Рынок дорожно-строительной техники в I-II кварталах 2018 года
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в 1 квартале 2018 года продажи дорожно-строительной техники (ДСТ) выросли на 41% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Во II квартале темпы роста несколько замедлились, прибавка составила 2,9%, до 2,9 тыс. единиц ДСТ. Рынок спецтехники в России продолжает развиваться. Однако для того, чтобы выйти на уровень 2013 года, ключевые показатели должны подрасти как минимум вдвое.
По мнению экспертов, спрос усиливают два наиболее значимых фактора: «эффект низкой базы» и запуск крупных инфраструктурных объектов, в частности строительство новых дорог и масштабный ремонт трасс федерального значения. С 2014 года, как малые предприятия, так и крупные компании, вынужденно экономили на машинах, используя подержанную технику. Сейчас в результате естественного износа клиенты начали постепенно обновлять свои автопарки.
Развитие крупных государственных проектов также влияет на продажи спецтехники. Так по заявлению руководителя Росавтодора Романа Старовойта в 2018 году на ремонт действующих и строительство новых автодорог будет направлено 533 млрд. руб., 40 млрд. – на завершение строительства Крымского моста. Положительное влияние на рынок спецтехники окажут и масштабные инвестиционные программы. Часть этих средств подрядчики, безусловно, направят на обновление парка техники.
Основные тенденции
Одной из основных тенденций на текущий момент можно назвать рост спроса на экскаваторы-погрузчики и гусеничные экскаваторы, продажи которых увеличились на 42% (до 721 шт.) и 34% (до 959 шт.) соответственно. Реализация гусеничных тракторов выросла на 44%, до 250 штук, колесных экскаваторов — на 24%, до 146 штук. Объем продаж погрузчиков с бортовым поворотом увеличился на 30%, до 266 штук, колесных погрузчиков — на 12%, до 271 штуки.
Отрицательную динамику показали самоходные грейдеры: продажи упали на 15% до 159 единиц. По мнению экспертов издания «Ъ» отрицательная динамика в сегменте грейдеров объясняется снижением их импорта в январе—мае 2018 года на 52%: «Компания, которая в прошлом году занимала 50% рынка по импорту (John Deere), в нынешнем году прекратила поставки в Россию». В то же время китайские производители увеличили поставки своей продукции на 42%.
Заметно увеличилось число лизинговых сделок за счет программы субсидирования лизинга от Минпромторга. Государство помогает компаниям, приобретающим в лизинг технику отечественного производства массой от 18 до 30 тонн: компенсирует 10% от стоимости или до 1 млн. рублей. Не всегда покупатели располагают бюджетом на покупку машины даже среднего класса. Поэтому рынок рассчитывает на субсидии от государства, которые в настоящее время предоставляются производителям российской продукции.
Примечательно, что клиенты теперь предпочитают не экономить на основных средствах производства. Так, наметилась тенденция по увеличению класса закупаемой техники. Пару лет назад компании рассматривали снижение класса используемой спецтехники как способ вынужденного сокращения своих расходов. То есть те предприятия, которые эксплуатировали, например, экскаваторы грузоподъемностью 120 тонн, переходили на 85 тонн. Сейчас они возвращаются обратно на использование 120-тонных машин.
На рынке дорожно-строительной техники остаются, востребованы универсальные машины, способные выполнять различные виды работ: копать, измельчать и так далее. Сделать экскаватор универсальным для решения широкого круга задач позволяет дополнительное навесное оборудование, устанавливаемое на машину. Поэтому на рынке стабильно высоким спросом пользуются гидромолоты, измельчители, различные ковши и другие виды навесок.
География продаж
Спрос на ДСТ стабильно высок в Москве и Санкт-Петербурге, где активно ведется строительство реконструкция, как пригородных, так и городских магистралей. В городах-миллионниках потребность в спецтехнике поддерживается во многом за счет создания инфраструктурных объектов и их последующего обслуживания. Здесь особенно популярны колесные экскаваторы. Эти городские машины привлекательны своей мобильностью и удобством транспортировки по дорогам общего пользования.
В северных регионах растет спрос на спецтехнику среднего класса со спецификацией для холодного климата. Такие машины могут работать при температуре до – 40С. Покупатели зачастую требуют, чтобы поставляемая им техника была оснащена предпусковым подогревателем двигателя, утепленной кабиной, иногда с двойным остеклением. Это позволяет беспрепятственно запускать машину в мороз, поддерживать необходимую производительность и исключает возможность простоя.
Что дальше
Общий анализ рыночной обстановки и действующих на рынок факторов внушает сдержанный оптимизм. Согласно данным о динамике рынка и техническом состоянии имеющегося парка спецтехники, текущие темпы роста продаж следует признать недостаточными. Ведь для того чтобы вернуться к докризисным показателям, рынок должен в следующем году удвоиться.
Кроме того, с ростом темпов обновления машинного парка возможен некоторый отток средств с рынка запасных частей. Скажется «омоложение» парка. Появится конкурирующий источник снабжения. Поскольку изношенная до предела техника будет списываться, ее будут «утилизировать» путем разборки на запчасти для ремонта еще остающихся в строю машин.
В начале июня Правительство РФ все-таки приняло решение о повышении ставок утилизационного сбора в среднем на 15%. По мнению ряда экспертов, этот шаг может замедлить наметившийся рост рынка, ввиду того, что финансовая нагрузка по сбору ляжет на конечного пользователя. Компании выделили определенный бюджет на закупку техники, а она подорожала в рублевом эквиваленте. Этот фактор может ощутимо притормозить обновление парков российских компаний.
В статье использованы статистические данные отчета АЕБ, материалы издания «Ъ», сайта MegaObzor.
- Повышение штрафов за нарушение правел дорожного движения
- Какую технику применить?
- Какая техника нужна мне?
- Какая мне нужна техника?
- Техника на дачный сезон
- Анализ цен на дорожные катки в I-III кв. 2018 года
- NordBau-2018 – ответ Европы на СТТ RUSSIA 2018
- Анализ структуры импорта на рынке спецтехники
- Рынок прицепной техники в 2018 году
- Техника нового поколения из Китая: обзор и характеристики
Да, строят постоянно, особенно в столице. Новые развязки, ТЦ, ЖК - для возведения всего этого нужна масса строительной техники. И экономить на спецтехнике действительно нету смысла, ремонт дороже встанет в итоге.
Очень интересная статья и особенно четкий анализ обстановки на рынке строительной техники. Лично мне данная статья помогла во многом разобраться. Спасибо за такую полезную информацию.
Правда сейчас не 2018 год уже, но я считаю, что с увеличением строительства дорог, востребованность в обновлении дорожно-строительной техники будет увеличиваться. Так происходит ежегодный износ старой техники.
Интересно, как быстро изменяется рынок спецтехники в России. Рост на 41% в первом квартале — это реально значительный скачок. Похоже, что эффект низкой базы сыграл свою роль, но нельзя не отметить и влияние крупных инфраструктурных проектов. Вспоминается ситуация на китайском рынке строительной техники, где тоже наблюдается рост благодаря государственным инвестициям в инфраструктуру. Удивляет, что компании начали снова покупать более тяжелую технику, что говорит о восстановлении доверия к рынку и прекращении экономии на оборудовании. Лизинг и государственные субсидии тоже играют важную роль в этой динамике. Надеюсь, что это не временный всплеск, а устойчивая тенденция, потому что для возвращения к уровню 2013 года рынку нужно еще много работы. Хотя повышение утилизационного сбора может затормозить этот процесс, будем надеяться, что положительные факторы перевесят.
Я живу в Санкт-Петербурге, и действительно замечаю, как активно строятся дороги и развязки. Спецтехника постоянно в движении. Радует, что городские власти не экономят на качестве оборудования, ведь это напрямую влияет на скорость и качество строительства. Надеюсь, что тенденция сохранится.
Видно, что спрос на экскаваторы и погрузчики вырос значимо. Это хороший знак для рынка, особенно на фоне роста лизинговых сделок. Лизинг — отличная возможность для компаний обновить парки без больших единовременных затрат. Интересно, как это скажется на длинной перспективе.