Российский рынок грузовых автомобилей в 2018 году
Рост российского рынка грузовых автомобилей пошел на спад: в сентябре продажи этого вида транспорта снизились на 11%. В то же время показатели за 9 месяцев текущего года говорят об увеличении объема реализуемой техники на 7,3%. Эксперты считают, что по итогам 2018 года рынок, скорее всего, окажется в ощутимом плюсе.
Факторы, влияющие на рынок грузовиков
По данным компании «Автостат», в августе и сентябре текущего года в России было продано соответственно 6,3 тыс. и 6,4 тыс. грузовых автомобилей, что на 19% и на 11% ниже, чем в августе и в сентябре прошлого года. Например, за последний месяц снизились продажи у таких производителей грузовиков, как «КАМАЗ» (- 13%), MAN (-16%), Volvo (-37%). Это самое значимое снижение продаж грузовиков за последние 2 года: после драматичного падения в 2013 – 2015 гг., продажи грузовиков в РФ оживились, а с весны 2016 года устойчиво росли.
По мнению участников рынка, нынешнее торможение продаж грузовиков – это, скорее всего временное явление, оно во многом связано с колебаниями курса рубля. Генеральный директор автопарка транспортной компании «ПЭК» Дмитрий Иевлев считает, что это временный эффект. По его словам, некоторое торможение может быть связано с тем, что автоперевозчики в достаточной мере обновили автопарки и пока не видят необходимости в новых инвестициях в этом направлении. В сентябре курс европейской валюты обновил свой максимум, превысив отметку в 81 рубль за евро.
Если сравнивать стоимость европейской валюты 12 сентября (81,39 р.) и 28 августа (78,22 р.) - рост 4% за две недели. Таким образом, для некоторых российским компаний, приобретающих европейскую технику, при покупке седельного тягача за 79 тыс. евро волатильность курса стоила более чем 250 тыс. рублей. Учитывая, что обновление парка затрагивает не одну единицу техники, для некоторых транспортных компаний эта сумма доходила до 25 млн. рублей. Перевозчики предпочли сократить программу по обновлению и расширению собственного парка до момента стабилизации курса национальной валюты.
Однако дальнейшая динамика курса валюты вкупе с увеличением количества рейсов позволяет с оптимизмом смотреть на обновление парка транспортных компаний. Будет ли носить нынешнее снижение продаж затяжной характер, уйдет ли российский рынок грузовиков опять в падение? Отвечая на этот вопрос, эксперты указывают на ряд негативных факторов, которые оказывают давление на обновление автопарка. Как отметил представитель ГК AsstrA Олег Гребенько, снижение роста продаж свидетельствует об ухудшении экономической ситуации на транспортных предприятиях.
Безусловно, доходы компаний зависят от спроса на грузоперевозки и, соответственно, уровня фрахтов и оборачиваемости парка, а расходы складываются из стоимости топлива, заработной платы персонала, дорожных сборов, затрат на ремонт и приобретение подвижного состава. Если проанализировать основные экономические составляющие, то с уверенностью можно сказать, что рост доходов по грузоперевозкам существенно отстает от роста расходов. Это подтверждает тот факт, что с начала года на 10% подорожало топливо, причем данная тенденция продолжается и дальше.
Более того, повышен утилизационный сбор на тягачи и введен на полуприцепы, а на рынке ощущается дефицит водителей, чей уровень заработной платы только увеличивается. По мнению руководителя технической службы Itella в России Дмитрия Макаревича, на рынок коммерческого транспорта повлияло несколько факторов. Во-первых, это повышение утилизационного сбора с 1 апреля 2018 года, что отразилось на повышении стоимости автотранспорта. Во-вторых, это колебания валютного курса: большинство автопроизводителей формируют себестоимость автомобилей в евро.
И все же рынок растет
Не смотря на ряд негативных факторов, российский рынок грузовиков, скорее всего, закончит уходящий год в ощутимом плюсе. Тем более, по итогам 9 месяцев текущего года общий рост продаж грузовых машин в России составил 7,3% (57 тыс. единиц). Эксперты считают, что менее динамичные, по сравнению с сентябрем прошлого года, показатели продаж в основном связаны с курсовыми колебаниями. Принимая во внимание активное первое полугодие, в прогнозах рост рынка на 15,5% в целом по 2018 году.
Предполагается, что до конца года произойдет возобновление спроса на новую грузовую технику, однако оно не будет таким же стремительным как в прошлом году, когда за последний квартал было куплено почти 35% от всего годового объема нового автопарка. На состоянии рынка новых грузовиков сказывается потребность перевозчиков в обновлении автопарка. К примеру, во время кризиса 2014 года некоторые перевозчики решили отложить данный процесс. После стабилизации спрос на грузовики возрос, поэтому многие компании стали реализовывать стратегию по обновлению автопарка.
В статье использованы материалы аналитического агентства «Автостат».
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Отечественные модели грузовиков пользуются повышенным спросом
- За перевес придётся расплатиться грузовиком
- Белорусская экспозиция строительных грузовиков на выставке Budexpo-2018
- Российский рынок поглощает предложение от Renault Trucks
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
Оптимистичны прогнозы экспертов, но на рынок грузовиков может повлиять ряд весомых непредсказуемых факторов, поэтому продавцам грузовых автомобилей стоит быть готовыми к различным сценариям.
Колебания многих факторов в экономике страны и в стреми ещё раз подсказывают вектор на импортозамещение как для производства техники, так и для ее покупателей. Тогда и зависимости не будет от курса и меняющейся каждый день обстановки.
Ну и как, возрос спрос к концу года? Рынок грузовых автомобилей в основном зависит от тех же факторов, которые влияют на все остальные рынки, так или иначе завязанные на расчёты в валюте. А так как ни один эксперт по конкретному направлению не способен гарантированно предсказать динамику курсов, никто и не даст вразумительного прогноза. Одни с оптимизмом смотрят в будущее, другие указывают на негативные моменты, третьи затрудняются. Да никто ничего не знает по сути, только угадывают, дабы не молчать и оттого казаться компетентными.
Российский рынок всегда славился своими грузовиками, которых действительно много и их можно было встретить везде, за 2018 год цифры реально впечатляют меня в это сложно поверить, что такой был спрос.
Когда читаешь такие статьи, возникает ощущение дежавю. Вспоминается ситуация 2014 года, когда тоже были резкие колебания курса валют и многие компании откладывали обновление автопарка. Сейчас мы видим похожую картину: колебания курса, рост утилизационных сборов, повышение стоимости топлива. Но что интересно, даже на фоне всех этих факторов, рынок все равно показывает рост. Это говорит о том, что спрос на грузовые автомобили в России продолжает расти, пусть и не такими темпами, как раньше. Это похоже на ситуацию с недвижимостью: даже если экономическая ситуация нестабильна, людям все равно нужны дома, так же и с грузовиками – бизнес не может остановиться. Однако, чтобы избежать затяжного спада, нужно искать способы стабилизации ситуации. Например, компании могли бы рассмотреть возможность перехода на отечественные модели грузовиков, что позволило бы снизить зависимость от валютных колебаний. Конечно, это не решит все проблемы, но может стать временной мерой. В общем, будем надеяться, что рынок сможет адаптироваться к нынешним условиям и найти пути для дальнейшего роста.
Читая эту статью, сложно не заметить, как сильно экономика завязана на курсовых колебаниях. Стоит только курсу евро подскочить, и вот уже все планы по обновлению автопарка откладываются. Может быть, стоит больше внимания уделять развитию внутреннего производства грузовиков, чтобы снизить зависимость от импорта?
Интересно, как рынок грузовиков в России идет вразрез с мировыми тенденциями. В Европе, например, наблюдается стабильный рост спроса на электромобили, а у нас все по-прежнему завязано на дизельных двигателях и курсовых колебаниях. Надеюсь, что в будущем это изменится, и российские компании начнут больше инвестировать в инновационные технологии.