
Для чего нужна пониженная передача
Благодаря понижающей коробке передач транспортное средство обретает внедорожные качества – улучшается его проходимость, появляется способность преодолевать препятствия, которые для машин, не оснащенных такой функцией, станут непреодолимым барьером.
ВажноВключенная пониженная передача дает колесам возможность совершать меньшее число оборотов при находящейся на прежнем уровне мощности двигателя.
Описанная возможность появляется благодаря тому, что в трансмиссиях тракторов, небольших грузовых автомобилей и некоторых видов спецтехники используется «раздатка» - раздаточная коробка, где происходит распределение крутящего момента между осями ведущих мостов.
Двигатель любого транспортного средства демонстрирует максимальную мощность, достигнув нужного количества оборотов в минуту. По достижению конкретного числа оборотов достигается и максимальный крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса.
В подавляющем большинстве случаев, а если речь идет о легковых автомобилях, то всегда, КПП сконструированы таким образом, чтобы при разной скорости движения силовая установка равномерно обеспечивала максимальную мощность и крутящий момент. 1-я скорость (передача) предназначена для приведения транспортного средства в движение, здесь важен максимальный крутящий момент, а вот на 5 передаче машина способна ехать быстро на оборотах максимальной мощности.
Если в такой ситуации резко надавить на педаль акселератора, перемещаясь при этом по далекому от идеала покрытию (грязь, песок, бездорожье), авто начнет буксовать. Переключиться на 2 передачу будет невозможно – двигатель заглохнет из-за недостатка оборотов.
В подобных случаях, когда нужны максимальные обороты двигателя на небольшой скорости движения при нечастом вращении колес, вступает в действие пониженная коробка передач. Она снижает частоту вращения колес и при этом не тормозит двигатель, позволяя ему раскручиваться до максимальных показателей.
Как результат – машина может ехать медленно на максимальных оборотах, демонстрируя чудеса тягловитости и проходимости. Это свойство особенно актуально для грузовой техники – она обретает способность выполнять свои функции в сложных дорожных условиях.
Как физически реализуется пониженная передача
Пониженной передачей могут оснащать как механические, так и автоматические КП, однако, повторимся: наилучшим решением для повышения проходимости является именно наличие отдельной раздатки, которую устанавливают только на небольшие грузовики, трактора и прочую подобную технику. Если же дополнительного рычага в машине нет, пониженная передача включается нажатием специальной кнопки.
На разной технике пониженная передача характеризуется разным передаточным числом, и чем оно выше, тем выше проходимость авто, тем больше у него будет шансов выбраться из заноса или пробуксовки, будучи при этом загруженным «под завязку».
Увеличиваем крутящий момент
Описывая преимущества, которыми наделяет машину наличие раздатки, а также говоря о том, что понижает понижающая передача, нельзя обойти вниманием демультипликатор. Он является важнейшим элементом конструкции раздаточной коробки, а в некоторых случаях может выполняться в виде отдельно стоящего агрегата.
Роль демультипликатора сводится к увеличению крутящего момента и повышению силы тяги, которая передается на ведущие колеса. Он необходим для повышения крутящего момента, устанавливается обычно на машинах, эксплуатация которых происходит в сложных условиях.
При частой езде по бездорожью, во время движения на крутой подъем или спуск, а еще если в кузове находится тяжелый груз, классического количества передач может оказаться недостаточно. Вот и возникает необходимость в получении промежуточного передаточного числа.
Объясним на примере. Машина движется на 4 скорости, она идет на подъем, мотор перегружен. Если переключится на 3 передачу, двигатель будет «перекручен», поэтому дополнительная коробка в такой ситуации придется как нельзя кстати.
Особенности использования пониженной передачи
Все преимущества от применения понижающей передачи можно оценить лишь при условии правильного ее использования. Если не уметь пользоваться столь удобным техническим решением и действовать неверно, высок риск преждевременного выхода КП из строя.
Переключение пониженной передачи выполняется следующим образом:
- Останавливаем авто.
- Рычаг на основной коробке передач переводим в нейтраль.
- Рычаг дополнительной коробки перемещаем на пониженную передачу.
- Выжимаем сцепление.
Если в машине отсутствует дополнительный рычаг для включения понижающей передачи, (это значит, что нет там и раздатки), в ней наверняка есть рычажок.
Он позволяет включить пониженную передачу, но прежде так же, как было описано выше, нужно перевести основной рычаг в нейтральное положение. В противном случае из строя выйдет и коробка передач, и мотор.
Чтобы автомобиль, оснащенный раздаточной коробкой, верой и правдой служил как можно дольше, необходимо соблюдать ряд простых требований:
- Включать пониженную передачу нужно лишь тогда, когда транспортное средство стоит на месте.
- Нельзя ездить на пониженной передаче по ровной и твердой дороге – это чревато высокими нагрузками, которым подвергается трансмиссия вместе с мотором. Как результат – они быстрее изнашиваются, чаще возникают мелкие поломки и в конечном счете появляется необходимость дорогостоящего ремонта, что влечет за собой серьезные финансовые потери.
- Для получения максимального эффекта от понижающей передачи трогаться с места нужно на больших оборотах, раскрутив силовую установку до максимального крутящего момента.
Важно уметь правильно пользоваться педалью сцепления, не нажимать на нее без надобности, не «втапливать» педаль газа в пол, держа при этом мотор на максимальной мощности при интенсивной работе педалью сцепления.
Заключение
Изо всего описанного выше можно сделать вывод о том, что роль понижающей передачи в конструкции небольших грузовиков и тракторов переоценить невозможно. Она повышает проходимость автомобиля в сложных условиях, позволяет ему эффективно выбираться с заносов и выполнять свои функции даже на максимальных нагрузках.
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Выбивает пятую передачу на Камазе
- Выбивает пониженную передачу на Камазе
- Выбивает передачи на КамАЗе
- Что делать, если попали в экстремальную ситуацию за рулём?
- Вождение грузовика с прицепом
- Особенности торможения двигателем
- Полный привод солирует: сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес и «Соболь-Бизнес
- Iveco Eurocargo снизит себестоимость международных грузоперевозок
Используется для получения более высокого крутящего момента. А так же пониженая передача поможет при долгом крутом подъёме, или при езде в гололёд.
Пониженная передача способствует преодалевать те препятствия , которые другим авто будут не под силам . Мой муж используется пониженную передачу на внедорожнике на плохо проходимых участках дороги .
Думаю, что в условиях сельской местности пониженная передача - это самое то. Вспоминаю свое детство в деревне у бабушки - вот туда с разбитыми дорогами, идущими то в гору, то под гору, далеко не любая машина могла легко проехать.
Интересно, как долго я пытался разобраться, зачем нужна пониженная передача, пока не прочитал эту статью. Оказывается, это не просто дополнительная функция в трансмиссии, а серьезный инструмент для повышения проходимости. Особенно впечатлило сравнение с легковыми авто, где такую опцию не применяют. Теперь становится понятно, почему тракторы и небольшие грузовики так уверенно преодолевают сложные участки. Понравилось объяснение про демультипликатор, который увеличивает крутящий момент и делает машину более тяговитой. Это, безусловно, сильно помогает при движении по бездорожью или при перевозке тяжелых грузов. Интересно, что аналогичные решения применяются и в спортивных автомобилях, где важна высокая динамика и управляемость. Главное, как я понял, правильно пользоваться этой функцией, иначе можно получить серьезные проблемы с КПП. Это немного напоминает, как важно правильно использовать турбонаддув в спортивных машинах, чтобы избежать перегрева и других неприятных последствий. В общем, статья заставила меня пересмотреть своё отношение к пониженной передаче, и теперь я буду более осознанно подходить к выбору и эксплуатации техники с этой функцией. Спасибо за детальное объяснение!
После прочтения статьи стало ясно, что пониженная передача — это не просто маркетинговый ход, а необходимая функция для тех, кто часто ездит по сложным дорогам. Помню, как в прошлом застрял на бездорожье, и теперь понимаю, что эта функция могла бы тогда помочь. Очень полезная информация!
Статья раскрыла важные аспекты понижающей передачи. Раньше я не задумывался о её значимости, но теперь понимаю, как она может улучшить проходимость и управляемость авто. Особенно для грузовиков и тракторов это, безусловно, необходимая функция. Теперь буду обращать на это внимание при выборе техники.