Обзор рынка дорожной техники в России
В России работает много предприятий по изготовлению дорожно-строительной техники. Среди самых крупных: ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (Челябинская область), ПАО «КАМАЗ» (Татарстан), ПГ «КУДЕСНИК», ООО «ККУ «КОНЦЕРН «ТРАКТОРНЫЕ ЗАВОДЫ» с производствами в Карелии, Чувашии и Волгоградской области, ОАО «АВТОКРАН» (Ивановская область), ООО «РМ-ТЕРЕКС» с заводами в Челябинской, Брянской и Тверской областях, ООО «КАТЕРПИЛЛАР ТОСНО» (Ленинградская область), ООО «КОМАЦУ МЭНУФЭКЧУРИНГ РУС» (Ярославская область) и другие.
Помимо производства отечественной спецтехники, на российском рынке большую долю занимают импортные предложения. Среди основных поставщиков: CATERPILLAR, KOMATSU, JCB, HITACHI, XCMG, VOLVO, SHANTUI, SHANDONG LINGONG, DOOSAN INFRACORE, BOBCAT COMPANY, LIEBHERR.
Российский рынок спецтехники дорожно-строительного назначения условно делится на 2 группы. В первой импортная продукция по объемам реализации, либо доминирует, либо, как минимум, не уступает. Сюда относятся, прежде всего, экскаваторы и бульдозеры. По автогрейдерам примерное равенство. Во второй – отечественное производство намного превышает число ввозимых в страну зарубежных марок. В качестве примера можно привести автокраны.
В течение последних трех лет, с 2014-го по 2016-й, на рынке дорожно-строительной техники наблюдалось падение спроса. Основными причинами такого положения были:
- Введение утилизационного сбора. Конкретная сумма колеблется в пределах от 450 тыс. руб. до 6 млн. руб. Из-за этого покупка импортной техники в возрасте более 3-х лет становится невыгодной.
- Высокие кредитные процентные ставки.
- Девальвация рубля. По этой причине страдает импорт, так как стоимость любой машины в валюте остается неизменной, а в рублях – возрастает. В данном случае имеет место 1,5-2 кратное увеличение. Особенно это коснулось погрузчиков и экскаваторов. Такие фирмы, как Caterpillar, Terex, Hitachi, Komatsu, выполняющие на расположенных в РФ производственных площадках крупноузловую сборку, большинство комплектующих везут из-за границы.
- Общая экономическая ситуация. Она влияет на падение объемов дорожно-строительных работ и, следовательно, на потребность в спецтехнике.
В ходе снижения объемов продаж, специалистами были выделены некоторые общие для всех типов машин тенденции. В первую очередь, некоторые отечественные предприятия не выдержали конкуренции. Остались только наиболее крупные, у которых есть необходимые ресурсы для исследований перспективных направлений, проектирования и выпуска новых моделей. В результате, уровень консолидации значительно повысился. Почти в каждом сегменте рынка дорожно-строительной техники число отечественных производителей невелико, а иногда их единицы. И это связано не только с особенностями технологий. Новому игроку, чтобы запустить производство и выйти на рынок, требуются большие инвестиции.
Во-вторых, это небольшой (5-7% в год), но постоянный рост аренды дорожной техники. В-третьих – продление срока службы действующих механизмов. Последнее особенно ярко видно на структуре импорта. Если предложение по технике зарубежных марок снизилось на 69,1%, то по запчастям – только на 31,5%. В эти цифры входят, как ввезенная продукция, так и произведенная на территории России. Совокупное предложение на рынке дорожно-строительной техники, по сравнению с 2013 годом, уменьшилось с 208,7 млрд. руб. до 90,0 млрд. руб.
Начиная с конца 2016 года, ситуация изменилась в лучшую сторону. Продажи специальной, в том числе, дорожно-строительной техники, стали расти. Правда, прошлый год оказался еще в минусе где-то на 7%, было реализовано около 6 тыс. единиц. Но уже в 1 квартале 2017 года подъем составил 29%. Притом, увеличение было отмечено почти по всем типам машин. Так, например, самый емкий сегмент гусеничных экскаваторов вырос на 20%. По гусеничным тракторам – на 23%, по экскаваторам-погрузчикам – на 57%.
Добавляет оптимизма и тот факт, что правительство РФ будет поддерживать экспортеров дорожно-строительной техники. Минпромторг России собирается увеличить субсидии на возмещение транспортно-логистических расходов.
- Повышение штрафов за нарушение правел дорожного движения
- Какую технику применить?
- Какая техника нужна мне?
- Какая мне нужна техника?
- Техника на дачный сезон
- Рынок аренды спецтехники в октябре 2018 года
- Итоги 2017 года по импорту дорожной техники
- Рынок прицепной техники в 2018 году
- Ставки на коммунальную и дорожную технику в III квартале 2019 года
- Обзор рынка строительной техники в России
Поддержка правительства в машиностроение много значит. Прогнозы по производству дорожной техники обнадеживают. Сейчас все больше ремонтируются дороги, растет количество строительных площадок, значит такая техника потребуется. Рада, что отечественная техника ценится не меньше импортной.
Дорожной техники для огромной страны с каждым годом требуется все больше. Зарубежные образцы пока явно лучше наших. Надо больше покупать, хотя бы самое необходимое.
Интересно то, что везде пишут про новую технику, про то какая она современная, но к сожалению в регионах мало кто ее видит на практике, в основном приходится работать на старье. Может быть в больших городах и на больших предприятиях она и есть, а вот в мелких городишках о новой технике только мечтают.
Что не говори, но крупную технику наши научились делать. Чего только Уралы новые стоят. Неудивительно что за рубежом начинаются присматриваться к нашей технике.