Причины толчков при работе АКПП
Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) на легковых автомобилях, внедорожниках и минивэнах все больше вытесняет механическую. На грузовиках это пока еще редкость. Хотя польза от нее и здесь немалая, начиная с экономии топлива и заканчивая комфортабельным управлением.
Жаль только, что в мире не существует идеальных узлов и механизмов. Поэтому картина, когда водитель грузовика Mercedes-Benz Sprinter 313 или УАЗ Пикап с шестиступенчатой АКПП Punch Powerglide 6L50 жалуется товарищу, что «коробка пинается», не редкость. Отчего это происходит?
Внешние признаки
Что это вообще за понятие – «пинается» или «дергается» АКПП? Это, когда, при переключении скоростей, возникают удары, толчки, рывки. Неполадка довольно распространенная. Бывает «пробуксовка», если переключение происходит с задержкой.
В реальности, неполадка выглядит следующим образом:
- При переводе селектора в другой режим, ощущается сильный удар или толчок. Раньше такого не было.
- АКПП дергается при повышении либо понижении передачи. Толчки такие, как будто машину кто-то слегка стукнул в задний бампер.
Пинки АКПП может выдавать «в ассортименте»: только на холодную или горячую, либо всегда, или при переходе на конкретную передачу. В любом случае, это указывает на наличие проблемы. Характер поломки можно определить по косвенным признакам ее проявления.
Главные причины возникновения толчков при работе АКПП
Качество ATF
В автоматической гидромеханической трансмиссии много разных механизмов. Большую роль играет и ATF, которая не только смазывает детали, но и выполняет управленческую функцию. От ее состояния, качества и количества зависит исправная работа узла.
В АКПП надо регулярно менять масло. С грязной ATF, коробка при включении передач обязательно станет пинаться. Производители иногда пишут, что агрегат необслуживаемый, масло в него залито до конца заявленного срока. Но это – если фургон работает в идеальных условиях.
На практике, на ATF приходятся немалые нагрузки. В ней собираются продукты износа деталей, она разогревается. В итоге, меняется вязкость, АТФ густеет либо разжижается. В обоих случаях, коробка будет толкаться.
Свойства АТФ серьезно меняются уже после первой полусотни тысяч км пробега. Кроме того, если машина новая, или коробка с ремонта, то лучше заменить АТФ через 5 или 10 тыс. км., сразу после обкатки.
Если не залить «свежую» ATF вовремя, то, вполне возможно, что узел, рассчитанный на 250-300 тысяч километров пробега, сломается в два раза быстрее. А рывки коробки после 100 или 120 тыс. км. будут первыми признаками надвигающейся беды.
Масляный фильтр
Еще одна возможная причина толчков – масляный фильтр коробки. Его главная задача – очистка АТФ от металлических микрочастиц и грязи, которые образуются в ходе эксплуатации АКПП. Со временем, фильтр забивается, пропускная способность его падает. ATF прокачивается хуже, падает давление масла в коробке. Это значит, что фрикционные диски остановиться в положенный момент не успевают. Если фрикционы проскальзывают, то во время переключения будут толчки и рывки.
Фрикционы
Сами фрикционы тоже подгорают. По сути, это регулярно разжимающиеся и сжимающиеся механизмы, необходимые для остановки какой-либо шестерни или ее освобождения от захвата. При упавшем давлении масла, фрикционы не способны зафиксировать шестерню должным образом. Они проскальзывают. Система нагревается, масло темнеет, пахнет гарью. Резко увеличивается износ. Невозможность в нужный момент остановить или отпустить шестерню – еще одна причина толчков АКПП.
Если фрикционы до крайности изношены, то некоторые передачи вообще не будут включаться. Если диски «прикипели», то машина продолжит движение на нейтрали. Это уже серьезные случаи, заменой фильтра или масла тут не обойтись. Придется разбирать коробку.
Перегрев АТФ
Нередко АКПП оборудовано дополнительным радиатором. Он служит для охлаждения масла и сохранения его вязкости. Замена АТФ методом вытеснения требует, чтобы устройство стояло между радиатором и коробкой. Плюс данного способа в том, что грязная жидкость меняется на свежую. Но есть и минусы. Не снимается и не промывается поддон АКПП, магниты не чистятся от стружки, не меняется фильтр и т.п.
В итоге - не промывается радиатор. В него попадают находящиеся в поддоне отложения, фильтр забивается еще больше. Грязь проникает в гидроплиту (гидроблок), клапаны (соленоиды) тоже засоряются и т.д. Разумеется, жидкость через такой фильтр в полном объеме не проходит. Тонкие каналы радиатора пропускают меньше масла, АКПП перегревается.
Поэтому, аппаратную замену жидкости (вытеснением) производят при чистых «внутренностях» коробки. И надо чередовать ее с традиционной, когда снимается поддон, меняется фильтр, выполняются все остальные, положенные в данном случае, операции.
Масляный насос
Давление масла в АКПП может понизиться из-за проблем с масляным насосом. Он стоит в поддоне либо за гидроблоком. Этот механизм предназначен для нагнетания рабочего напора, поэтому падение его производительности – прямая причина толчков коробки.
Гидроблок и соленоиды
Гидроблок, фактически, управляет коробкой-автоматом. Он состоит из тонких каналов для ATF. По каждому из них рабочая жидкость под давлением подводится к «своей» передаче, в результате чего диски фрикционов сжимаются и разжимаются. Засорение этих каналов приводит к тому, что падает давление и проскальзывают фрикционы. Это еще одна причина того, что трансмиссионную жидкость, как и фильтр, надо менять своевременно.
Клапаны-соленоиды открывают и закрывают каналы в гидроплите, по которым жидкость под давлением поступает к определенным передачам. Конструктивно - это электрические катушки со штоками. Когда на них подается напряжение, шток выдвигается, канал перекрывается. После отключения, шток задвигается при помощи пружины.
Если соленоиды работают некорректно, открытие или закрытие каналов происходит без нужной точности, коробка пинается. Бывает, что соленоид заклинивает. Тогда соответствующая передача вообще не будет работать. Для ремонта надо разобрать и почистить гидроблок, проверить состояние соленоидов.
Электронный блок управления, провода, датчики
Соленоидами «электрические» проблемы не ограничиваются. Провода, по которым идут управляющие импульсы от ЭБУ к катушкам, могут окисляться или повреждаться. Слабеет либо пропадает контакт, в работе АКПП появляются сбои.
Сам ЭБУ выходит из строя редко. Обычно это происходит после непрофессиональной чиповки (перепрошивки), перегрева, механического повреждения или попадания влаги. Кроме того, ЭБУ взаимодействует с другими электронными устройствами: ЭБУ мотора и датчиками. Если работа какого-то из них нарушается, коробка тоже начнет «барахлить».
Заключение
Причин, из-за которых коробка-автомат толкается, много. Но, во всех случаях, можно сказать главное. Если АКПП пинается, то надо принимать срочные меры. Дальнейшая эксплуатация приведет к усугублению ситуации. Следует продиагностировать агрегат, проверить уровень ATF, поменять фильтр и масло – обязательно классическим способом, со снятием поддона. Если не помогает, возможно, придется снимать и разбирать узел.
- Проблема заломов при работе с тягачами
- При торможении сильно дергает
- Оплата услуг такси при помощи банковской карты
- Работа перевозчиков в январе
- Уберите надпись: Работает в сервисе .... месяцев. Вводите людей в заблуждение!!!
- Гидромуфта - принцип работы
- Причины толчков при работе АКПП
- Камаз для ралли Дакар
- Коробка передач DSG
- Как выбрать экскаватор-погрузчик
Надеюсь, что когда я воспользуюсь этими советами, перестанет «дергаться» АКПП на моем автомобиле. Если все же не поможет, придется снять и разобрать узел.
У меня были такие толчки совсем недавно. Ездил с друзьями на дачу и уже под конец чувствую, что аккп дергается. Пришлось авто на эвакуаторе отвозить в ремонт. И как сказали причина была в масляном фильтре.
Переход с механики на автомат сам по себе несёт новые ощущения в динамике автомобиля, среди которых есть и плюсы несомненные, но есть и минусы и такие рывки одни из них, наряду с задержками в переключениях передач.
Честно говоря, меня всегда удивляло, почему автоматические коробки передач, такие как Punch Powerglide 6L50, часто вызывают столько хлопот. В статье правильно отмечено, что основная проблема может скрываться в качестве ATF. Я думаю, это похоже на ситуацию с двигателями внутреннего сгорания, где качество масла напрямую влияет на работу мотора. Если масла недостаточно или оно низкого качества, это сразу же сказывается на работе. В случае с АКПП, масло выполняет не только смазывающую, но и управленческую функцию, что делает его состояние еще более критичным. Водители часто упускают из виду необходимость регулярной замены масла, следуя рекомендациям производителей о его «долговечности». Но стоит помнить, что это применимо лишь в идеальных условиях, а в реальной жизни все иначе. Ситуация с масляным фильтром также не должна оставаться без внимания. Это как с дыхательной системой: если она забита, то нормальное функционирование невозможно. Мне кажется, что многие владельцы автомобилей недооценивают важность этого компонента и обращают внимание на него только когда возникают явные проблемы. Для меня статья стала напоминанием о том, что к автомобилю надо относиться как к живому организму, где каждая деталь играет свою роль. Профилактическая замена масла и фильтра могла бы предотвратить большинство проблем, описанных в статье. Надеюсь, что автолюбители возьмут это на заметку и будут внимательнее к своим автомобилям.
Замена ATF методом вытеснения звучит заманчиво, но, как оказалось, несет свои риски. Проблемы с радиатором и грязью могут удвоить затраты на ремонт. Теперь понятно, почему старый метод с заменой фильтра и чисткой поддона остается актуальным.
Интересно, как часто проблемы с АКПП можно было бы избежать, если бы производители не указывали, что масло залито на весь срок службы. Это вводит людей в заблуждение. Регулярная проверка и замена масла, на мой взгляд, должна стать обязательной процедурой.