Проблемы «Умных весов»
В качестве одной из основных тенденций современного автотранспортного рынка выступает ориентация на масштабное внедрение технологических инноваций в транспортный процесс. К этому, в частности, относятся так называемые «умные весы», цифровые пункты контроля веса. Проект представляет интерес для инвесторов, но в процессе внедрения пользователи столкнулись с массой вопросов, требующих обязательного решения.
Стоит напомнить, что внедрение «умных весов» было реализовано с целью борьбы с большегрузами, «раздавливающими» дорожное покрытие при загруженности сверх нормы. Более того, система не позволит совершать транспортировку без специальных разрешений, при перемещениях негабарита и больших грузов. Финансы, получаемые с таких разрешений, предназначены для дорожного фонда, с помощью которого будут восстанавливаться, ремонтироваться и строиться новые дороги.
Недобросовестность перевозчиков при проверке массы перевозимого груза
Как показала статистика, чуть меньше половины транспорта всех грузоотправителей идёт недогруженным. Это делается для того, чтобы не пришлось платить штраф за перегруз. Однако в действительности недогруз в таких случаях совсем небольшой, что доказывает некорректность работы «умных» весов, а вместе с тем и неправомерность взимания штрафов.
Эксперты предлагают для решения проблемы объединить все работающие на российских дорогах «умные весы» и пункты контроля массы в единую цифровую сеть. Актуально и предложение возможности альтернативного проезда через механизм. Также была предложена эксплуатация специального программного обеспечения, воспользоваться которым могут только владельцы коммерческих весов, легитимность которых официально подтверждена. Все эти меры помогут избежать расхождения в показателях и повысить доверие к ним.
Связь с перевозчиком и заказчиком о возникающих проблемах
Для осуществления наиболее простого и быстрого уведомления грузовладельца о возникающих проблемах при осуществлении взвешивания груза предлагаются различные популярные и распространенные в других сферах методы. К ним относятся SMS-рассылка, информационное табло или уведомление через электронную почту. Но сами по себе эти решения содержат массу узких мест, вызывающих ещё больше вопросов, главным из которых остаётся финансовый.
Вопрос штрафных санкций
В общем и целом все проблемы системы весогабаритного контроля можно свести к вопросу о штрафных санкциях. Традиционно штрафы, взимаемые за перегруз транспортного средства, составляют очень большие суммы. Но кроме этого, в случае констатации нарушения под санкции могут попасть все, кто является участником транспортного процесса, в том числе и физические лица. Вызывает вопросы также решение Конституционного суда, согласно которому штраф за подобное нарушение не должен зависеть от способа определения массы и превышать нижнюю планку.
Даже если принять решение о повышении допустимого порога ошибочности показателей коммерческих весов, тем самым снизив количество случаев наложения штрафа, то это может привести к росту случаев безнаказанности перевозчиков. Подобные проблемы перевозок грузов остаются не решенными
Юридические вопросы
Особую категорию проблем, связанных с определением веса перевозимого груза, представляет юридическая сторона транспортировки. Вызывает споры почти полное отсутствие ответственности владельца транспортного средства за нарушения во время определения массы принятого к перевозке груза. Он может и вовсе не понести никаких штрафных санкций в ситуации, когда на момент нарушения транспортное средство находилось в ведении другого юридического лица, а также в случаях некорректного заполнения документов перевозчиком, не осведомлённого о перегрузке.
Соответственно, бизнес-сообщество предлагает ввести одинаковую юридическую ответственность, как перевозчиков, так и грузовладельцев за превышение нормы перевозимого груза.
Итоги
Проект, в скором времени, будет рассмотрен правительством Российской Федерации после того, как претерпит все необходимые и существенные доработки со стороны Минфина и Минэкономразвития. Предстоит рассмотреть и обсудить множество проблем, сосредоточенных вокруг регулирования деятельности будущих пунктов весогабаритного контроля. Работа предстоит трудоёмкая и планомерная.
- Груз не упакован, могут быть проблемы на таможне
- Порядок организации перевозок детей
- Загрузки грузов
- Перевозка грузов без сопроводительных документов
- Обязательное страхование опасных грузов
- Об ужесточении весового контроля на российских дорогах
- Проблемы «Умных весов»
- Американский тягач Kenworth T2000
Некоторое время назад, я работала на машиностроительном предприятии, занималась логистикой и погрузкой груза в фуры. Естественно, каждая машина имеет "свой вес" и грузить ее сверх нормы нельзя, это вредно как для самого грузового автомобиля, так и для дорог, которые разбиваются достаточно быстро, а ремонтируются годами! Несмотря на всю щепетильность вопроса, мы старались придерживаться тоннажа машины и никогда не загружать "сверх нормы". Но как оказалось не все такие аккуратные в этом вопросе, мы не только отправляли продукции, а еще и принимали различные детали, заготовки и т.д. и нередко, а даже и часто машины приходила перегруженная, что видно по колесам, по тому, как она едет. Идея с весами, на мой взгляд хороша! Но требует некоторой доработки. Честных предпринимателей, да и водителей, как оказалось, очень мало. Контроль стоит усилить, хотя бы таким способом.
Вы сами представляете на сколько вырастить всё. И стройматериалы и продукты?
Любые технические устройства имеют допуски и погрешности в работе, исходя из них и следует устанавливать пороги нарушений, но ещё и с небольшим запасом по аналогии со скоростным режимом, когда уже встало примерно все на свои рельсы.
Безусловно, "умных весов" на одном промежутке дороги должно быть несколько, чтобы быть уверенным в правильности этих весов и контролировать перегруз грузовых автомобилей. Кроме того, перегруз на самом деле является губительным для дорог особенно в летнее время, когда асфальт мягче и может деформироваться.
Мне кажется, что внедрение «умных весов» — это шаг в правильном направлении, особенно если учесть, что дорожное покрытие страдает из-за перегрузов. Однако, не могу не согласиться с тем, что есть множество нюансов, которые нужно решить. Например, интеграция всех пунктов контроля в единую сеть звучит логично и перспективно, особенно если брать во внимание успешные примеры из других стран. В той же Германии подобные системы уже работают и показывают хороший результат. Но, конечно, важно учитывать и местные реалии, чтобы избежать ситуаций, когда штрафы накладываются неправомерно. Кстати, вопрос о том, как уведомлять грузовладельцев о проблемах, тоже требует внимания. Хотя система уведомлений через SMS или электронную почту кажется удобной, нужно учесть, что не все перевозчики могут иметь доступ к таким технологиям на ходу. Актуальным остается вопрос о том, как обеспечить надежность и точность взвешивания, чтобы избежать лишних споров и недовольства со стороны перевозчиков. Важно, чтобы система была прозрачной и понятной для всех участников процесса, иначе доверие к ней будет минимальным. И, конечно, юридические аспекты не стоит оставлять без внимания. Здесь важно создать такие условия, при которых ответственность будет справедливо распределена между всеми участниками процесса. В целом, проект амбициозный и, если все нюансы будут учтены, может принести значительные изменения в транспортной отрасли.
Интересно, что внедрение таких технологий как «умные весы» стало актуальным именно сейчас. Это немного напоминает ситуацию с электронными тахографами, когда сначала было много недовольства, а потом все привыкли. Важно, чтобы все изменения были направлены не только на контроль, но и на облегчение работы транспортников.
Вопрос юридической ответственности действительно сложный. Кажется, что слишком много неопределенности остается, особенно если транспортное средство находится под управлением разных лиц. Надеюсь, что новые правила помогут прояснить этот момент и сделать систему более справедливой для всех участников.