Производители спецтехники в России, кто продолжает работать?

С конца февраля 2022-го зарубежные компании стали выходить из рынка России. Негативная ситуация коснулась и производства спецтехники, что поставило в сложное положение дилеров и покупателей таких машин. Многие бренды из Японии, США и Европы прекратили работу в РФ.

Это усложнило процесс обслуживания и обновления автомобильного парка. Но с закрытием старых «дверей» стали открываться новые. На место ушедших производителей пришли компании из Китая. Ниже подробно обсудим сложившуюся ситуацию, и возможности для решения проблем.

Кто остановил работу своих предприятий в России

После 24 февраля 2022 года многие производители стали уходить из РФ. Главной причиной стали санкции, которые активно вводились против страны и влияли на возможность производства, сборки или проведения ТО. В каждом случае руководство бренда самостоятельно принимало решение о выходе с рынка.

производство

Одними из первых «ласточек» стали компании JBC и Komatsu. При этом уход первой был не полным, ведь производитель продолжал выпускать экскаваторы, даже несмотря на санкционное давление. В случае с Комацу завод-изготовитель продолжил продажу товаров в РФ, но остановил работу производственных мощностей в Ярославле. Ранее здесь было налажено крупное производство спецтехники в России в виде экскаваторов и карьерных самосвалов.

Ситуация коснулась брендов Катерпиллер и Джон Дир. Первые известны в РФ по изготовлению транспорта для горнодобывающих и строительных работ, а вторые — для изготовления сельскохозяйственной техники. Представители компании Deer отметили, что прекращают отправку продукции в РФ, а Caterpillar вообще остановили производственные платформы на территории страны. Главной причиной названо нарушение цепи доставок и санкционное давление.

Со временем появилась новость о прекращении поставок со стороны Worthington Industries. В компании отметили, что причиной стало получение стали из США, которая является одним из главных источников санкций. Представители компании заявили, что внимательно следят за ситуацией, а их решение находится в тесной координации с международными санкциями.

Кроме того, в период с конца февраля по апрель 2022 года в РФ остановлено производство, и прекращены поставки техники ряда производителей: Volvo Trucks, Scania, MAN Truck & Bus, Daimler Truck AG, Mitsubishi Fuso и Isuzu. Наложенные ограничения предусматривают запрет экспортировать грузовую технику на территорию России.

производство

МАН и Скания отметили, что приняли решения об окончательном выходе из рынка. Аналогичная ситуация произошла и с Вольво, которая закрыла завод в Калужской области. В 2022-м о решении выйти из рынка заявили в компании Мерседес-Бенц. При этом запрет поставок коснулся разных видов техники, в том числе легковых автомобилей.

В марте 2022-го о выходе из российского рынка заявила компания Hitachi. Представители бренда отметили, что вынуждены временно приостановить деятельность. Исключением стали товары и техподдержка электрического оборудования и систем. Что касается продажи тяжелой и специальной строительной техники, эта сфера была полностью «заморожена».

Кто покупает остановленные предприятия

После ухода зарубежных компаний в распоряжении РФ остаются заводы по производству спецтехники, требующие контроля, обслуживания и применения. На место европейских, японских и американских компаний стали приходить их коллеги из Беларуси, России и Поднебесной.

Важно

Наибольшую активность проявляют китайские компании, входящие в ТОП производителей спецтехники. При этом отечественные предприятия часто жалуются, что из-за отсутствия достаточного финансирования не могут конкурировать с более богатыми и именитыми заводами из Китая.

Для достижения цели руководители из Китая обваливают юань и снижают стоимость на продукцию. Это делается для того, чтобы конкурировать с более дешевой отечественной техникой и показать перспективы на рынке. Российские компании не способны предложить аналогичные условия из-за отсутствия достаточного оборотного капитала.

Есть надежда, что конкуренцию китайским брендам составят крупные государственные корпорации типа Газпрома, РЖД и других. Они могут себе позволить крупные траты и дальнейшую поддержку производства. Что касается представителей среднего бизнеса, они слишком зависят от государственной политики.

Иными словами, главные выгодоприобретатели в этой ситуации — представители из Китая. Компании из Поднебесной не только покупают освободившиеся мощности, но и активно продвигают новую продукцию на рынок.

При этом покупатели не переживают о качестве, ведь комплектующие всегда есть в наличии. Многие китайские компании занимали лидирующие позиции еще до февраля 2022 года. К примеру, краны Zoomlion многие эксперты ставят в один ряд с зарубежным производителем Liebherr. 

Работающие российские предприятия, импортозамещение

После ухода крупных брендов из России со сложностями столкнулись многие отечественные компании. По статистике уже в 1-м квартале 2023-го объем производства по многим видам спецтехники снизился почти на 40%. В наибольшей зоне риска находятся шарнирно-сочлененные самосвалы.

Несмотря на ограничения в поставках запчастей, многие компании продолжают вести деятельность и даже пытаются освоить новые рынки продаж. В частности, ведется производства экскаваторов на ТВЭКС, работает Дмитровский и Воронежский экскаваторный заводы. Активную деятельность ведут производители Газ и Камаз.

Воронежский экскаваторный завод

Главная сложность — замещение импортной продукции отечественными аналогами или поиск вариантов для обхода санкций. Частичным решением вопроса стала организация параллельного ввоза импортной продукции, которая появляется в РФ через Турцию, КНР, Армению, Узбекистан и другие страны. Результатом таких обходных путей становится повышение цены.

Многие комплектующие иностранной техники легко заменить товарами из Китая. К примеру, Мерседес-Бенц Актрос — это аналог Фотона EST А. Это означает, что для такой техники трудностей с поиском запасных частей не возникает. Также имеется аналог и у Вольво FH, а именно Донгфенг КХ.

К решению проблемы с импортозамещением привлекаются крупные производители в РФ. Пример — «Чебоксарский агрегатный завод», который свыше 4-х лет ведет такую деятельность. За этот период удалось наладить выпуск многих деталей для спецтехники из Японии, Европы или США. Предприятие быстро вошло в рынок после выхода зарубежных компаний.

Вместе с Чебоксарским агрегатным заводом активно работают компании «Профессионал» и «Текстрон-ТТ». Они занимаются выпуском запасных частей для ходовых систем спецтехники Катерпиллер, Комацу и иных заводов-изготовителей.

Крупные заводы, занимающиеся выпуском спецтехники российского производства, также не сидят без дела. Они имеют собственные лаборатории, где изучают особенности металла и проводят работы по копированию необходимых деталей. Дополнительно в компании имеются собственные мощности, позволяющие производить зубцы и рукояти для экскаваторов, а также другие комплектующие.

Эксперты считают, что в вопросе импортозамещения требуется смотреть на опыт других стран. Разные компании берут на себя функции изготовления двигателей, гидравлики и ходовых элементов. В некоторых случаях импортные детали легко меняются продукцией отечественного производства, к примеру, компании ЯМЗ.

Производство на ямз

Но такой подход актуален не для всей техники. К примеру, на экскаваторы Catне подходят никакие аналоги. Если же поставить низкокачественную деталь, она долго не прослужит, негативно скажется на сроке службы техники и ее эффективности. В таком случае лучшим выходом считается замена сложной иностранной техники китайскими аналогами из премиум-класса.

Главная сложность для компаний по производству спецтехники— поиск дефицитной техники, которую не выпускают даже дружественные страны. Наиболее редкой встречается такая техника, как ресайклеры, дорожные фрезы, перегрузчики асфальта и т. д. В качестве выхода многие называют параллельный импорт, но и здесь есть сложность — необходимость оформления договоров с поставщиком.

Несмотря на активную работу в направлении импортозамещения, текущая ситуация негативно влияет на бизнес. По информации РСП ограничения коснулись деятельности почти половины респондентам. Для большей части из них главной проблемой стало увеличение цен на сырьевую продукцию, аппаратуру или детали. Бизнес, который ведет сезонную деятельность, откладывает ремонтные работы и покупку деталей на более поздние сроки.

Благодаря наличию большого автопарка, они разбирают старые машины и используют детали для ремонта. Параллельно заказываются новые запчасти, доставка которых может занять много времени. Разные компании пытаются найти способы, которые бы позволили пройти сложный путь.

Особое внимание — Камазу

Производство на Камазе

С ограничением производственных мощностей столкнулись и представители крупного отечественного бренда. В руководстве отмечают, что с уходом с рынка крупных брендов возникли трудности с комплектующими, но они постоянно решаются. Это касается коробок передач, электроники и других систем.

Главная задачи — покрытие дефицита комплектующих, которые приходили из-за границы. Это необходимо для возобновления производства машин 5-го поколения. На данном этапе нет проблем с двигателями, и имеется собственное производство кабин. Но наибольшей сложностью является заменагидравлики и других элементов.

Одним из решений стало разрешение правительства по переводу машин на Евро-0. Это означает, что производители Камаза могут обойтись без многих дорогостоящих комплектующих, которые на данном этапе сложно заменить.

Китайская альтернатива

XCMG

С уходом европейских производителей набирает популярности спецтехника китайского производства.К наиболее популярным изготовителям стоит отнести следующие:

  1. XCMG — компания, которая существенно увеличила оборот техники в РФ. Сегодня уже третья часть рынка специальных машин находится в ее владении. В продаже появились погрузчики XC6, отличающиеся более прочной телескопической стрелой и способные долго работать в сложных условиях и при больших нагрузках. На них установлена новая интеллектуальная система и улучшенная гидравлика. Набирают популярности и другие виды техники — ZL50GV, LW300FN и другие.
  2. Zoomlion — еще один производитель, который активизировал производство и продажи техники на территории РФ. На рынке в продаже появились новые тракторы и комбайны. Планируется оснащение техники АКПП.
  3. Liu Gong — одна из крупнейших компаний Китая, которая активно осваивает рынок РФ. Она предлагает бульдозеры, погрузчики, экскаваторы, дорожные катки и складское оборудование.

Активно продвигаются и другие компании, которые занимаются изготовлением погрузчиков, экскаваторов и другого транспорта. Активизируется производство навесного оборудования для спецтехники, которое необходимо для выполнения широкого спектра работ. Ведется деятельность по изготовлению запасных частей, которые могли бы заменить детали иностранных производителей.

Итог

На данный момент рынок спецтехники РФ переживает сложный период из-за ухода многих зарубежных компаний. Но на их место приходят китайские компании, которые активно покупают освободившиеся заводы и активируют продажу техники в страну. Параллельно решается вопрос по импортозамещению, но на решение этой задачи может уйти слишком много времени.

Рейтинг: 12
Всего оценок: 4 Комментариев: 3 Просмотров: 75
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 30-05-2023 / Обновлено: 31-05-2023
Поиск запроса "производители спецтехники в россии, кто продолжает работать?" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Мария Москва 31.05.2023

Многих ушедших марок будет не хватать, например, мы любим спецтехнику "Джон Дир". С другой стороны, новыми эти машины купить нереально, и весь "Джон Дир" у нас б/у. А за несколько лет ситуация, может, и устаканится, и фирмы вернутся. Но пока рассчитываем на отечественные заводы, да и китайские машины сейчас практически догнали по качеству европейские и американские.

0
0
Ответить
Андрей Москва 31.05.2023

Жаль, что самые лучшие компании, такие как Сканиа, Ман, Мерседес, Вольво покинули страну. Заход китайцев на рынок не даст возможности нашим производителям начать выпускать конкурентоспособную технику. Естественно, Китаю выгодно зайти на пустой рынок. Это сейчас стоимость приемлемая. Позже китайцы ее откорректируют (в свою пользу).

0
0
Ответить
Никита Балаково 31.05.2023

Я бы и рад посмотреть на это с позитивной стороны - мол, ушли все лишние, дальше будем развивать свой рынок. Но вся проблема в том, что никто нам этого не позволит сделать. Китай будет диктовать России свои правила. К сожалению, так будет вообще всегда.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: