Рынок международных грузоперевозок: итоги и прогнозы
Какие тенденции сложились на рынке автомобильных перевозок, и какие изменения прогнозируют в международной транспортной логистике в 2018 году? Мнение экспертов Группы компаний TELS позволит прояснить сложившуюся ситуацию.
Тенденции на рынке автоперевозок ЕС-РФ
По перевозчикам, доставляющим грузы в страны евразийского региона, больно ударили как европейские санкции, так и антисанкции России. По мнению экспертов, общая напряженность на рынке нарастала последние четыре года, и скорее всего, эта тенденция продолжится в 2018 году. В совокупности с падением цен на энергоносители подобные действия способствовали значительному сокращению инвестиций в российскую экономику.
Общий рынок стран Таможенного союза отчасти попытался компенсировать российские продовольственные санкции. По мнению заместителя директора по маркетингу ГК TELS, Елены Сазончик, существенное увеличение импорта в Республику Беларусь и Казахстан европейских овощей и фруктов началось в конце 2014 года, и по итогам 2015 года общий прирост импорта этих групп товаров составил около 1 500 тонн. Значительная часть этого импорта в итоге направлялась в Россию. Косвенно это подтверждается тем фактом, что импорт этих товаров в Беларусь и Казахстан резко сократился в 2016 году, когда в России вступил в действие Указ об уничтожении санкционных продуктов на границе РФ.
Противостояние между ЕС и Россией будет действовать, как минимум в первом полугодии 2018 года. При этом основные сценарии Всемирного банка исходят из того, что ограничительные меры против Москвы продлятся вплоть до 2019 года. Но даже если санкционная война закончится в ближайшее время, резкого подъема импорта из Европы не прогнозируется. За время санкций произошли серьезные изменения в структуре мировых взаимоотношений, налажены новые деловые контакты, отработаны альтернативные схемы доставки. А главное, значительно сократился потребительский спрос у населения России в силу кризисного состояния экономики.
Парадоксы рынка международной логистики в 2017 году
По словам замдиректора ГК TELS, несмотря на санкционные препоны, рынок транспортно-логистических услуг стран ЕАЭС весь прошлый год демонстрировал интенсивный рост, и темпы этого роста значительно выше ожиданий. Согласно статистике Евросоюза, в I полугодии 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, импорт грузов на автотранспорте из ЕС в Россию увеличился на 19,6%, в физическом выражении. Экспортные автомобильные грузоперевозки в Европу из России, напротив упали, но при детальном изучении видно, что снизились объемы перевозок углеводородного сырья, при этом экспорт более дорогих товаров заметно вырос и в денежном, и в физическом выражении.
В сегменте морских и железнодорожных грузоперевозок наблюдался рост: за 8 месяцев 2017 года перевалка контейнеров в морских портах РФ выросла на 16,4%. Транзит контейнеров по железной дороге через Казахстан и Россию на маршрутах Китай-Европа-Китай вырос более чем в полтора раза. Производители и импортеры комплектующих увеличили в I полугодии 2017 года перевозки своих грузов по сети РЖД на 63,6%. Постоянное увеличение числа маршрутов и пропускной способности ускоренных контейнерных поездов постепенно становится конкурентным фактором по отношению к автомобильным перевозкам.
По прогнозам аналитиков ГК TELS, которые ориентировались на закономерности 10-летнего графика колебаний рынка грузоперевозок, объем импортных перевозок из ЕС в РФ восстановится до уровня 2013 года не ранее, чем через 2-3 года. Выводы экспертов подкрепляются данными из доклада Международного валютного фонда, который прогнозирует прирост импортных грузов в РФ на уровне 3,1% в 2018 году, а полную компенсацию объемов, которые рынок грузоперевозок потерял в 2015 году, специалисты МВФ ожидают к 2022 году.
Увеличившийся спрос и рост ставок фрахта, как на международные, так и на внутрироссийские грузоперевозки, позволил транспортным компаниям выйти на устойчивую рентабельность, что оживило процессы обновления автопарка перевозчиков. По данным Автостат, в I полугодии прошлого года в России было закуплено новых грузовых автомобилей на 44,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Стоит отметить, что за годы кризиса темпы обновления парка российских автоперевозчиков сократились более чем в 2 раза. Если в 2012-13 годах более половины транспортных средств было возрастом до 3-х лет, то сейчас таковых не более 20%.
Рынок РФ имеет большой потенциал для консолидации логистической отрасли. Сегодня на крупных игроков приходится всего 20% рынка. Для сравнения, в Германии 10 крупнейших логистических компаний держат 70% рынка. Несмотря на политические разногласия, интерес со стороны крупного международного бизнеса к инвестициям в Россию не ослабевает. Одним из путей захвата локальных рынков является покупка работающих на них компаний. Возможно, в недалеком будущем можно ожидать волну «поглощений», когда транснациональные гиганты начнут свое продвижение на отечественный рынок.
- Международные перевозки. Что нужно получить?
- Как диспетчеру выйти на международный уровень?
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Анализ рынка перевозки грузов
- Международные перевозки на минивэнах
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
- Обзор рынка сборных грузов. Прогнозы экспертов
- Особенности международных перевозок
- У России есть все шансы через пять лет занять лидирующие позиции на рынке беспилотных грузоперевозок
- Стоимостный объём рынка грузовых перевозок может достигнуть максимальной отметки
Условия для рынка перевозок сейчас не самые благоприятные, но те компании, которые выживут в условиях жесткой конкуренции, смогут рассчитывать на получение максимальной прибыли при переходе экономики к активному росту.
Неутешительная статистика, все же санкции имеют свои негативные стороны для всех их участников, в той или и иной степени. Для нас же больше плюсов, развитие внутреннего производства, налаживание новых схем и партнерств с другими поставщиками.
Я работаю в фирме по поедоставлениб услуг по перевозке грузов. Хочу за етить, что перевозки по России возрасти в численном эквиваленте,но за границу наоборот уменьшились!
Международный рынок грузоперевозок демонстрирует устойчивый рост, несмотря на сложную геополитическую ситуацию и вызовы в логистических цепочках. В 2023 году отмечен восстановительный рост после пандемийного спада, с акцентом на цифровизацию и устойчивые транспортные решения. Прогнозы на 2024 год указывают на дальнейший рост объемов перевозок, особенно в сфере электронной коммерции и высокотехнологичных товаров. Вызовы остаются, но усилия по оптимизации процессов и внедрению новых технологий помогут отрасли адаптироваться и развиваться.
Итоги международных грузоперевозок реально впечатляют, если сравнивать сейчас, то это небо и земля, сейчас международные грузоперевозки сильно упали и многие организации страдают или и вовсе прекратили свое существование, но всегда в любой ситуации есть выход, например тесное сотрудничество со странами СНГ
Из статьи я понял, что рынок автоперевозок между ЕС и Россией проходит через сложные времена. Санкции и контрсанкции значительно повлияли на ситуацию, и, как говорят эксперты, напряженность будет только возрастать. Это похоже на то, что происходит в других отраслях, где политические ограничения влияют на бизнес, как, например, в авиации. Однако, интересно, что несмотря на все препоны, рынок логистических услуг в странах ЕАЭС продолжает расти. Я думаю, это связано с тем, что компании находят новые пути доставки и адаптируются к текущим условиям. Особенно впечатляет рост морских и железнодорожных перевозок, что показывает, как эти сектора становятся более конкурентоспособными по сравнению с автомобильными. Также стоит отметить, что даже при падении экспорта углеводородов, экспорт более дорогих товаров растет, что может говорить о диверсификации экономики. Однако, как подчеркивают аналитики, восстановление до уровня 2013 года займет время, и это вполне логично, учитывая масштаб изменений. Приятно видеть, что некоторые компании обновляют свои автопарки, что может свидетельствовать о долгосрочном видении и планах на будущее. В целом, несмотря на все трудности, российский рынок логистики имеет потенциал для роста и привлечения инвестиций, что может привести к консолидации отрасли, подобной немецкому примеру, где 70% рынка занимают 10 крупнейших компаний. Будет интересно наблюдать за возможными поглощениями и расширением международных компаний на российском рынке.
Рынок грузоперевозок в России явно переживает непростые времена, но рост внутреннего спроса и обновление автопарка дают надежду на стабилизацию. Особенно интересно наблюдать за тем, как транснациональные компании могут войти на рынок через поглощения, что может изменить всю структуру отрасли.
Интересно, что несмотря на санкции, импорт из ЕС в Россию вырос почти на 20%. Это говорит о том, что бизнес находит способы обходить ограничения, что в свою очередь стимулирует рынок. Также впечатляет рост железнодорожных перевозок через Казахстан и Россию. Видимо, это направление становится все более привлекательным.