Российский рынок тяжелых коммерческих автомобилей: мнения экспертов

Тяжелые грузовики и шасси можно без преувеличения назвать одним из «столпов» экономики. На них осуществляется значительная часть грузоперевозок, они являются носителями огромного количества самого разнообразного специального оборудования из различных отраслей хозяйства страны. Каково состояние и перспективы российского рынка этих транспортных средств, сегодня обсуждают собравшиеся за нашим виртуальным круглым столом специалисты отрасли.

структура российского рынка тяжелых коммерческих автомобилей

Подъем, стагнация или тенденции к замедлению?

На основании данных за первый квартал текущего года, можно констатировать стабилизацию рынка тяжелых коммерческих автомобилей после четырех лет восстановительного роста. Существенных изменений продаж по сравнению с аналогичным периодом 2018 года пока не наблюдается. По мнению экспертов, это связано в первую очередь с общей макроэкономической ситуацией в стране, которая несколько ухудшилась по сравнению с прошлым годом. В частности, если в первом квартале 2018 года средний курс рубля к доллару США находился на уровне 57 рублей, то в первом квартале 2019 года рубль находился в диапазоне 64–67 руб. за доллар США, что оказывает негативное влияние на продажи импортных автомобилей.

При этом продажи российских автомобилей, в частности грузовиков КАМАЗ, продолжают расти. В целом ожидается, что текущий год будет непростым для продавцов тяжелых коммерческих автомобилей, в особенности для тех, кто продает импортную технику, и если по итогам года рынок останется на уровне 2018 года, это будет неплохим показателем. Стоит отметить, по данным аналитического агентства «Эвитос-Информ», общий рынок грузовых автомобилей вырос на 2,3% по итогам прошлого года. Начало 2019 года было не столь уверенным и многообещающим. Рынок как живой организм, у которого бывают моменты активности и определенного спокойствия. Сейчас возможен небольшой спад, но есть все предпосылки для последующего роста.

Структура рынка

Если детализировать и говорить о сегментах – магистральные бортовые грузовики, самосвалы, тягачи, шасси под спецтехнику, можно отметить незначительный рост спроса на тягачи (около 3%), около 5% вырос спрос на бортовые грузовики, на 12% увеличились продажи спецтехники, и только сегмент самосвалов показал незначительное сокращение, (около 6%).

Если же говорить о доле основных сегментов в общих продажах тяжелых коммерческих автомобилей, тягачи занимают примерно половину рынка, при этом три четверти от общего количества продаж тягачей – это магистральные тягачи с колесной формулой 4х2. Самосвалы занимают от 15 до 20% рынка, при этом самыми востребованными традиционно являются самосвалы с колесной формулой 6х4 – более 60% продаж.

Бортовые грузовики – это около 5% рынка, оставшиеся 2–30% рынка занимают шасси под различную спецтехнику. Такое распределение рынка по сегментам достаточно устойчивое и в последнее время меняется незначительно. Наиболее уверенную динамику роста продаж обеспечили магистральные седельные тягачи флагманского семейства MAN TGX. В декабре 2018 года они показали наиболее высокую динамику продаж (+98,4%).

Какие новинки стали доступны россиянам в 2018 году

В 2018 году на российский рынок вышел новый магистральный тягач Foton EST-A, который доступен в шести модификациях, с механической и автоматической КПП и двигателем в трех вариантах (мощностью 410, 440 или 460 л.с.). В апреле появился в РФ среднетоннажный автомобиль Foton EST-M 1221. Это автомобиль полной массой 12 т с колесной базой 5150 мм, оснащенный двигателем Cummins объемом 4,5 л мощностью 210 л.с. Производитель уверен, что машина нового поколения, современная, надежная и эффективная в эксплуатации, найдет своего покупателя в России.

Основные новинки FAW – это новые модели на шасси FAW 3250, зерновоз и КМУ. В этом году планируется расширение модельного ряда, новое поколение FAW J7, седельный тягач 4х2 и автомобиль Tiger V с полной массой до 7,5 тонн. В Hino планируют выпустить новые модели серии 500 FM (6x4, 26 т), которые представлены тремя колесными базами: короткой в самосвальном исполнении и двумя более длинными базами общего назначения. Автомобиль получит обновленный, более мощный 9-литровый двигатель и оригинальную 9-ступенчатую коробку передач.

Стоит напомнить, что с сентября 2018 года стартовали продажи оригинального масла MAN. Вся линейка охватывает различные потребности клиентов и учитывает особенности эксплуатации грузовиков и автобусов марок MAN и NEOPLAN во всех регионах России, в том числе в регионах с суровым климатом. Также компания готовится вывести на рынок коммерческого транспорта России линейку грузовых автомобилей, оснащенных пакетами комплектации XLION - оптимально подобранное оснащение для каждого сегмента, будь то магистральные перевозки или повышенная проходимость в строительстве.

Как сказалось на рынке введение системы «ПЛАТОН» и утилизационного сбора

По мнению ряда экспертов, система «ПЛАТОН» не оказала существенного влияния по сравнению с утилизационным сбором. При отсутствии утилизационного сбора объем продаж, к примеру, автомобилей FAW был бы больше, впрочем, как и у других иностранных производителей. В то же время, введение дополнительных сборов, безусловно, увеличило нагрузку на клиентов. Увеличивается стоимость владения автомобилем, снижаются выручка и прибыль, что негативно сказывается на развитии бизнеса клиента.

В конечном итоге производители, стремясь обезопасить свой бизнес от растущих затрат, в том числе на перевозку своей продукции, намного неохотнее инвестируют в новые разработки, новые продукты и новые проекты. Все это, так или иначе, является одним из сдерживающих факторов в экономике. Однако введение тех или иных сборов позволяет государству перераспределять средства и направлять их как раз на те сферы, которые нуждаются в поддержке и развитии. Важно их целевое использование.

Одна из главных тенденций на рынке коммерческих перевозок – масштабирование бизнеса: автопарки быстрорастущих компаний исчисляются сотнями, а порой и тысячами, в то время как небольшие перевозчики постепенно уходят с рынка. Это отчасти можно объяснить введением системы «ПЛАТОН». Система требует большей прозрачности от компаний, что дает положительный эффект и создает более благоприятные условия. Такая плата существует во многих европейских странах, и  главное – собранные средства должны идти именно на поддержку транспортной инфраструктуры.

В статье использованы материалы сайта «Основные срества».

Рейтинг: 8
Всего оценок: 2 Комментариев: 3 Просмотров: 997
Автор статьи: / Дата публикации: 17-06-2019
Поиск запроса "структура российского рынка тяжелых коммерческих автомобилей " по информационным материалам и форуму
Комментарии
Евгений Кореличи 18.10.2019

Очень хорошая публикация, все очень подробно указано, можно даже оставлять заявку что бы владельцы техники сами звонили, очень удобно, рекомендую.

0
0
Ответить
Крист Омск 19.10.2019

От того что цены поднимут ничего не изменится...

0
0
Ответить
Александр Нижний Новгород 12.12.2022

Российский рынок тяжелых коммерческих автомобилей достаточен, даже на экспорт много отправляется. Чтобы содержать подобные автомобили, необходимы денежные ресурсы, обычный человек не сможет накопить сумму даже за несколько жизней. Покупают огромные организации, компании. В строительстве, например, просто необходимы.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: