Роскосмос: особые требования к спецтехнике на базе Урала

Задачи спецтехники

вездеходы Шаман

Государственная корпорация Роскосмос осуществляет космическую деятельность на территории России и соседнего Казахстана. Специфика работы предусматривает необходимость быстрого перемещения по труднопроходимым территориям, например, для встречи пилотируемого аппарата и быстрой доставки спускаемой капсулы и космонавтов в ЦУП.
Кроме того, не стоит забывать о том, что многочисленные объекты государственной корпорации разбросаны по всей обширной территории страны. Нет никакого сомнения, что для их обслуживания Роскосмосу требуется специальная техника. Требования к ней достаточно очевидны и состоят в следующем:

  • предельная надежность при эксплуатации в самых сложных природных и климатических условиях;
  • высокая проходимость и маневренность;
  • разумная стоимость;
  • производство на территории страны с высокой долей локализации всех основных узлов и деталей.
Важно

Далеко не просто найти специальную технику, которая отвечает всем перечисленным параметрам. Но, похоже, руководству государственной корпорации удалось успешно решить эту задачу.

В течение 2019-2020 годов среди новостей Роскосмоса неоднократно появлялась информация о приеме в эксплуатацию очередной партии спецтехники. Большая ее часть была изготовлена на базе отечественного Урала. Имеет смысл рассмотреть наиболее важные модели детальнее.

Вездеход «Шаман»

Читайте также: Камаз Арктика - уникальность и инновации побеждают российский Север

вездеходы Шаман

Ключевой новинкой спецтехники для Роскосмоса на базе Урала стали вездеходы Шаман. Продукция компании Авторос выпускается в двух модификациях – «Турист» и «Охотник». Нуждам госкорпорации подходят обе. Рассмотрение транспортного средства целесообразно начать с технических характеристик.

Технические характеристики вездехода Шаман

 Параметр  Значение
 Двигатель, мощность, л.с.   3-литровый турбодизель IvecoF1C, 176
 Размеры, мм  6300 / 2500 / 2700
 Ширина колеи, мм  1950
 Клиренс, мм  450
 Колесная формула  8х8
 Снаряженная масса, т  4,8
 Грузоподъемность на плотных / слабонесущих грунтах, т  1,5 / 1
 Вместимость  1+8
 Количество спальных мест (модификация «Охотник»)  4
 Максимальный подъем  45 градусов
 Угол опрокидывания  47 градусов
 Радиус проходимости (продольный), мм  1700

Рама-лодка и двигатель

Рама выступает основой конструкции. Она представляет собой герметичную лодку, изготовленную из алюминия. Внутри закрытой емкости размещаются рабочие агрегаты машины.
На вездеходе устанавливается двигатель IvecoF1C. Это турбодизель с 4 цилиндрами объемом 3 литра и мощностью 176 л. с. Аналогичные агрегаты устанавливаются на Fiat Ducati. Блок двигателя весит всего 270 кг, хотя и изготовлен из чугуна. Его ресурс составляет 700 тыс. км.

вездеходы Шаман

Коробка передач и раздатка

КПП вездехода – механическая на 6 ступеней ZF. Раздаточная коробка – пятивальная РК, оснащенная ВОМ и двумя скоростями. Приводы управления – пневматические. Коробка передач является отечественной разработкой.

Подвеска

Выполнена независимой в виде двух а-образных рычагов. Колесные элементы подвески – взаимозаменяемые. Тип конструкции – пружинный, самый простой и надежный.

Рулевое управление

Главным достоинством рулевого управления становится возможность поворота колес – и передних, и задних – на одинаковый угол. В результате удается заметно сократить радиус поворота всей машины.
Привод РУ укомплектован 4 гидроусилителями, что заметно упрощает управление транспортным средством. На вездеходе используется еще одна новая разработка – система подруливания, исключающая «рыскание» Шамана.
Водителю предоставляется возможность выбрать один из трех режимов работы рулевого управления. Это особенно ценно в условиях сложного рельефа и возникновении проблем с проходимостью.

шаман

Колеса

Стандартная сухопутная комплектация предусматривает установку колес с шинами MAX-TRIM 1300-700х21 низкого давления. Допускается установка шин других моделей – X-TRIM или S-TRIM. Все варианты оснащаются системой регулировки давления. Диски колес – модели «Авторос» из алюминия с защитой от разбортовки внутренними распорными кольцами.

Водоходный движитель

Универсальность вездехода позволяет использовать колеса в воде в качестве рулей для водоходного движителя. Скорость на плаву достигает 7 километров в час за счет использования гребного винта с гидрообъемным приводом.

Бортовые спецавтомобили на базе Урал-43206-1112 и Урал-4320 с КМУ ИМ

Урал-4320 с КМУ ИМ

В ноябре 2020 года появилась еще одна новость о том, что завод ГИРД предоставил в распоряжение Роскосмоса два бортовых спецавтомобиля. Первый использовал шасси Урал-43206-1112-61Е5, второй – Урал-4320 с краноманипуляторной установкой ИМ 150N и сертифицированной люлькой на 1 машиниста.
Главными особенностями и одновременно достоинствами бортовых спецавтомобилей выступили:

  • бортовая платформа большой высоты;
  • ее изготовление из высококачественной и высокопрочной стали;
  • усиленная защита металлических частей кузова от коррозии в несколько этапов (пескоструйная очистка, травление с последующим флюсованием, горячая оцинковка);
  • нанесение дополнительного антикоррозионного покрытия на ответственные конструкции – передний защитный борт, стойки и т.д.;
  • оснащение техники механической лебедкой с длиной троса 60 метров и усилием 9 тонн (блок полиспаст);
  • комплектация для работы в климатических условиях северных регионов страны (подогрев топливопровода, насосов, фильтров и баков, утепление и подогрев аккумулятора, утепление радиатора и т.д.)

Отдельного упоминания заслуживают характеристики КМУ ИМ 150N:

  • грузоподъемность – 6,1 т;
  • собственный вес – 1 769 кг;
  • максимальный вылет – 8 м;
  • угол поворота – 420 градусов;
  • максимальная высота подъема / глубина опускания – 9,5 м / 6,0 м.

Транспортно-бытовая машина ОТТС 5849С

ОТТС 5849С

Еще одна модель спецтехники, поставленная Роскосмосу заводом ГИРД. Она также адаптирована для эксплуатации в условиях Байконура, то есть резкого и сурового континентального климата.

Главная особенность конструкции транспортно-бытовой машины – фургон, который представляет собой модуль для полноценной жизни 4 человек. Он изготовлен из 5-слойных сэндвич-панелей по бескаркасной технологии. Такое устройство обеспечивает комфортные условия проживания при температуре снаружи от минус 50 до плюс 50 градусов. Естественное освещение внутреннего пространства происходит посредством окон с форточками и двойным остеклением.

Фургон делится на два отсека: бытовой и хозяйственный. Первый предназначен для проживания людей. Он оснащен четырьмя спальными местами, универсальной отопительной печью с встроенным насосом, обеспечивающим эффективную циркуляцию горячей воды в системе отопления, и большим количеством розеток.
Второй отсек предназначен для приготовления пищи и хранения продуктов. Он оборудован баком для воды на 200 литров, водонагревателем накопительного типа, шкафами, морозильной камерой и множеством других полезных в быту предметов, технических устройств и приспособлений.

Другие важные достоинства и технические характеристики ОТТС 5849С на базе Урал-43206:

  • встроенная бензиновая электростанция мощностью 7,5 кВт;
  • комплектация электрической лебедкой, расположенной спереди машины и способной создавать тяговое усилие в 5 тонн;
  • оснащение кабины веткорезами;
  • оборудование шасси специальным сцепным устройством, укомплектованным розетками тормозной пневмосистемы;
  • установка прожекторов освещения по периметру фургона и лестницы для подъема на его крышу.

Отзывы специалистов

Практически все специалисты в области спецтехники по достоинству оценили качество новых машин, поставляемых в течение трех последних лет в распоряжение Роскосмоса.Особенно часто отмечается удачная доработка и модификация надежной, простой и долговечной техники к запросам и потребностям государственной корпорации.

Важно отметить, что поставка сразу четырех новых моделей выступает важным аргументом в пользу как отечественных разработчиков, так и производителей специальной техники.

Заключение

Комплектование качественной спецтехникой позволяет надеяться на исправление ситуации, сложившейся в Роскосмосе в последние годы. Серьезные бюджетные вливания создают специалистам государственной корпорации более комфортные условия для работы. Важным позитивным моментом становится тот факт, что вся перечисленная в статье техника произведена в России и практически полностью из отечественных компонентов. Такой подходследует признать полностью оправданным, особенно с учетом продолжающихся международных санкций в отношении многих отечественных предприятий.

Рейтинг: 10
Всего оценок: 3 Комментариев: 6 Просмотров: 2016
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 23-02-2021 / Обновлено: 24-03-2021
Поиск запроса "урал для роскосмоса" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Ян Истра 24.02.2021

Эти вездеходы просто шикарно выглядят. Да и по своей оснащенности и техническим характеристикам они реально на высоте, так что я не удивлен, что эту технику предпочитают в Роскосмосе.

0
0
Ответить
Сергей Сыктывкар 24.02.2021

Особые условия работы техники предъявляют к ней повышенные требования и каждая ее единица должна быть гарантирована от отказа и поломки, слишком высока их цена может быть при решении задач.

0
0
Ответить
Владимир Герман 25.02.2021

Особые требования космической отрасли к спецтехнике понятны, но удивляет разнообразие такой передовой техники, созданной российскими автомобилестроителями. 

0
0
Ответить
Таврион 09.12.2024

Интересная статья, которая подчеркивает важность комплексного подхода к выбору спецтехники для таких крупных игроков, как Роскосмос. Особенно впечатляет использование вездеходов "Шаман" с их уникальной колесной формулой 8х8 и возможностью перемещения по воде. Это напоминает подход к созданию универсальных транспортных средств, как у шведов с их Volvo BV202, но с заметным упором на российские условия. Также стоит отметить усилия по локализации производства — это не только способ обойти санкции, но и поддержка отечественной промышленности. Применение отечественных коробок передач и других компонентов позволяет надеяться на уменьшение зависимости от импортных технологий. Транспортно-бытовая машина ОТТС 5849С также вызывает интерес благодаря своей способности обеспечивать комфортное проживание при экстремальных температурах. Это что-то вроде мобильного дома на колесах, но с усиленной защитой и возможностью работы в суровых условиях. Все это подводит к мысли, что Роскосмос не просто решает текущие задачи, но и закладывает фундамент для будущих проектов, обеспечивая своих сотрудников надежной и современной техникой.

0
0
Ответить
Уве 10.12.2024

Вездеходы "Шаман" — это просто находка для Роскосмоса. Их возможности по проходимости и универсальность впечатляют. Особенно понравилась идея с поворотом всех колес — это действительно уменьшает радиус поворота, что может быть критично в труднодоступных местах. Это как если бы взять лучшую практику от сельскохозяйственной техники и адаптировать её для космоса.

0
0
Ответить
Аббас 11.12.2024

Фургон в транспортно-бытовой машине ОТТС 5849С напоминает мини-дом на колесах. С такими условиями для проживания можно спокойно работать даже в самых суровых климатах. Приятно видеть, что современные технологии позволяют создавать комфорт в таких экстремальных условиях, и это делается на отечественной базе.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: