Продажи коммунально-строительных машин продолжают снижаться
Вопрос о качестве отечественных дорог долго ещё будет оставаться открытым. В 2016 году президент страны обратил на извечную российскую проблему пристальное внимание. Как следствие, начали искать виноватых.
Сначала в это категорию попали водители большегрузов. Система "Платон" намерена заставить перевозчиков заплатить за любезно предоставленную им услугу ездить по хорошим дорогам. Собственники тяжёлых грузовиков деньги перечисляют, а дороги лучше не становятся.
С недавних пор обнаружена вторая крайняя сторона, ответственная за состояние дорог, — российские производители коммунально-строительных машин. Качество выпускаемой продукции, по мнению специалистов-дорожников, не соответствует заявленным характеристикам. Дорожно-строительные компании предпочитают покупать спецтехнику за рубежом. Средства на обновление парка весьма ограничены. Поэтому вместо новых экскаваторов, бульдозеров и тракторов, встаёт в строй дорожная спецтехника, приобретённая на вторичном рынке.
Кто покупает российские коммунально-строительные машины
Отечественные предприятия тяжёлого машиностроения находятся в глубоком кризисе. Но если заводы-изготовители коммерческого грузового и пассажирского транспорта испытывают затруднения с конца 2014 года вследствие обвала рубля, то падение продаж дорожно-строительных машин угрожает перейти в стабильную тенденцию, так как продолжается пятый год. Легче найти партнёра за границей, чем продать тяжёлую спецтехнику своему потребителю.
Какие обстоятельства сумеют переломить сложившуюся ситуацию? В "Информационно-аналитическом центре по вопросам внешнеторговой деятельности" прогнозируют рост спроса на строительную и дорожно-строительную спецтехнику. Эксперты ведомства предполагают увеличение потребностей рынка на 8% ежегодно. Но только за счёт экспортных поставок.
Российский завод "ДСТ-Урал", челябинский производитель тракторов, бульдозеров и сваебойных машин, ведёт переговоры с партнёрами из Вьетнама и Австралии. Это одно из новых перспективных направлений. Основными зарубежными потребителями российской дорожной и строительной спецтехники по-прежнему остаются страны Таможенного союза: Казахстан и Беларусь, а также члены ЕС — ФРГ, Нидерланды, Бельгия и Швеция.
В отношении внутреннего рынка, аналитики долгосрочных прогнозов не дают. Сегодня новую отечественную спецтехнику наши дорожные хозяйства не приобретают по одной причине: нет лишних денег на покупку машин сомнительного качества. Поэтому и объёмы её реализации в условиях возможного подъёма экономики просчитать сложно. А пока плачевная для тяжёлого машиностроения ситуация останется без изменения вплоть до осени 2016 года. Единственная реальная надежда возлагается на газовщиков. Уже в ближайшее время в России планируется масштабное строительство газопроводов.
Дорожные хозяйства отечественной спецтехникой не заинтересуешь
В настоящее время региональные дорожные компании испытывают дефицит в дорожной технике. Новостные сводки о неспособности коммунальных служб работать в авральном режиме — яркое тому подтверждение. Уровень технической оснащённости парка спецпредприятий, обслуживающих дороги федерального значения, не превышает 48% от нормы.
Общий показатель износа машин составляет свыше 75%. По сведениям Владимира Ищенко, руководителя СРО НП "Спецавтопром" для качественного содержания федеральных автомагистралей требуется 10,5 тыс. единиц дорожно-эксплуатационной техники. Для её закупки необходимо свыше 12,5 млрд рублей. При этом только ежегодные вливания на обновление и содержание автопарка составляют порядка 4 млрд рублей.
Отечественные производители обижаются на российских дорожников. "ДСТ-Урал" обращается прямо в их адрес: "Ваши менеджеры работают на отбой". Высказывается мнение о необходимости ужесточения внешнеэкономических санкций. Ограничить, мол, ввоз спецтехники из-за рубежа. Вот тогда и засыпят нашего производителя заказами. Получается, что стать приобретателем российских дорожно-строительных машин можно только от безысходности, если все другие каналы поставок будут перекрыты.
Как негативный, приводится пример компании "Автодор". В 2015 году предприятие обновило свой автопарк. Причём на 70% спецтехникой импортного производства и только на 30% - российского. Чтобы пресечь на корню нежелание дорожников поддерживать отечественного производителя, предлагается отслеживать закупки и изменить соотношение импортных и отечественных машин в автопарке как 30 к 70.
На Липецком заводе малых коммунальных машин, уверены, необходимо сформировать потребности внутреннего российского рынка, оформить их в виде единого госзаказа, создать на уровне министерства систему планирования производства. А когда станет, наконец, ясно, сколько надо произвести строительно-коммунальных машин и попросить у правительства на это денег. Если дорожные компании не хотят платить за российскую спецтехнику, то пусть за это заплатит государство.
Заключение
В условиях рыночной экономики, прямой государственной обязанностью является поддержание рыночной конъюнктуры в отношении тех отраслей народного хозяйства, где это требуется. Является ли правильным решение о выделении помощи тем предприятиям, продукция которого значительно уступает по качеству зарубежным аналогам.
Может быть, в обмен на материальную поддержку заводы-изготовители спецтехники представят в правительство определённую программу, результатом реализации которой станет появление на внутреннем рынке настоящих машин, к которым никто не посмеет предъявить претензии.
- Трактор для фермерского хозяйства
- Спецтехника трактор для хозяйства
- Нужна ли специальная машина для перевозки пчел?
- Какие машины лучше подойдут для грузоперевозок?
- Манипулятор для строительной организации
- Россия – неблагоприятный рынок для спецтехники из Беларуси
- Продажи коммунально-строительных машин продолжают снижаться
- Серийное производство самоходной сельскохозяйственной спецтехники
- Аренда спецтехники экономит время и финансовые средства
- Анализ российского рынка коммунальной спецтехники
Государство не сможет поддержать все отрасли и давать им финансовую помощь. Где на всех взять денег? Надо делать перезагрузку и реформировать эти отрасли. Делать их сильными конкурентами для других.
В связи с кризисной ситуацией в стране снижаются цены на недвижимость, то и машины будут дешеветь.
Кризис в продажах машин коммунально-строительного назначения может подсказать производителям необходимость искать пути повышения качества техники, а также снижения цен на нее.
Мне кажется, что основная проблема в том, что отечественные производители спецтехники не могут предложить продукт, который бы удовлетворял потребности рынка по качеству и цене. Это как ситуация с отечественным автопромом, где покупатели всё чаще предпочитают зарубежные марки, несмотря на активную госпропаганду. Да, иностранная техника может быть дороже, но она окупается за счёт надёжности и долговечности. Важно понимать, что в условиях рынка ни один бизнес не будет инвестировать в продукт, который не оправдывает ожидания. Программа импортозамещения, безусловно, нуждается в доработке и поддержке на уровне государства, но она должна быть нацелена на реальное улучшение качества, а не просто на ограничение импорта. Иначе это приведёт лишь к росту цен и снижению конкуренции. Было бы правильно, если бы государство не просто выделяло деньги на поддержку производств, но и контролировало их использование, чтобы эти средства шли на реальное повышение качества продукции. Взять, к примеру, опыт Китая: они не только защищают свой рынок, но и активно инвестируют в развитие технологий и качество, благодаря чему сейчас их продукция конкурентоспособна на мировом уровне. С другой стороны, инициатива с госзаказами может стать хорошим стимулом для производителей, но только в том случае, если будет чёткая система контроля за качеством и соблюдением сроков. В целом, ситуация требует комплексного подхода: от разработки стратегии поддержки до внедрения новых технологий и стандартов качества.
Согласен с тем, что нужно больше внимания уделять качеству отечественной техники. Но пока она не будет конкурентоспособной, дорожники будут выбирать импортные аналоги. Надеюсь, что ситуация изменится, если государство действительно возьмётся за поддержку отрасли. Всё-таки, без этого российским производителям будет трудно.
Думаю, что проблема не только в производителях, но и в самой системе закупок. Важно, чтобы решения принимались не только на основе цены, но и с учётом качества и репутации производителя. В противном случае, мы просто будем продолжать закупать технику, которая не отвечает современным требованиям.