Смогут ли тракторные предприятия, входящие в концерн «Тракторные заводы», избежать окончательного развала
Концерн "Тракторные заводы" оказался на пороге банкротства. Это подтвердил Внешэкономбанк, который начал осуществлять в отношении концерна "дефолтные шаги". Накануне банк заявил о том, что намерен привлечь арбитраж для вынесения решения о банкротстве компании с рядом структурных подразделений. Данное решение было принято в начале октября по результатам заседания наблюдательного совета Внешэкономбанка, которое возглавлял глава правительства Дмитрий Медведев. В отношении концерна вынесен приговор: "Финансовое оздоровление невозможно".
Славное прошлое – главный козырь
Крупнейший российский машиностроительный холдинг объединяет множество машиностроительных предприятий, работающих в разных регионах Онежский тракторный завод, чебоксарский "Промтрактор", Липецкий завод гусеничных тягачей, "Сарэкс", Курганмашзавод, а также Волгоградская машиностроительная компания. Кроме тракторостроителей, сюда входят вагоностроительные заводы и ОПК. Известные на всю страну предприятия в своё время внесли немалую лепту в создание славного машиностроительного советского прошлого. Например, волгоградская компания была создана на базе знаменитого Сталинградского тракторного завода, деятельность которого не прерывалась даже во время Сталинградской битвы 1943-го года.
И сегодня многочисленные сокращения и существенное падение объёмов производства не являются причиной для закрытия заводов. Некоторые из них по-прежнему имеют важное стратегическое значение. Курганмашзавод является основным производителем БМП, а волгоградская производственная площадка - главный поставщик бронетехники и самоходной артиллерии для подразделений ВДВ.
Масштабы деятельности гражданского дивизиона затрагивают самые значимые отрасли национальной экономики. Его банкротство, безусловно, не пройдёт незамеченным и поднимет проблемы как внутренней социальной стабильности, так и внешней национальной безопасности. Впрочем, несмотря на введение в отношении концерна дефолтной стратегии, главной задачей Внешэкономбанка, по словам его руководителя Сергея Горькова, исключить полную остановку предприятий.
Трагическое настоящее – шаг в бездну банкротства
Уместен ли в данном случае оптимизм федеральных властей, если от Липецкого тракторного завода, без преувеличения, осталось лишь название, а волгоградцы держаться только на военном производстве. Цеха, выпускающие гражданскую продукцию, давно снесены. Эту же судьбу повторил и Красноярский комбайновый завод. Впрочем, подобная ситуация не стала препятствием для получения руководством концерна новых кредитов. В последнем случае залогом стали акции концерна "Тракторные заводы". Но, полученные за них 15 млрд рублей, ситуацию не спасли.
В 2014 году на проблему обратили внимание в Общественной палате. В 2016 году в ситуацию вмешался Минпромторг. Была сделана попытка сохранить "финансовое лицо" дивизиона при вмешательстве Внешэкономбанка. В течение 2016 года финансисты сделали немало: погасили долги по зарплате и кредиторскую задолженность перед арендодателями и налоговым ведомством. Для восстановления операционной деятельности гражданский дивизион получил от банка новый кредит на сумму 1,9 млрд руб. А военный - станет собственностью "Ростеха". Но в данном случае это скорее балласт, нежели выгодное приобретение. Программа перевооружения армии заканчивает свою работу, пик объёмов военных заказов прошёл. Ещё в прошлом году президент РФ заявил о необходимости перевода оборонными предприятиями части производственных мощностей на выпуск гражданской продукции.
Предприятия сельскохозяйственного машиностроения, относящиеся к концерну, находятся в гораздо худшем положении. Несмотря на общемировое отставание России по числу тракторов на душу населения, несмотря на то, что из-за старой техники наша страна теряет до 10% урожая, перспектив у тракторов "Тракторных заводов" всё равно нет. Дело в том, что основными поставщиками сельскохозяйственной техники являются Беларусь и компании дальнего зарубежья, сумевшие основать в России собственные сборочные производства.
Поэтому ниша доступной сельхозтехники на внутреннем рынке уже занята. Мало того, даже успешные тракторостроители находятся в условиях жесточайшей конкуренции. А присутствия концерна "Тракторные заводы", как производителя тракторов, на национальном рынке и вовсе не ощущается. Чтобы запустить предприятие на максимальную мощность потребуется вложение немалых средств. Деньги нужны на разработку собственной линейки конкурентоспособной продукции, её испытание и, наконец, освоение массового производства. А долгосрочные инвестиции в тракторостроение удачным вложением в России пока не является. И это в условиях, когда импорт тракторов средней мощности от 80 до 270 л. с. составляет 90%!
В заключение
В этой ситуации следует отдать дань проводимой правительством экономической политике, в результате которой зарубежные концерны, выполняющие план локализации производства, чрезмерно обласканы национальным законодательством. Наши же предприятия, относящиеся к несырьевой отрасли, с трудом выплачивают высокие налоги и уже не в силах потянуть дорогие кредиты. А государственные программы, реализующие стратегию поддержку экспорта сельскохозяйственной техники, равно как и поддержку производства, действуют лишь в отношении успешных, на данный момент, компаний.
- Какая мне нужна техника?
- Техника для проведения труб, воды и скважины?
- Давайте обсудим Постановление Правительства РФ от 28 ИЮНЯ 2017 N 761 (о перевозке Детей)
- Нужна техника для перевозки опасных грузов
- Нужна реклама на борт от сайта ПЕРЕВОЗКА 24
- «Росспецмаш»: обеспечить работу машиностроительных предприятий сможет «Новая экономика»
- Актуальные предложения производителей в области послепродажного обслуживания спецтехники
- Самосвальный прицеп: что это и для чего
- Преимущества конструкции телескопического погрузчика
- Обзор популярных 3-тонных фронтальных погрузчиков из Китая
Не стоит перекладывать вину в плачевном состоянии холдинга на правительство, ведь "Тракторные заводы" имеют достаточно ресурсов для наращивания объемов производства и прибыли. Только использовать эти ресурсы необходимо более эффективно.
Даже грустно стало по этому поводу. По моему мнению, уже сейчас этой проблемой должно заняться государство. Ведь речь идет не о ларьке, в котором продают жвачки. Надо уже искать потребителя и инвестора за пределами страны.
Приговор: "Финансовое оздоровление невозможно" для концерна "Тракторные заводы", больше похож на приговор действующему правительству РФ. Спецтехника нужна всем и во все времена, как без нее строить дома, укладывать дороги и так далее! Так остается вопрос, почему отечественная техника не пользуется спросом: цена, качество, функциональность? Каждый из этих параметров возможно устранить рычагами, которыми обладает правительство. А если обратить свой взгляд на военную технику, которая, как всегда необходима и стоит в приоритете ВПК, если нужны новые модели, то нужно просто перепрофилировать предприятия, для этого им нужны деньги, которые есть у нас в стране.
Видать такое руководство было, что довело предприятия до такого состояние. Спрос на рынок с/х техники есть. И спрос немаленький. И если предприятие не может произвести современную технику или продать ее по доступной цене, то точно не правительство виновато. Сейчас дефицит подобной техники. Жалко людей, которые теперь пойдут на улицу.
Когда я читал эту статью, сразу вспомнилась история с обанкротившимся американским производителем автомобилей GM в 2009 году. Казалось бы, такие гиганты, как 'Тракторные заводы', благодаря своему славному прошлому и стратегическому значению, должны быть неуязвимы. Но реальность, увы, такова, что без адаптации к современным экономическим условиям и конкуренции даже самые известные бренды могут оказаться на грани исчезновения. В статье правильно подмечено, что отечественная тракторная промышленность не выдерживает конкуренции с зарубежными производителями, такими как Беларусь и западные компании, которые уже давно локализовали производство в России. Вспомните, как в своё время Nokia не смогла адаптироваться к изменениям на рынке смартфонов и потеряла лидерство. Здесь ситуация схожа: без инвестиций в инновации и модернизацию производственных мощностей предприятия обречены на стагнацию. Особенно тревожно, что в условиях, когда 90% тракторов средней мощности импортируются, наши заводы не могут предложить конкурентоспособную продукцию. Это, конечно, не только вина самих предприятий. Высокие налоги и дорогие кредиты создают дополнительные барьеры для развития. Программа перевооружения армии подходит к концу, и предприятиям, которые ориентировались на военные заказы, придётся искать новые ниши. Но стоит ли надеяться на государственную поддержку, если она оказывается только успешным компаниям? Нужен комплексный подход, который бы включал в себя не только финансовую помощь, но и налоговые послабления, а также стимулы для внедрения инноваций. Без этого риск банкротства будет только увеличиваться.
Ситуация с 'Тракторными заводами' напоминает мне историю 'Detroit's Big Three' в США. Когда-то они были лидерами, но без адаптации к современным вызовам потеряли свои позиции. Здесь мы видим ту же проблему: отсутствие инноваций и недостаток инвестиций в новые технологии. Надеюсь, что государство возьмет это на заметку и предложит более эффективные меры поддержки для таких предприятий.
Считаю, что банкротство 'Тракторных заводов' - это тревожный сигнал для всей машиностроительной отрасли России. Конкуренция с зарубежными производителями слишком высока, и важно, чтобы государство пересмотрело свою политику в отношении поддержки несырьевых отраслей. Важно инвестировать в исследования и разработки, чтобы наша продукция могла конкурировать на международном уровне.