Режим труда и отдыха водителя-дальнобойщика

Режим труда и отдыха(РТО) водителя-дальнобойщика — регламентируемый на уровне закона порядок распределения рабочего времени водителя, осуществляющего доставку объектов на большие расстояния.

Ниже рассмотрим, что по этому вопросу говорит ПДД и законодательство, какие моменты важно учесть и соблюдать в реальной практике. Отдельно разберемся со штрафами, которые накладываются за нарушение законов сегодня.

Раздел ПДД 26 про нормы управления и тахографы

Для получения более детальной информации стоит заглянуть в раздел 26 ПДД России содержит требования в отношении рабочего графика шоферов ТС, осуществляющих доставку людей и грузов.

Он создан для следующих категорий водителей:

  1. Водители ТС средств категорий C, D, E, а также B (при перевозке опасных грузов).
  2. Организации, в которых работают такие лица.
  3. Госорганы, контролирующие выполнение режима труда и отдыха водителей.

тахограф

Шоферы ТС должны знать и соблюдать требования раздела 26 ПДД, так как они отвечают за обеспечение безопасности. Организации, в которых работают такие люди, должны обеспечить соблюдение требований, так как они в ответе за безопасность сотрудников. Госорганы, осуществляющие контроль, должны обеспечивать соблюдение требований раздела 26 ПДД.

Важно

Цель раздела 26 ПДД — гарантировать безопасность движения на дорогах путем установления норм времени управления ТС и отдыха шоферов. Длительное пребывание за рулем, усталость и недосыпание могут привести к снижению концентрации и авариям.

Тахографы являются обязательными для установки на ТС категорий C, D, E, а также машинах категории В (если перевозятся опасные грузы). Техника должна регистрировать следующие параметры:

  • скорость движения авто;
  • время работы / отдыха шофера;
  • маршрут следования ТС.

Водитель обязан следить за исправностью тахографа, своевременно записывать в него данные о работе и отдыхе.

Контроль режима труда и отдыха (РТО) в России, чем регламентируется

Режим труда и отдыха

РТО для дальнобойщиков в РФ регламентируется следующими документами:

  • ТК РФ — ст.107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115;
  • ПДД РФ — ст. 26;
  • ТР ТС — ст. 13.

Также стоит выделить и другие документы:

  • ФЗ «О дорожном движении» от 1995 года. Содержит общие положения и требования к участникам процесса. В нем устанавливаются основные принципы регулирования РТО.
  • Приказ Минтранса РФ от 2015-го №153. В нем имеются детальные нормы и правила в области регулирования режима труда и отдыха, включая требования к использованию тахографов, порядок оформления отчетности и ответственность за нарушение правил.

Контроль РТО осуществляется дорожной инспекцией и иными соответствующими органами. Водители подлежат проверкам, включая контроль данных тахографов, чтобы обеспечить соблюдение установленных норм и предотвратить усталость, которая может привести к опасным ситуациям на дорогах.

Суммированный учет рабочего времени

дальнобойщик за рулем

Под термином суммарного учета подразумевается специальный порядок, при котором длительность работы за определенный срок (месяц, квартал и иные сроки) не должна быть больше оптимального числа часов для работы. В отношении дальнобойщиков действуют отдельные правила, обязательные к учету.

Время управления

По ТК РФ учет труда может быть введен для шоферов, выполняющих свои функции по графику сменности. Также он применяется для водителей, выполняющих задачи в условиях, когда нельзя соблюсти продолжительности для недели / дняв отношении времени работы.

Особенности:

  • В течение рабочего дня водитель может ехать на ТС до 9 ч (дважды в неделю разрешается 10 ч). Обязательны 15-минутные паузы, 1-й из которых — не более чем спустя 4 ч, оставшиеся — раз в 2 чезды за рулем. 
  • На протяжении смены шофер может управлять ТС не свыше 15 ч. Здесь работа должна прерываться паузами на расслабление и еду продолжительностью не менее получаса после 8 ч вождения без перерыва.
  • В течение 7-дневного периода шофер может управлять ТС не более 56 ч. При таком подходе управление должно иметь паузы на расслабление и еду в срок от 45 мин после 13 ч езды без паузы.
  • В течение 2-недельного периода водитель может управлять ТС не более 90 ч. В этом случае управление важно прерывать паузами на отдых и питание на время до 45 мин после 20 ч непрерывного управления.

дальнобойщик за рулем

При суммарном учете работы шофер может быть за рулем ТС в течение более длительного времени, чем при обычном графике работы. Но важно помнить, что даже при таком учете существуют ограничения на продолжительность времени управления.Нарушение ограничений нередко влечет штрафные санкции для работодателя и водителя.

Кроме указанных выше особенностей, при суммированном учете стоит учитывать следующие моменты:

  • время управления ТС должно быть учтено в соответствии с данными тахографа;
  • если водитель управляет ТС в течение более продолжительного периода, чем предусмотрено нормами, ему положено дополнительное время для расслабления;
  • компания-работодатель обязана обеспечить соответствие нормам РТО.

В целом, суммированный учет может быть эффективным инструментом для организации водителей, выполняющих задачи в условиях, когда невозможно соблюдение дневной / недельной длительности периода работы. Но важно следовать при этом установленным нормам и требованиям, чтобы обеспечить безопасность и здоровье водителей.

Время отдыха

При общем учете важно учитывать и время расслабления:

  • Отдых в течение дня — от 11 ч. В исключительных случаях допускается сокращение до 9 ч, но не более 2-х раз в неделю.
  • Еженедельный — не менее 45 ч. В редких ситуациях допускается уменьшение до 24 ч, но не более 1 раза в 14 суток.

Суточный отдых должен предоставляться после каждого рабочего дня или смены. В случае, если человек работает в течение 2-х смежных суток, он получает возможность для расслабления на время от 12 ч и более.

дальнобойщик за рулем

Еженедельная пауза должна предоставляться не реже 1 раза в две недели. В случае, если водитель выполняет задачи в течение 2-х смежных недель, ему должен быть предоставлен перерыв на отдых в срок от 48 часов.

Время расслабления шоферов, работающих по стандартному принципу, должно учитываться в соответствии с данными тахографа. Кроме того, важно брать во внимание следующие моменты:

В случае, если водитель управляет ТС в течение более длительного времени, чем предусмотрено нормами, ему должна быть предоставлена компенсация в виде дополнительного отдыха.
При суммированном учете рабочего времени работодатель должен обеспечить соблюдение требований к рациональному режиму труда, отдыха и режима питания.

Суммированный учет позволяет водителям более гибко планировать график, соблюдая при этом общие нормы и ограничения.При использовании тахографовважно регулярно регистрировать такие периоды. Дорожные инспекторы могут проводить проверки и анализ данных для обеспечения соблюдения установленных норм.

Суммированный учет времени имеет целью предотвращение переутомления водителей и обеспечение безопасности на дорогах. Этот подход также помогает в более эффективном использовании времени водителей при соблюдении общих норм и правил.

Рекомендуемый усредненный график

Что касается графика водителей-дальнобойщиков, работающих по общему учету труда, он имеет величину 12 ч в сутки, 6 дней в неделю с двумя перерывами на отдых и питание до получаса в день. Суточный отдых шофера составляет не менее 11 ч, а раз в неделю — от 45 ч.

Конечно, такой график не всегда может быть реализован в реальной жизни, так как на него могут повлиять различные факторы: загруженность дорог, погодные условия и т. д. Однако, при планировании работы водителей рекомендуется стремиться к тому, чтобы они выполняли задачи по такому графику.

дальнобойщик за рулем

План рабочего дня:

  1. начало рабочего дня —07:00;
  2. завершение смены — 19:00;
  3. перерыв на отдых и питание —12:00-12:30;
  4. второй перерыв — 16:00-16:30;
  5. суточный отдых —19:00-07:00.

Один из дней в неделе — свободный.

График можно корректировать в зависимости от конкретных условий работы. Например, если водитель выполняет задачи в ситуации, когда необходимо соблюдать более строгие требования, длительность может быть сокращена до 8-9 ч.

При планировании деятельности водителей важно учитывать следующие факторы:

  • Загруженность дорог. В случае загрузки водитель может тратить больше времени на, что приведет к увеличению продолжительности рабочего дня.
  • Погодные условия. По плохой погоде человек может двигаться медленнее, что также приведет к увеличению продолжительности рабочего дня.
  • Характеристики ТС. Если ТС имеет низкий расход топлива, водитель может работать дольше без дозаправки, что позволит сократить продолжительность труда.

График работы водителей был составлен таким образом, чтобы обеспечить безопасность и сохранить здоровье.

РТО при междугородных перевозках грузов

РТО при междугородных доставках грузов имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой:

  1. Длительность. Междугородные перевозки объектов часто осуществляются на большие расстояния, что требует продолжительного времени управления ТС.
  2. Неблагоприятные условия. При выполнении такой работы приходится сталкиваться с негативными погодными условиями, загруженностью дорог, необходимостью пересечения границ.
  3. Особенности перевозимых грузов. Некоторые виды объектов, такие как опасные грузы, требуют соблюдения особых правил перевозки.

В связи с этими особенностями РТО должен быть направлен на обеспечение безопасности шофера и груза. При этом время работы и расслабления аналогично тому, что рассмотрено выше.
Контроль за выполнением РТО при междугородных перевозках осуществляется органами ГИБДД и ФСН в транспортной сфере (Ространснадзор).

Штрафы за нарушения

дальнобойщик за рулем

Важно знать, что нарушение режима труда и отдыха предусматривается определенное наказание.

Нарушение РТО:

  • водители — от 1500-2000 р;
  • должностные лица — 7000-10000 р;
  • ИП — 15000-25000 р;
  • юрлица — 20000-5000 р.

Выезд без тахографа:

  • водители — от 3000-5000 р;
  • должностные лица — 7000-10000 р;
  • ИП — 15000-25000 р;
  • юрлица — 20000-5000 р.

Кроме того, при отклонении от установленных правил может быть запрещено управление ТС на период до 3 месяцев.

дальнобойщик за рулем

Итог

Основная цель РТО для водителей — обеспечить их безопасность и здоровье. Длительное пребывание за рулем, усталость и недосыпание могут привести к снижению концентрации внимания, ухудшению психофизиологического состояния, что нередко ведет к ДТП.

В последние годы в РФ наблюдается тенденция к ужесточению требований к РТО водителей. Это связано с ростом числа ДТП, причиной которых является усталость.

Рейтинг: 14
Всего оценок: 8 Комментариев: 4 Просмотров: 59
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 03-02-2024 / Обновлено: 03-02-2024
Поиск запроса "режим труда и отдыха водителя-дальнобойщика" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Снежана Санкт-Петербург 06.02.2024

Очень хорошо, что всё так тщательно регламентировали. А то попадёт человек в аварию из-за недосыпа и что тогда? А так и сон регламентирован, и обязательный выходной есть, и перерыв на обед. Да и неблагоприятные погодные условия учитываются, ехать медленнее можно.

0
0
Ответить
Максим Москва 06.02.2024

Грамотный подход, такая жёсткая регламентация работы точно нужна, чтобы сохранить здоровье водителя, а так же жизни большого количества людей. Хотя бы снизить риски аварий. Осталось придумать как заставить водителей и их работодателей следовать этим правилам. 

0
0
Ответить
Надежда Мурманск 09.02.2024

На бумаге все, на первый взгляд, правильно, но не везде и не всегда есть место и возможность для отдыха водителя дальнобойщика. Нет ни нормальных стоянок, ни человеческих условий для отдыха. Часто огромные фуры просто стоят на обочинах дорог потому, что водитель не имеет возможности нормально отдохнуть там где есть все условия для этого!

0
0
Ответить
Сергей Дабинск 27.03.2024

Почему досих пор заставляют работать с нарушением рто почему компании не наказывают за это

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: