Резина летняя и зимняя, сравнение
Смена сезона для автолюбителей знаменуется необходимостью замены резины на транспортном средстве. Процедура малоприятная, ведь тем, кто «переобувает» машину самостоятельно, на это приходится потратить немало времени, а кто пользуется услугами шиномонтажа, платит за это деньги, да еще и в очереди может простоять пару часов. О том, что менять резину обязательно, никто не спорит, соответствующее правило прописано в ПДД.
Оглавление
Зимой на летней резине далеко не уедешь, поэтому в необходимости замены не сомневаются даже новички. Сегодня поговорим о том, чем различаются зимние и летние покрышки, какие новинки существуют на современном рынке, а также что такое всесезонная резина, которую многие считают панацеей?
Зависимость шин от погодных условий
Согласно требованиям ПДД, смена сезонных покрышек на территории РФ регламентируется постановлением «О безопасности колесных транспортных средств». В соответствии с этим документом, эксплуатация шипованной резины запрещена с июня по август, а на летней нельзя ездить в период с начала декабря по конец февраля. На практике же «переобуваться» в зимние покрышки следует с наступлением первых заморозков, так как летняя резина на морозе утрачивает заявленные эксплуатационные свойства.
Дело в том, что «летняя» резиносмесь при низкой температуре дубеет. Чем холоднее на улице, тем ниже сцепление и тем длиннее тормозной путь даже на хорошем, сухом асфальте. В рамках эксперимента, проведенного авторитетным автомобильным журналом, выяснилось, что при +7 градусов летние шины продемонстрировали определенное ухудшение сцепления.
Но оно все равно оказалось лучше, чем у зимней резины при таких же условиях. Говоря иными словами, даже при +7 покрышки, не соответствующие сезону, тормозить будут хуже. Разница в длине тормозного пути составила более 8 метров, и в этих метрах лежит человеческая жизнь.
Кроме того, проведя ряд исследований, эксперты пришли к следующим выводам:
- После длительной езды в жаркую погоду за ночь резина (летняя, разумеется) так окончательно и не остывает. Даже утром она горячее, чем дорога и окружающий воздух. Само собой разумеется, что это влияет на характеристики покрышек.
- Чем больше нагревается авторезина, тем выше в ней давление. Если на холодном колесе давление составляет 2,2 бара, то при нагреве этот показатель возрастает до 2,6. Если при таких условиях машина будет груженой, мягкая по умолчанию шина (особенно – т.н. «липучка») станет изнашиваться в разы быстрее.
- При температуре ниже -5 на сухой и пористой дороге летние шины ведут себя более-менее нормально. Если поверхность гладкая, образуемая в пятне контакта влажность моментально превращается в лед, поэтому уровень сцепления значительно снижается. Это яркое доказательство практической необходимости покупки зимней резины.
Подводя промежуточный итог под сказанным выше, отметим, что игнорировать сам факт влияния температуры воздуха на поведение автомобильных покрышек нельзя ни в коем случае. Поэтому, чтобы водитель управлял машиной, а не наоборот, нужно заблаговременно купить зимнюю резину.
Состав резиновой смеси, эластичность шин
Эксплуатационные свойства автопокрышек зависят от состава резины, а его подбору ведущие мировые бренды уделяют максимум внимания. Резиносмесь может включать до 15 компонентов, а они, в свою очередь, образуются из более чем полторы тысячи всевозможных веществ. В основе резиновой смеси лежит каучуковый полимер, наполнители, а также катализаторы и пластификаторы.
Все смеси разрабатываются специально под те или иные погодные условия, чтобы обеспечить максимальное сцепление с дорожным полотном. На переднем плане стоит безопасность, не менее важную роль играет и длительность эксплуатации.
ВажноСлишком мягкая шина в жару изнашивается быстрее. В регионах с суровыми зимами шины, наоборот, не должны сильно затвердевать, иначе управлять транспортным средством станет сложнее.
Вот почему в резиносмесь для зимних шин добавляют пластификаторы и эластомеры, которые гарантируют стабильное поведение покрышки на дороге даже в лютый мороз. Чем ниже пластичность, тем хуже сцепление, и тем быстрее авто пойдет в занос. Полимеры необходимы в составе смеси для зимних шин, потому что так изделие будет достаточно прочным, и на нем в процессе использования не образуются «грыжи». Да и риск разрыва при использовании качественной смеси стремится к нолю.
Точный состав резины производители держат в секрете, но в большинстве случаев в «коктейль» входит:
- Каучук (натуральный и искусственный в строгом соотношении).
- Технический углерод.
- Сера.
- Натуральные масла.
- Силика.
Прочность и эластичность продукту придает натуральный каучук. Искусственный наделяет шину требуемыми ходовыми характеристиками. Твердость смеси диктует показатели сцепления и качество торможения. Сажа или технический углерод отвечают за устойчивость перед износом и за прочность.
Силика улучшает сцепление на мокром асфальте, а также обеспечивает мягкость изделия, которая положительно сказывается на комфорте езды. Сера выполняет функции связующего звена, которое делает шины прочнее. Натуральные масла обладают смягчающими свойствами, которые незаменимы в процессе производства новой зимней резины.
Рисунок протектора
Летняя и зимняя резина рознится рисунком протектора. У зимних моделей он (рисунок) способствует снижению влияния снега на управляемость авто. Канавки расположены таким образом, чтобы, сцепление с дорожным полотном было лучше, а снег, попавший в протектор, свободно из него выпадал.
Рисунок на покрышках, разработанных для зимы, строго направленный.
Чтобы владельцы не перепутали и не установили шины неправильно, на их боковинах присутствует соответствующая надпись со стрелкой, указывающей на то, как именно надо монтировать колесо. Летняя резина симметрична, ее в большинстве случаев можно ставить в любом положении за исключением случаев, когда иное предписано компанией-изготовителем.
Водоотводные каналы
Летная резина характеризуется наличием т.н. водоотводных каналов – продольных дорожек на протекторе. Они необходимы для того, чтобы выводить из-под колеса воду и тем самым свести к минимуму вероятность аквапланирования – образования водяной пленки между колесом и мокрым дорожным полотном. Из-за того, что покрышка в результате аквапланирования утрачивает сцепление с дорогой, машина теряет управляемость, что чревато риском ДТП.
Чтобы этого не произошло, производители дополняют рисунок протектора водоотводными каналами. У зимних шин водоотводного канала либо нет, либо он всего один и находится в центральной части протектора, так как в это время года риск аквапланирования минимален.
При какой температуре меняют резину
Эксперты советуют менять шины с летних на зимние, когда среднесуточная температура воздуха на протяжении нескольких дней стабильно удерживается на отметке ниже 3 градусов и демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. Важно отметить и тот факт, что условия эксплуатации авто в городе и за его чертой разные.
К примеру, городские дороги могут быть сухими, а в сельской местности и пригороде наблюдается гололед. Чтобы обеспечить все условия для безопасной езды, «переобувать» машину лучше, когда днем столбики термометров не поднимаются выше 3 градусов.
Что такое всесезонка
Многие автовладельцы отдают предпочтение всесезонной резине, сочетающей в себе преимущества «зимних» и «летних» моделей. Они немного жестче, чем зимние покрышки, но мягче летних. Для регионов с мягким климатом этот вариант может стать идеальным решением, ведь при средних температурах в диапазоне -10 - +25 градусов шины ведут себя отлично.
Примечательно, что многие автопроизводители с завода «обувают» машины именно во внесезонку. Получается, что человек покупает авто и продолжает его эксплуатировать с такой себе универсальной резиной. Подобное поведение оправдано, если, конечно, погодные условия это позволяют.
Как узнать всесезонную резину? У нее округлые боковины, широкие канавки и рассеченные ламели, более низкий, чем у зимних шин, протектор, глубокий рисунок, но не такой крупный, чем у моделей, предназначенных для зимы. Для лучшей управляемости в зимнее время всесезонные модели нередко снабжают небольшими шипами.
Еще одним в определенной степени универсальным решением является так называемая зимняя резина-липучка. Это фрикционные шины, разработанные для эксплуатации зимой. Они похожи на шипованную резину, но без шипов, зато с большими ламелями, которые улучшают сцепление. Благодаря отсутствию шипов покрышки не наносят вреда дорожному полотну.
Итог
Необходимость вместе со сменой сезонов менять резину – это не прихоть производителей автопокрышек, а вопрос безопасности. Езда на шинах, не соответствующих времени года, значительно повышает риск дорожно-транспортных происшествий, которые несут угрозу здоровью и жизни людей.
- Зимняя резина для гор. Подходит?
- Замена летней резины на зимнюю.
- Выбор зимней резины
- Отзывы о зимней резине на липучке
- Необходимо ли снимать знак "Шипы" с автомобиля при смене шипованных колёс на летнюю резину?
- Владельцы авто игнорируют величину протектора на зимних шинах
- Эксперты Komatsu об эксплуатации тяжелой техники зимой
- Резина летняя и зимняя, сравнение
Всегда надо менять резину во время, не понимаю людей, которые зимой ездят на летней резине в целях экономии, ведь есть же такие. Я лучше заплачу некую сумму, чем подвергну опасности жизнь свою и своей семьи. Никогда не жду до последнего, пока стабильные минуса будут, в нашем регионе в начале-середине ноября уже надо менять
Зимняя резина мягче летней. Ее протектор разрезан множеством ламелей и канавок, и когда камушки о них ударяются, громкость издаваемого шума гораздо меньше, нежели в случае с летними покрышками. У летней резины более широкие блоки протектора.
Поскольку в большинстве регионов нашей страны перепад температуры от лета к зиме весьма существенный (то бишь летом запросто может быть плюс 25, а зимой минус 25), то смена автомобильной резины - это абсолютно нужная тема. Без этого никак. А те, кому это не по нраву, просто могут перебраться в южные регионы с более мягким климатом. Хотя и там порой зимой бывает хороший минус.
Статья действительно поднимает важный вопрос о сезонной замене шин. Это напомнило мне о недавнем исследовании, проведенном в Финляндии, где сравнивали эффективность зимних и всесезонных шин в экстремальных условиях. Результаты показали, что даже современные всесезонные модели не могут полностью заменить зимние в суровых климатических условиях. Это связано с тем, что резиновая смесь и рисунок протектора зимних шин разработаны специально для низких температур, обеспечивая лучшее сцепление на льду и снегу. В статье также упоминается важность эластичности шин, и здесь нельзя не вспомнить о том, как бренды, такие как Michelin и Bridgestone, вкладывают огромные средства в исследования и разработку новых композитных материалов. Это позволяет не только улучшать сцепление, но и продлевать срок службы шин. Конечно, для городских условий всесезонка может быть приемлемым выбором, но для тех, кто часто ездит в пригород или по трассам, я бы рекомендовал не экономить на безопасности и иметь как летний, так и зимний комплект. Также интересно, что в статье упомянуты температурные пороги для замены шин. Это особенно актуально для нашего региона, где погода может резко меняться. Здорово, что такие статьи помогают лучше понимать важность грамотного выбора шин и не пренебрегать безопасностью на дороге.
Отличная статья! Полностью согласен, что выбор шин должен основываться на климатических условиях региона. Всесезонные шины – это хороший компромисс для мягких зим, но в условиях российских морозов лучше довериться классическим зимним моделям.
Интересно было прочитать о составе резины. Я всегда думал, что шины делают из одного материала, а оказывается, что в них более полутора тысяч различных компонентов! Это объясняет, почему качественные шины стоят так дорого. Инженеры действительно проделывают огромную работу.