Роскосмос: особые требования к спецтехнике на базе Урала
Оглавление
Задачи спецтехники
Государственная корпорация Роскосмос осуществляет космическую деятельность на территории России и соседнего Казахстана. Специфика работы предусматривает необходимость быстрого перемещения по труднопроходимым территориям, например, для встречи пилотируемого аппарата и быстрой доставки спускаемой капсулы и космонавтов в ЦУП.
Кроме того, не стоит забывать о том, что многочисленные объекты государственной корпорации разбросаны по всей обширной территории страны. Нет никакого сомнения, что для их обслуживания Роскосмосу требуется специальная техника. Требования к ней достаточно очевидны и состоят в следующем:
- предельная надежность при эксплуатации в самых сложных природных и климатических условиях;
- высокая проходимость и маневренность;
- разумная стоимость;
- производство на территории страны с высокой долей локализации всех основных узлов и деталей.
ВажноДалеко не просто найти специальную технику, которая отвечает всем перечисленным параметрам. Но, похоже, руководству государственной корпорации удалось успешно решить эту задачу.
В течение 2019-2020 годов среди новостей Роскосмоса неоднократно появлялась информация о приеме в эксплуатацию очередной партии спецтехники. Большая ее часть была изготовлена на базе отечественного Урала. Имеет смысл рассмотреть наиболее важные модели детальнее.
Вездеход «Шаман»
Читайте также: Камаз Арктика - уникальность и инновации побеждают российский Север
Ключевой новинкой спецтехники для Роскосмоса на базе Урала стали вездеходы Шаман. Продукция компании Авторос выпускается в двух модификациях – «Турист» и «Охотник». Нуждам госкорпорации подходят обе. Рассмотрение транспортного средства целесообразно начать с технических характеристик.
Технические характеристики вездехода Шаман
Параметр | Значение |
---|---|
Двигатель, мощность, л.с. | 3-литровый турбодизель IvecoF1C, 176 |
Размеры, мм | 6300 / 2500 / 2700 |
Ширина колеи, мм | 1950 |
Клиренс, мм | 450 |
Колесная формула | 8х8 |
Снаряженная масса, т | 4,8 |
Грузоподъемность на плотных / слабонесущих грунтах, т | 1,5 / 1 |
Вместимость | 1+8 |
Количество спальных мест (модификация «Охотник») | 4 |
Максимальный подъем | 45 градусов |
Угол опрокидывания | 47 градусов |
Радиус проходимости (продольный), мм | 1700 |
Рама-лодка и двигатель
Рама выступает основой конструкции. Она представляет собой герметичную лодку, изготовленную из алюминия. Внутри закрытой емкости размещаются рабочие агрегаты машины.
На вездеходе устанавливается двигатель IvecoF1C. Это турбодизель с 4 цилиндрами объемом 3 литра и мощностью 176 л. с. Аналогичные агрегаты устанавливаются на Fiat Ducati. Блок двигателя весит всего 270 кг, хотя и изготовлен из чугуна. Его ресурс составляет 700 тыс. км.
Коробка передач и раздатка
КПП вездехода – механическая на 6 ступеней ZF. Раздаточная коробка – пятивальная РК, оснащенная ВОМ и двумя скоростями. Приводы управления – пневматические. Коробка передач является отечественной разработкой.
Подвеска
Выполнена независимой в виде двух а-образных рычагов. Колесные элементы подвески – взаимозаменяемые. Тип конструкции – пружинный, самый простой и надежный.
Рулевое управление
Главным достоинством рулевого управления становится возможность поворота колес – и передних, и задних – на одинаковый угол. В результате удается заметно сократить радиус поворота всей машины.
Привод РУ укомплектован 4 гидроусилителями, что заметно упрощает управление транспортным средством. На вездеходе используется еще одна новая разработка – система подруливания, исключающая «рыскание» Шамана.
Водителю предоставляется возможность выбрать один из трех режимов работы рулевого управления. Это особенно ценно в условиях сложного рельефа и возникновении проблем с проходимостью.
Колеса
Стандартная сухопутная комплектация предусматривает установку колес с шинами MAX-TRIM 1300-700х21 низкого давления. Допускается установка шин других моделей – X-TRIM или S-TRIM. Все варианты оснащаются системой регулировки давления. Диски колес – модели «Авторос» из алюминия с защитой от разбортовки внутренними распорными кольцами.
Водоходный движитель
Универсальность вездехода позволяет использовать колеса в воде в качестве рулей для водоходного движителя. Скорость на плаву достигает 7 километров в час за счет использования гребного винта с гидрообъемным приводом.
Бортовые спецавтомобили на базе Урал-43206-1112 и Урал-4320 с КМУ ИМ
В ноябре 2020 года появилась еще одна новость о том, что завод ГИРД предоставил в распоряжение Роскосмоса два бортовых спецавтомобиля. Первый использовал шасси Урал-43206-1112-61Е5, второй – Урал-4320 с краноманипуляторной установкой ИМ 150N и сертифицированной люлькой на 1 машиниста.
Главными особенностями и одновременно достоинствами бортовых спецавтомобилей выступили:
- бортовая платформа большой высоты;
- ее изготовление из высококачественной и высокопрочной стали;
- усиленная защита металлических частей кузова от коррозии в несколько этапов (пескоструйная очистка, травление с последующим флюсованием, горячая оцинковка);
- нанесение дополнительного антикоррозионного покрытия на ответственные конструкции – передний защитный борт, стойки и т.д.;
- оснащение техники механической лебедкой с длиной троса 60 метров и усилием 9 тонн (блок полиспаст);
- комплектация для работы в климатических условиях северных регионов страны (подогрев топливопровода, насосов, фильтров и баков, утепление и подогрев аккумулятора, утепление радиатора и т.д.)
Отдельного упоминания заслуживают характеристики КМУ ИМ 150N:
- грузоподъемность – 6,1 т;
- собственный вес – 1 769 кг;
- максимальный вылет – 8 м;
- угол поворота – 420 градусов;
- максимальная высота подъема / глубина опускания – 9,5 м / 6,0 м.
Транспортно-бытовая машина ОТТС 5849С
Еще одна модель спецтехники, поставленная Роскосмосу заводом ГИРД. Она также адаптирована для эксплуатации в условиях Байконура, то есть резкого и сурового континентального климата.
Главная особенность конструкции транспортно-бытовой машины – фургон, который представляет собой модуль для полноценной жизни 4 человек. Он изготовлен из 5-слойных сэндвич-панелей по бескаркасной технологии. Такое устройство обеспечивает комфортные условия проживания при температуре снаружи от минус 50 до плюс 50 градусов. Естественное освещение внутреннего пространства происходит посредством окон с форточками и двойным остеклением.
Фургон делится на два отсека: бытовой и хозяйственный. Первый предназначен для проживания людей. Он оснащен четырьмя спальными местами, универсальной отопительной печью с встроенным насосом, обеспечивающим эффективную циркуляцию горячей воды в системе отопления, и большим количеством розеток.
Второй отсек предназначен для приготовления пищи и хранения продуктов. Он оборудован баком для воды на 200 литров, водонагревателем накопительного типа, шкафами, морозильной камерой и множеством других полезных в быту предметов, технических устройств и приспособлений.
Другие важные достоинства и технические характеристики ОТТС 5849С на базе Урал-43206:
- встроенная бензиновая электростанция мощностью 7,5 кВт;
- комплектация электрической лебедкой, расположенной спереди машины и способной создавать тяговое усилие в 5 тонн;
- оснащение кабины веткорезами;
- оборудование шасси специальным сцепным устройством, укомплектованным розетками тормозной пневмосистемы;
- установка прожекторов освещения по периметру фургона и лестницы для подъема на его крышу.
Отзывы специалистов
Практически все специалисты в области спецтехники по достоинству оценили качество новых машин, поставляемых в течение трех последних лет в распоряжение Роскосмоса.Особенно часто отмечается удачная доработка и модификация надежной, простой и долговечной техники к запросам и потребностям государственной корпорации.
Важно отметить, что поставка сразу четырех новых моделей выступает важным аргументом в пользу как отечественных разработчиков, так и производителей специальной техники.
Заключение
Комплектование качественной спецтехникой позволяет надеяться на исправление ситуации, сложившейся в Роскосмосе в последние годы. Серьезные бюджетные вливания создают специалистам государственной корпорации более комфортные условия для работы. Важным позитивным моментом становится тот факт, что вся перечисленная в статье техника произведена в России и практически полностью из отечественных компонентов. Такой подходследует признать полностью оправданным, особенно с учетом продолжающихся международных санкций в отношении многих отечественных предприятий.
- Телега для перевозки
- Кого лучше выбрать для перевозки?
- Мясорубка для откручивания колес
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Поиск грузовых автомобилей для перевозки
- Роскосмос: особые требования к спецтехнике на базе Урала
- Камаз Арктика - уникальность и инновации побеждают российский Север
- Производители трамваев в России
Эти вездеходы просто шикарно выглядят. Да и по своей оснащенности и техническим характеристикам они реально на высоте, так что я не удивлен, что эту технику предпочитают в Роскосмосе.
Особые условия работы техники предъявляют к ней повышенные требования и каждая ее единица должна быть гарантирована от отказа и поломки, слишком высока их цена может быть при решении задач.
Особые требования космической отрасли к спецтехнике понятны, но удивляет разнообразие такой передовой техники, созданной российскими автомобилестроителями.
Интересная статья, которая подчеркивает важность комплексного подхода к выбору спецтехники для таких крупных игроков, как Роскосмос. Особенно впечатляет использование вездеходов "Шаман" с их уникальной колесной формулой 8х8 и возможностью перемещения по воде. Это напоминает подход к созданию универсальных транспортных средств, как у шведов с их Volvo BV202, но с заметным упором на российские условия. Также стоит отметить усилия по локализации производства — это не только способ обойти санкции, но и поддержка отечественной промышленности. Применение отечественных коробок передач и других компонентов позволяет надеяться на уменьшение зависимости от импортных технологий. Транспортно-бытовая машина ОТТС 5849С также вызывает интерес благодаря своей способности обеспечивать комфортное проживание при экстремальных температурах. Это что-то вроде мобильного дома на колесах, но с усиленной защитой и возможностью работы в суровых условиях. Все это подводит к мысли, что Роскосмос не просто решает текущие задачи, но и закладывает фундамент для будущих проектов, обеспечивая своих сотрудников надежной и современной техникой.
Вездеходы "Шаман" — это просто находка для Роскосмоса. Их возможности по проходимости и универсальность впечатляют. Особенно понравилась идея с поворотом всех колес — это действительно уменьшает радиус поворота, что может быть критично в труднодоступных местах. Это как если бы взять лучшую практику от сельскохозяйственной техники и адаптировать её для космоса.
Фургон в транспортно-бытовой машине ОТТС 5849С напоминает мини-дом на колесах. С такими условиями для проживания можно спокойно работать даже в самых суровых климатах. Приятно видеть, что современные технологии позволяют создавать комфорт в таких экстремальных условиях, и это делается на отечественной базе.