Производители трамваев в России
Травмай— электрический вариант железнодорожного транспорта, курсирующий в пределах городов.
Оглавление
В основном предназначен для перевозки пассажиров, но может иметь и грузовую версию. В России производством вагонов занимается «Уралтрансмаш» (Екатерингбург), «Транспортные системы» (Москва и Тверь), ВРТТЗ (Воронеж), ПТМЗ (Санкт-Петербург) и другие.
Самые «трамвайные» города России
ВажноТрамваи применяются более чем в 60 городах России и продолжают пользоваться спросом. Разница заключается в протяженности трамвайных путей и количестве применяемых вагонов.
Если смотреть с позиции второго фактора, выигрывает Магнитогорск, где на 100 000 человек около 70 трамваев. Последнюю строчку занимает Владивосток с 6-ю вагонами на 100 000 жителей.
Если смотреть на протяженность трамвайных линий, здесь выделяются следующие города:
- Санкт-Петербург — 228 км. Трамвайная сеть города находится в самой северной части, а маршруты здесь самые длинные в РФ. В 1980-х годах протяженность трамвайной сети достигала 300 км, но 1990-х линии одна за одной начали закрываться, из-за чего город опустился на четвертую строку по протяженности в мире. Сегодня в «северной столице» курсирует около 800 трамваев, обслуживающих около 40 маршрутов.
- Москва — 178 км. Раньше в столице РФ делался упор на троллейбусную систему, но из-за развала сети все чаще используются другие виды транспорта. В Москве работает около 40 маршрутов, на которых курсирует свыше 800 трамваев. За последние 40 лет не было добавлено ни одной линии, но это не мешает местному транспорту оставаться одним из самых востребованных.
- Екатеринбург — 80 км. Первый трамвай запущен в 1929-м, после чего местная сеть продолжила активное развитие. На 2022 год это второй по популярности вид транспорта, который обходят только маршрутки. В состав сети входит около трех десятков маршрутов, которые обслуживает 470 машин. В основном по путям курсируют вагоны TatraT3 из Чехии, многие из которых пережили несколько капитальных ремонтов. Недавно началось строительство еще одной 9-километровой трамвайной ветки.
- Нижний Новгород — 78 км. История трамваев в этом городе началась в 1896-м и продолжается до сегодняшнего дня. Общее количество маршрутов в городе — 15, а количество вагонов — 330. В основном в парк входят старые моделиТатра Т-3 и КТМ-5, но встречаются и обновленные версии.
- Магнитогорск — 74 км. Первые трамваи стали использоваться в городе с 1935-го. После развала СССР власти приняли решение об увеличение трамвайной сети. Всего в Магнитогорске работает 51 маршрут, в том числе и ряд коротких.
Производители трамваев
В России работает не менее семи производителей трамваев, которые базируются в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Твери, Коломне и других городах. Ниже приведем три основных завода, а также выделим популярные модели.
Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ)
АО «УКВЗ» — вагоностроительный завод, расположенный в Челябинской области (г. Усть-Катаве). Находится в собственности «ОРКК» и «Роскосмоса». Работает с 1901 года, а уже в 1961-м в распоряжении производителя было почти 20 собственных моделей. Сегодня на заводе выпускаются вагоны с низким полом разных модификаций: 71-628М, 71-648, 71-628, 71-631, 71-632.
Техника производителя курсирует во многих городах России, в том числе в Краснодаре, Нижнекамске, Перми и Москве. Для примера рассмотрим две модификации.
71-628М — 1-секционный и 4-осный трамвай с низким уровнем пола и дверьми, изготовленными с учетом ГОСТ 8802-78. Вагон имеет усовершенствованную тележку. Такая особенность обеспечивает ширину в 70 см, что упрощает движение пассажиров в салоне. Наличие 2-ступенчатой рессорной подвески гарантирует плавность хода, а конструкция рельсовых тормозов обеспечивает минимальный тормозной путь в случае аварии.
Система прислонно-сдвижных дверей обеспечивает открытие на большую ширину и удобный доступ для входа-выхода пассажиров. При обшивке бортов использовались материалы с эффективной защитой от коррозии, что повышает срок службы машины и упрощает ремонт.
По краям дверей предусмотрены тепловые завесы, обеспечивающие сохранение комфортной температуры в любое время года. Интерьер выполняется в разной цветовой палитре, что улучшает настроение пассажирам. Стоит отметить хорошо организованное потолочное освещение, а также соответствие требованиям, касающихся шума и вибраций.
Характеристики:
Характеристики | Значения |
---|---|
Скорость, км/ч | 75 |
Число кресел / полная вместительность | 40 / 160 |
Количество дверей | 4 |
Напряжение сети, В | 550 / 24 |
Ресурс | 30 лет |
Габариты (ДхШхВ), м | 16,1х2,5х3,7 |
Вес, т | 24 |
Двигатель | асинхронный, 4х62 кВт |
71-648 — 3-секционный и 8-осный трамвай, активно применяется в качестве городского транспорта. Имеет на 100% низкие полы, обеспечивающие лучшую скорость и вместительность пассажиров. Транспорт укомплектован современными комплексами для комфортного перемещения в салоне, отличается увеличенным проемом дверей, простым обслуживанием и высокой энергетической эффективностью. Машина выделяется стильным дизайном, легко вмещает до 280 человек и имеет мощный двигатель 8х75 кВт.
Характеристики модели:
Характеристики | Значения |
---|---|
Скорость, км/ч | 88 |
Число кресел / полная вместительность | 90 / 215 |
Количество дверей | 5 |
Напряжение сети, В | 550 / 24 |
Ресурс | 30 лет |
Габариты (ДхШхВ), м | 4,2х2,5х3,7 |
База тележки, м | 1,8 |
Двигатель | асинхронный, 8х75 кВт |
ПК «Транспортные системы»
Российский производитель, ориентированный на изготовление троллейбусов, трамваев и электробусов. Работы по производству выполняются на Тверском, Невском, Октябрьском и Энгельсском заводах. Компания работает с 2013 года, а ее основателем является Феликс Винокур. Он пригласил в компанию главного инженера УКВЗ и купил документацию для нового трамвая. На базе имеющихся наработок в 2014-м стартовал выпуск модели 71-911. В дальнейшем выпускались трамваи «Витязь», «Богатырь», «Витязь-М», «Львенок», «Лев» и другие.
С 2018-го началось строительство кузовов в Твери. При этом расходы на обустройство завода составили около 1 млрд рублей, а уже в 2020-м началось массовое производство. Сама сборка до мая 2018-го осуществлялась из Твери в Санкт-Петербург. В конце 2019-го владелец арендовал часть завода «Тролза» для расширения производства. Ниже рассмотрим две популярные модели завода.
«Сити Стар» (71-911) — 1-секционный и 4-осный трамвай с низким полом и эластичной тележкой. Производится для эксплуатации на колеях шириной 1.524 и 1.435 м с возможностью избежать внесения изменений в каркас. В процессе разработки завод-изготовитель применял современные технологии.
Главной фишкой стал интерьер, при изготовлении которого применялся сплав алюминия. Также в вагоне имеется климат-контроль для пассажирского и водительского отсека. Процент отечественных комплектующих — 85%. Техника производителя применяется для замены устаревшего рельсового транспорта в РФ.
Характеристики:
Характеристики | Значения |
---|---|
Скорость, км/ч | 75 |
Число кресел / полная вместительность | 33 / 170 |
Количество дверей | 5 |
Напряжение сети, В | 600 |
Ресурс | 30 лет |
Габариты (ДхШхВ), м | 16.4х2.5х3.3 |
База тележки, м | 1,8 |
Проем, см | 73 |
71-911 ЕМ —трамвай «Львенок» от производителяПК «Транспортные системы». Представляет собой оптимизированный вариант трамвая 71-911. Как и рассмотренная выше модификация, имеет низкий пол и тележку эластичного типа. Последняя изготовлена на мощностях завода.
Особенность модели является оптимизированная водительская кабина с улучшенным обзором. Есть система ведионаблюдения в местах посадки-высадки людей. Предусмотрен контроль ситуации на дороге и элементы пассивной безопасности. Вагон относится к технике нового поколения.
Характеристики:
Характеристики | Значения |
---|---|
Скорость, км/ч | 75 |
Число кресел / общая вместительность, человек | 33-34 / 170 |
Количество дверей | 4 |
Габариты (ДхШ), м | 16,4х2,5 |
Уральский завод транспортного машиностроения (Уралтрансмаш)
Занимается выпуском трамваев, станков-качалок, ж/д продукции. Работает на территории Екатеринбурга. Считается одним из старейших заводов Урала и ведет деятельность более 200-х лет. История производителя началась в 1817 году в виде фабрики для промывки золота. Спустя 30 лет завод был переориентирован на изготовление паровых машин, котлов и аппаратуры для горнодобывающей сферы. В 1917-м он был национализирован, после чего получил имя «Металлист».
В военные годы на заводе делались танки Т-60, а в 1989-м была разработана самоходная гаубица 2С19 «Мста-С». Последняя и сегодня поставляется в армию РФ. В 1990-х началось производство трамваев, и за двадцать лет было выпущено более десяти разных моделей. Ниже выделим два основных варианта.
71-415 —4-осный низкопольный трамвай, выпускаемый с 2018 года. Имеет специально созданную для него тележку и низкий уровень пола по всей площади. Специально для этой модификации создана поворотная тележка, имеющая сдвоенную рессорную подвеску без каких-либо аналогов. Техника более чем на 70% изготовлена из отечественных комплектующих. Общее количество выпущенных машин (в том числе с модифицированной версией)— 18.
Характеристики:
Характеристики | Значения |
---|---|
Скорость, км/ч | 75 |
Число кресел / полная вместительность | 28/172 человека |
База тележки, м | 7,46 |
Напряжение сети | 550 |
Ресурс | 20 лет |
Габариты (ДхШхВ), м | 16,5х2,5х3,055 |
Вес, т | 25 |
Двигатель | 8х30 кВт |
71-411— отечественный низкопольный 4-осный трамвай. Появился в 2017 году и в 2018-м прошел необходимые испытания. Используется для узкой колеи на 1 м. Выделяется меньшей шириной кузова — 2,2 м. Производится в базовой комплектации с одной кабиной и модифицированной версии 71-411-03 в 2-кабинном исполнении.
Характеристики:
Характеристики | Значения |
---|---|
Скорость | 75 |
Число кресел / полная вместительность | 28+1 / 178 человек |
Количество дверей | три, каждая с двумя створками |
Напряжение сети | 550 / 24 В |
Колея, м | 1,524 |
Габариты (ДхШхВ), м | 15,8х2,49х3,06 |
Вес, т | 20 |
Двигатель | 8х30 кВт |
Грузовые трамваи в России и за рубежом — есть ли будущее
К категории грузовых относятся трамваи, предназначенные для грузоперевозок в пределах населенного пункта. Владельцами техники, как правило, являются определенные компании, предоставляющие услуги заказчикам. В большинстве случаев такие трамваи применяются для трамвайного хозяйства, но могут пригодиться для решения других задач:
- очистка снега;
- поливка территории;
- перевозка рельс;
- путеремонтные вагоны и т. д.
Первые представители грузовых трамваев появились в 19 веке. Производители стали использовать их для перевозки внутри города. Причиной стал дефицит имеющегося транспорта, который не справлялся с заявленными объемами. С развитием конных ж/д транспорт стал использоваться для грузоперевозок.
Вагоны доставляли грузы со складов к магазинам по специально оборудованным путям. Первоначально в качестве тяговой силы использовались лошади, а потом появились паровозы. С появлением электричества увеличилось и количество грузовых трамваев. Они стали применяться не только в РФ, но и в Европе или США.
Для расширения возможностей новых вагонов строились новые линии, ориентированные только на грузовой сектор. К примеру, Кисловодская трамвайная система в период с 1903 по 1966 применялась только для грузоперевозок.
Подобные трамваи применялись и в других странах:
- Нидерланды. Использовали транспорт до появления централизованного отопления. В стране была создана целая сеть путей, предназначенная для перевозки угля. Получила популярность, благодаря низким расходам перевозок и способности перевозить большие объемы.
- Северная Америка. В 20-30-е годы прошлого века грузовые вагоны применялись для перевозки трупов к кладбищу. Через некоторое время трамваи перестали пользоваться популярностью, поэтому пропала и грузовая версия.
- Австрия. В 2005-м в Вене вновь стали применяться грузовые трамваи в пределах проекта по развитию инфраструктуры.
- Германия. В 80-х годах прошлого века правительство Германии стало возвращаться к экологически чистому транспорту. Одним из вариантов стал грузовой трамвай. Такой транспорт применяется в Дрездене и Вольфсбурге для транспортировки комплектующих.
- Швейцария. С 2003-го в Цюрихе грузовые трамваи применяются для перевозки мусора. В 2006-м был запущен еще один трамвай, который увеличил объемы вывозимых грузов.
По конструкции грузовой колейный транспорт — обычный вагон, но со специальной платформой вместо пассажирского салона. В условиях города он может применяться при наличии отдельных маршрутов для трамваев, не пересекающихся с пассажирскими.
Заключение
Трамвай — экономичный и достаточно быстрый вид транспорта, который продолжает пользоваться спросом во многих городах России. Из-за высокой стоимости новых машин обновление парка проходит медленно, что заставляет уменьшать число вагонов и сокращать маршруты.
- Я китайский экспедитор, и я хочу знать, как обстоят дела в этой отрасли в России.
- Белорусские права в России
- Перевозка груза из Сербии в Россию.
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Экскаваторы для пермокультуры в сельском хозяйстве
- Муниципалитеты выводят на дороги автобусы отечественных производителей
- Кто помешал украсить городской праздник в Павлодаре новыми трамваями?
- Компактный маневровый локомотив ТЭМ 23
- Производители трамваев в России
Не понимаю, почему в этом списке нет Волгограда. Ведь это единственный город в России где есть именно трамвай, который входит в подземку как метро. Очень странно. Да и трамвай там ходит много где, город ведь достаточно длинный. Нужно это исправить я считаю)
Мой любимый вид транспорта. Быстрый и безопасный. Нравится то, что сейчас трамваи очень модернизировали. Сейчас они больше похожи внешне на скоростные поезда, имеют отличную обтекаемую форму. Такие курсируют в Санкт-Петербурге, в районе Купчино. Интересно было почитать про разные модели.
А у нас трамвай умирает. Очень жаль. Предприятие банкрот.
У НАС ТОЖЕ БУДЕТ ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТРАМВАЕВ !!!
А у нас трамваи закрыты