Дневные ходовые огни на грузовых автомобилях
Дневные ходовые огни (сокращенно — ДХО) —источники света, уже имеющиеся на автомобиле или устанавливаемые дополнительно с учетом требований ПДД. Используются для выделения транспортного средства в потоке и снижения уровня аварийности на дороге.
Оглавление
Ниже подробно рассмотрим, что такое ДХО на грузовых автомобилях, для чего они нужны, что можно использовать в качестве огней, и какую позицию занимают в этом вопросе Законы и Правила дорожного движения.
Для чего нужны дневные ходовые огни (ДХО)
Простыми словами, ходовые огни в дневное время— специальная опция, предназначенная для выделения машины и обеспечения безопасности движения. К главным функциям стоит отнести:
- Выделение машины в потоке даже в дневное время суток.
- Сохранение здоровья человека и целостности машины.
- Снижение аварийности на дорогах.
Для получения официальных разъяснений можно обратиться к п. 19.5 ПДД Российской Федерации.
Здесь сказано, что ДХО необходимы для выделения ТС днем. Кроме того, применение таких ламп позволяет быстрей обнаружить грузовые / легковые автомобили, предупредить пешеходов о приближении машины, а также обозначить перевозку опасных грузов.
Что может служить в качестве ДХО
ВажноНа многих современных ТС стоят ходовые огни дневного света, позволяющие обозначить транспортное средство в потоке.
Если же их нет, допускается применение противотуманок, отдельно установленных излучателей, передних поворотных огней (при постоянном свечении), ближнего / дальнего освещения. В последнем случае мощность должна быть снижена до 30% от номинальной. Рассмотрим альтернативные варианты более подробно.
Фары ближнего света
В ПДД, статье 19.1, сказано, что в темноте и при недостатке видимости нужно применять ближний свет. Его же разрешено задействовать также в качестве дневных ходовых огней. На некоторых машинах эти лампы активируются в автоматическом режиме сразу после включения зажигания. При это лучше всего, если в качестве ДХО будут выступать светодиоды, отличающиеся экономичностью и долгим сроком службы.
Отметим, что применение ближнего света в ролилампочки дневных ходовых огней вызывает много споров. Во многих странах такая альтернатива запрещена, или же применение метода ограничено. В России же при отсутствии альтернативы использование ДХО вместо ближнего света допустимо.
Фары дальнего света
В ПДД, пункте 19.2 сказано, что дальний свет запрещено включать в следующих случаях:
- при движении в населенном пункте при достаточном уровне освещения;
- за 150 м до другого автомобиля при встрече двух машин на дороге, движущихся из разных направлений;
- при любом риске ослепления.
Кроме того, дальний свет применятся в качестве ДХО на грузовиках и легковых машинах. Отметим, что такая практика актуальна для зарубежных стран, но в России такой метод не применяется. Причина в том, что для использования дальнего света в роли дневных огнейтребуется его приглушение до 30% от мощности.
Эта особенность требует установки специального оборудования. В крайнем случае, свет дальних фар должен быть немного больше, чем ближних.
Дискуссии об актуальности использования дальнего света в роли ДХО на грузовых / легковых автомобилях активно ведутся давно и в широких кругах.
Критиков у такого метода больше, ведь лампы могут ослеплять встречных водителей. Кроме того, они потребляют больше мощности и негативно влияют на расход топлива. Из минусов также выделяется неспособность выделить человека или велосипедиста, который движется по дороге.
Противотуманные фары
В ПДД, статье 19.4, сказано, что противотуманки могут использоваться при условии дефицита освещения ближним / дальним светом, в темноте вместе с другим источником или в виде альтернативы ближнему освещению. Это значит, что такие фары применяются в качестве ДХО.
Такой выбор является законным с позиции российских ПДД, но в ряде других стран эксплуатация источников света в качестве ДХО на грузовиках и легковых автомобилях запрещена.
Это связано с тем, что противотуманки относятся к специальным источникам света, поэтому и использовать их необходимо по назначению — в роли помощников для ближнего освещения в снег, дождь,туман либо в сумерках.
Специальные дневные ходовые огни
Лучшее решение — покупка светодиодных дневных ходовых огней и их установка на грузовой автомобиль. Это обусловлено тем, что только специальные устройства выдают свет необходимой интенсивности и позволяют эффективно обозначить транспорт на дороге. Такое решение актуально для грузовиков, на которых не предусмотрено штатных устройств.
Во избежание проблем необходимо предварительно обратиться в ГИБДД и получить разрешение на внесение изменений в конструктивные особенности авто. В ином случае можно нарваться на штраф со стороны представителей автоинспекции за неправильно установленное оборудование.
Применение специальных ДХО позволяет снизить нагрузку на электрическую систему автомобиля и таким образом уменьшить расход топлива. Но они пользуются спросом не только из-за снижения затрат энергии, но и по иным причинам — более простой установки и доступной цены. Они эффективный и дают более яркий свет в любых условиях эксплуатации. Дополнительно они украшают грузовой автомобиль и делают его дизайн более современным.
При использовании специальных дневных огней на грузовых автомобилях необходимо знать требования к этим устройствам. При выборе важно учитывать следующие моменты:
- Материал. Рекомендуется покупать изделия с корпусом из металла, что обеспечивает больший срок службы и надежность в процессе эксплуатации.
- Светодиоды. В качестве источника освещения должны использоваться специальные диоды, количество которых должно быть около пяти. В целом, допускается установка ДХО с количеством лампочек от 4 до 12.
- Температура свечения. Рекомендуется выбирать дневные ходовые огни с T от 4300 до 7000 Кельвинов.
- Сила света. Немаловажным параметром является также сила света, которая должна быть 500-800 кд.
Следование этим правилам позволяет выделить грузовой автомобиль с помощью фар дневного света / ходовых огней. При этом можно не переживать о случайном ослеплении других участников движения. Если говорить о производителях, к наиболее популярным стоит отнести:
- Филипс. Компания предлагает большой ассортимент лампочек, в том числе для ДХО. На рынке доступны дневные ходовые огни от этого производителя для разных видов транспорта, в том числе грузовиков.
- Osram. Изделия этой компании отличаются надежностью, стильным дизайном и небольшими потреблениями энергии. Продукция бренда также может похвастаться большим ресурсом и привлекательной ценой.
- Hella. Занимает лидирующие позиции среди производителей ДХО. Выпускает продукцию высокого качества и в широком ассортименте. Это позволяет подобрать такие источники света для любого грузовика.
Что говорят ПДД
Фары дневного ходового огня обязательны для применения в России с 2011 года. Это касается не только темного, но и светлого время суток. Сегодня в отношении ДХО действует много требований и законов, где оговариваются особенности их применения. К основным стоит отнести:
- ПП РФ под номером 316 для Москвы от 10.05.2010 года.
- ГОСТ Р 41.87.99.
- ПДД РФ и т. д.
В ПДД сказано, что включение ДХО в дневное время обязательно, а при нарушении этого правила положен штраф. В июле 2021 года появилась новость о том, что камеры в Москве начинают фиксировать факт не включенного ближнего света.
При выявлении нарушения придется заплатить 500 рублей по КоАП (статья 12.20). Если сразу оплатить штраф, его размер уменьшается в два раза. Кроме того, штрафные санкции могут накладываться в случае некорректного использования источников света.
Также стоит учесть, что ДХО (ближний свет) должно происходить в следующих случаях:
- В машине находятся дети возрастом до 18 лет.
- Движение на мотоцикле.
- Перевозка негабаритных / опасных / взрывчатых веществ.
- На общественном транспорте / в маршрутке.
При самостоятельной установке ДХО необходимо учитывать требования ГОСТа. Базовые моменты:
- расстояние от источника света до корпуса машины — до 40 см;
- дистанция между ДХО — до 60 см;
- направление света — вперед;
- высота — от 25 до 150 см;
- включение ДХО — автоматическое при включении зажигания;
- цвет — белый;
- углы — горизонтальный (20 градусов) и вертикальный (10 градусов).
Заключение
Применение ДХО на грузовых / легковых автомобилях обязательно с 2011-го вне зависимости от времени суток.
Если производитель не предусмотрел этот момент, важно установить специальные источники света и таким способом защитить себя от штрафных санкций со стороны представителей ГИБДД. При этом нужно учитывать требования действующих постановлений Правительства, ГОСТов и ПДД.
- В дождливую погоду пропадает стук в ходовой
- Как подготовить автомобиль к зиме и полезные советы по вождению в зимние месяцы
- Грузовик УАЗ Карго «потяжелеет» в два раза
- Обзор обновленных грузовиков Hyundai
- Шестое поколение Volkswagen Transporter – всё самое лучшее
- Iveco Stralis Hi-Way по индивидуальному заказу
Езда в дневное время с включёнными фарами хотя и уменьшает количество аварий на дорогах, но выглядят такие машины как-то странно. Помню, что при советской власти фары включали только ночью и на дорогах был относительный порядок.
"При советской власти" включенный ближний в дневное время обозначал движение колонны.
Мне всегда казалось странным, что днем машины едут с включенными фарами. Но если этого требуют Правила дорожного движения, то что ж поделаешь? Но использовать для этого дальний свет, мне кажется, еще опаснее, чем ездить без ДХО.
Всегда было интересно, на сколько разумно в солнечный день заставлять водителей включать габариты. Ведь пользы очень мало, а если сложить потраченную на эти лампочки энергию во всём мире, то выйдет приличное количество.