РЖД нужно перейти на реальный экономический тариф
Уже в 2015 году во многих регионах были отменены электрички. Причиной послужило нежелание регионов компенсировать издержки РЖД. Было непонятно, кто должен компенсировать издержки – федеральный или региональный бюджет.
Если же электрички отменить, то платить за аренду инфраструктуры, планового ремонта подвижного состава не придется. Тем самым РЖД большую часть издержек не несет. А компенсация идет от государства.
В нашей стране много отраслей с высокими издержками. Например, авиалинии. Содержание самолетов постоянно требует затрат, даже если они не летают. Стоимость билетов в бизнес-классе намного превышает цену в экономклассе. Тем самым бизнес-клиент оплачивает наибольшую часть затрат авиалиний, а экономкласс оплачивает лишь постоянные затраты – топливо и труд. При этом никто не будет компенсировать авиалиниям тариф экономкласса, считая, что доходности им хватит и от бизнес-класса.
Для РЖД «бизнес-класс» - это грузоперевозки. Они-то и должны покрывать все дополнительные затраты. Тем самым пригородные и дальние пассажирские перевозки могут покрывать лишь небольшую часть инфраструктурных затрат. Но РЖД лучше получать финансирование от государства, в результате чего и были подняты тарифы на пригородные перевозки как минимум вдвое.
Для решения этой проблемы предлагалось проводить конкурсы в регионах на право осуществлять пригородные перевозки. Победители получают бесплатную аренду на подвижной состав. Главное в конкурсе – обеспечить частоту и регулярность пригородных поездов. Выигрывают участники конкурса, которые предложат низкий тариф на перевозку.
Компенсировать разницу будет государство. И оно может не понадобиться, если рыночный тариф составит около 25% от сегодняшнего «экономически обоснованного». Остается только надеяться на проведение честных конкурсов. Переход на реальный экономический тариф послужит сокращением трат на инфраструктуру.
Ранее правительство компенсировало РЖД 99% расходов на инфраструктуру. Затем было решено снизить эту цифру до 75%, но после бунта в регионах придется вернуться к прежней цифре. Но настала пора жесткой экономии, и нужно сделать так, чтобы РЖД научилась считать деньги и строить экономически обоснованные дороги.
А пока государство компенсирует все убытки, РЖД будет строить такие «золотые» дороги, как жд ветка в Красную Поляну, аэропорт Сочи – Адлер и так далее. Сегодня мы не можем себе позволить оплачивать такие необоснованные траты, а значит, необходимо пересмотреть принцип компенсации из федерального бюджета.
- Куда жаловаться на парковку в не разрешенных местах?
- Перевозки в ДНР (как не попастся на обман)
- Можно ли осуществлять перевозки в Украину г.Донецк ??
- Можно ли осуществлять перевозки в крым и сколько будет стоит
- Москва и область. Падение спроса на перевозки.
- РЖД направила все силы на создание единой «бесшовной» услуги для пассажиров
- РЖД планирует прекратить закупку плацкартных вагонов
- Решение проблем перевозки лесных грузов и перевозки пиломатериалов
- В Калмыкии авиация может оставить без работы автоперевозчиков
- РЖД нужно перейти на реальный экономический тариф
Да, действительно, госбюджет то не резиновый, просто содержать все не получится. Нужны продуманные шаги от той же ЖД, которые снимут нагрузку на бюджет и железка сама начнет себя обеспечивать. Но такие шаги могут лишь привести к увеличению стоимости проездов, но это будет экономически обоснованно.
РЖД всегда славились большими тратами гос.финансирования. Не пора ли пересмотреть эту ситуацию и в корне поменять положение вещей? Государство тратит немалые средства на РЖД, но в конечном итоге благоустроенные поезда есть лишь в некоторых крупных городах страны. Я сама из Екатеринбурга и некоторые поезда, на которых мне довелось ездить были, мягко говоря, не самой первой свежести. Куда тогда уходят эти деньги? У нас что, каждый день ломаются вековые железные дороги? Я считаю, что управление РЖД ведут себя, как подростки, дорвавшиеся до кредитной карты папашки.
Отмена некоторых электропоездов реально усложнила жизнь жителям периферии в некоторых регионах, где нет регулярного автобусного сообщения. И электрички теперь почти не ездят. Стоимость билетов на ЖД транспорт очень высокая. И это ничего не покрывает?? Очень странно!
Судя по тому, что сейчас происходит в сфере железнодорожных перевозок, реально изменить ничего не получилось. Непонятно зачем надо убирать электрички и вместо этого повышать цены и на пассажирские и на грузовые перевозки. Дотации от государства в железнодорожную отрасль минимальные - все, как всегда, остаётся на уровне обещаний.
Статья о проблемах с электричками и компенсацией издержек РЖД действительно заставляет задуматься о том, как мы распределяем бюджетные средства в стране. Сравнение с авиалиниями кажется очень уместным: в обоих случаях мы видим, что высокие издержки перекладываются на плечи пользователей. Но если в авиации бизнес-класс действительно может компенсировать затраты, то в случае с РЖД грузоперевозки не всегда покрывают все расходы, ведь их объемы и спрос могут значительно варьироваться. Мне кажется, что проблема в том, что мы привыкли видеть в РЖД монополию и не рассматриваем альтернативы. Конкурсная система на право осуществлять пригородные перевозки могла бы стать отличным решением, если все будет сделано прозрачно и честно. Пример успешных реформ в других странах, таких как Германия, где железнодорожные компании конкурируют друг с другом, показывает, что это может быть эффективным, если правильно внедрить. Однако, учитывая, что в нашей стране часто возникают проблемы с прозрачностью конкурсов, надежды на честное распределение прав не так велики. Тем не менее, внедрение рыночного тарифа на уровне 25% от текущего может действительно снять часть нагрузки с бюджета. Важно, чтобы государство создало условия, при которых компании смогут работать эффективно и без дополнительных субсидий. Это не только снизит нагрузку на бюджет, но и сделает услуги более доступными для населения. Пока же мы продолжаем оплачивать "золотые" дороги, такие как ветка в Красную Поляну, и это явно не соответствует экономическим реалиям сегодняшнего дня.
Идея с конкурсами на перевозки выглядит заманчиво, но не уверен, что это решит проблему. Если тарифы будут снижены до 25% от "экономически обоснованных", то как компании смогут покрывать свои издержки? Главное, чтобы это не стало очередной "потемкинской деревней".
Вопрос компенсации издержек РЖД всегда был сложным. Сравнение с авиалиниями, на мой взгляд, неполное. В авиации пассажир действительно может выбрать, платить ли больше за комфорт, а вот в случае электричек выбора нет. Надо искать баланс между субсидиями и реальной стоимостью услуг.