Тонар, самосвальный сверхтяжелый автопоезд модели 7502

Тонар — самосвальный автопоезд, предназначенный для транспортировки рудных пород, с мощным двигателем и полуприцепом с боковой разгрузкой кузова. Машина имеет колесную формулу 6х6, комплектуется мощным 760-сильным мотором и автоматической трансмиссией. Ниже рассмотрим назначение и характеристики техники, поговорим о технических особенностях, комплектации и цене.

Назначение и общие характеристики автопоезда Тонар

 Автопоезд Тонар

Автопоезд Тонар—внедорожный автомобиль с полным приводом и самосвальными прицепами с возможностью боковой разгрузки. Применяется для транспортировки сыпучих грузов и скальных пород на открытых разработках, подходит для применения на технологических дорожных покрытиях. Выезд на обычные трассы для такой техники исключен даже в регионах с плохим климатом.

Впервые Тонар 7502 был представлен в декабре 2018-го на одноименном машиностроительном заводе в Губино. В качестве заказчика выступила компания «Алроса», а сама техника стала более обновленной версией Тонар 45252. Главным назначением транспорта является применение на месторождении алмазов в Якутии.

Основные характеристики Тонар Значения
Габариты (ДхШхВ), м 28,6х3х4,551
Задний свес, м 1,175
Масса снаряженная / полная, т  72,65 / 198,5 
Колесная формула тягача / автопоезда 6х6 / 16х6
Подвеска передняя / задняя пневомо-рессорная / балансирная на упругих элементах
Шины 14.00 R25, бескамерные
Двигатель  Камминз QSK 19-760
Трансмиссия автомат, шесть скоростей
Скорость при полной загрузке, км/ч 45
Толщина бортов / дна, мм 8 / 10
Запас хода, км 500
Топливный бак, л 2 х 610
Цена, руб 42 млн.

Технические характеристики Тонара

Теперь более детально рассмотрим технические характеристики Тонар для самого тягача и его прицепа.

Тягач

Первого взгляда на Тонар 7502 достаточно, чтобы восхититься размерами машины с колесной формулой 6х6. Дополнительные габариты придают два полуприцепа, с которыми длина машины превышает 28 метров. При этом сам тягач имеет более скромные размеры — 9х4х4 метра. Грузоподъемность общей сцепки составляет 127 тонн, а допустимый полный вес почти 200 тонн, что является солидным показателем. При этом передний мост берет на себя нагрузку до 13 тонн, а задние — по 25 тонн соответственно.

Огромные размеры не мешают транспорту показывать удивительную маневренность. Для проведение полного разворота достаточно всего лишь 14,5 м. Если проводить работу в два захода, эти числа можно еще уменьшить.

Важно

Главным силовым агрегатом Тонар 7502 является дизельный двигатель CumminsQSK, отличающийся наличием аккумуляторного впрыска и турбонаддува.

Рабочего 18,9-литрового объема достаточно для создания мощности в 760 «лошадей» при 2100 оборотах в минуту. К особенностям мотора также стоит отнести наличие шести цилиндров с рядным расположением.

Мотор работает в паре коробкой-автомат Allison и трансмиссией с полным приводом. Дополнительной возможностью является блокировка дифференциала «раздатки», которая комплектуется понижающей ступенью, а также блокировкой межосевого дифференциала.Столь мощная силовая часть подразумевает большой аппетит техники, что делает актуальным наличие двух больших баков для топлива общей емкостью 1220 л.

Особое внимание уделено подвеске, ведь перевозки Тонарами подразумевают повышенную нагрузку на все оси. В основе транспортного средства лежит мощная рама, сделанная из стали, удерживающей основные узлы и агрегаты.

Подвеска была модернизирована. Спереди предусмотрена зависимая подвеска рессорно-пневматического типа, а сзади — балансирная с применением резиновых упругих деталей. Это проверенное решение, которое показало эффективность в течение длительной эксплуатации.

К слову, задняя подвеска стала результатом сотрудничества отечественных и австралийских специалистов. В сравнении с пневматико-гидравлическими подвесками такой вид шасси имеет более простую конструкцию и не требует специального обслуживания. В случае повреждения ремонт не занимает много времени. Дополнительный плюс подвески — способность длительно работать в условиях повышенных нагрузок до 50 т и при температуре в диапазоне от -60 до +50 градусов Цельсия. Что касается пневматических баллонов, такой техники для столь высокой нагрузки не существует.

 Автопоезд Тонар

Вместе с подвеской внесено изменение и в рулевую систему. В частности, предусмотрен гидравлический усилитель с сошками и тягами, установленными с двух сторон оси. Такое нововведение позволило добиться повышения угла поворота колес и снижения разворотного радиуса. В некоторых модификациях рулевое управление может отличаться. Например, на машинах для транспортировки скальных пород предусмотрена гидравлическая рейка, а на Тонар 7502 для перевозки угля предпочтение отдавалось редуктору с передачей 

Тормоза по всему периметру барабанные, но этого достаточно для обеспечения надежной работы всей системы. При этом машина не разгоняется до больших скоростей. В разгруженном виде максимальная скорость ограничена 65 км/ч, а после полной загрузки не получится набрать более 45 км/ч. Но в большой скорости и нет необходимости, ведь основная эксплуатация происходит в условиях технических дорог.

Самосвальные прицепы

Автопоезд Тонар

Особого внимания заслуживают прицепы Тонар 7502, которыесозданы специально для этой техники. Они представляют собой 9-миллиметровые стальные конструкции, имеющие боковую разгрузку. Конструктивно устройства работают по австралийскому принципу, когда первая часть оборудована седлом, используемым в качестве опоры для второго элемента.

Размер каждого полуприцепа Тонар составляет 38 «кубов», что в сумме составляет 76 куб. метров. Этого достаточно для перевозки большого количества скальных пород и сыпучих грузов. Наличие таких полуприцепов позволило решить проблему с большими расстояниями. В частности, фабрики для переработки находятся на 170-километровом удалении.

Важно

Дублирование всей инфраструктуры — дорогое удовольствие, поэтому проще было сделать большие автомобильные поезда.

Они имеют почти вдвое большую производительность и позволяющие уменьшить себестоимость перевозок почти на треть. К этому добавляется также способность Тонар 7502 работать в сложных климатических условиях Якутии. 

В каждом кузове предусмотрены откидные борта с вращающимися осями сверху и снизу. Бортовая часть, которая находится снизу, при открытии закрывает колес от сбрасываемого груза и тем самым защищает от повреждения острыми предметами. При этом 44-градусного угла подъема достаточно для удобной выгрузки. Во избежание самостоятельного открытия борта используются гидравлические цилиндры компании Пента (Италия).

В них предусмотрены специальные клапана, играющие роль гидравлических замков. Спереди и сзади кузова стоят поверхностные вибраторы Italvibrus 3/1500 с усилием в 14,9 кН для защиты груза от застывания и осыпания.

Кабина

Особое внимание заслуживает кабина, которая продумана с позиции управления и обслуживания. Компоновка капота сделана таким образом, чтобы при затяжном торможении на спусках происходило охлаждение рабочих жидкостей. Также здесь предусмотрен капот, после открытия которого можно получить доступ ко всем деталям для ремонта / обслуживания.

Часть кабины с водителем / пассажиром расположена сзади переднего колеса, что делает поездку более комфортной и позволяет уменьшить вибрации в процессе движения под плохим дорожным покрытиям. Для повышения надежности кабина изготовлена по клепано-клеевому принципу с креплением рамы через пневматические элементы. Это дополнительно снижает вибрации в салоне. В качестве металла использовался алюминий, который выбран из-за меньшей массы и устойчивости к появлению ржавчины.

Автопоезд Тонар

Для подъема на водительское / пассажирское место предусмотрено несколько ступенек, позволяющих с легкостью забраться большую высоту. Для крепления двери использовалось 20 болтов, из которых 10 вкручиваются в раму и еще столько же в дверь автомобиля. Стекла здесь не опускаются в двери, а смешаются в сторону (по принципу форточек).

Алюминиевая кабина (как и рама) производятся в Губино. Одной из особенностей является надпись компании-производителя Тонар, нанесенная на корпусе вертикальной трубы выпускной системы. Еще одной отличительной чертой является большой корпус воздушного фильтр на боковой части капота. В качестве символа марки часто применяется медведь.

Внутри водителю очень комфортно, чему способствует наличие мощной печки. Даже при сильном морозе на улице он может поддерживать комфортную температуру на уровне 25-26 градусов в салоне даже при -60 градусов за бортом.

Следующая особенность — крепление кабины, которая стыкуется с помощью пневмоподушек. Спального места внутри не предусмотрено, ведь машина предназначена для работы в течении рабочей смены и не применяется для дальних перевозок. При этом другие элементы комфорта здесь предусмотрены, а именно микроволновая печь и холодильник.

Кресло водителя удобно, благодаря наличию пневматической подушки. Руль можно подрегулировать «под себя». В управлении также все продумано до мелочей. Первое, что стоит отметить —наличие множества видов тумблеров и кнопок, которые взяты с серийных легковых и грузовых автомобилей. Все это может создать сложности для новичка, но уже через несколько поездок водитель легко запоминает расположение основных элементов.

Пуск двигателя происходит очень оригинально. После поворота ключа в замке зажигания мотор заводится не сразу, а по истечении десяти секунд. Такая задержка является нормальной и пугаться ее не стоит.

Для работы в теплое время года предусмотрен кондиционер, который спасает от жары и помогает поддерживать комфортную температуру внутри. Он находится в верхней части кабины и конструктивно похож на устройства, которые устанавливаются в сельскохозяйственной технике. Разработчики не смогли подобрать вариант, при котором бы кондиционер и отопитель располагались в едином блоке, поэтому пришлось использовать уже имеющиеся решения.

Дополнительные особенности кабины Тонар 7502:

  • Электрический подогрев кресел. 
  • Наличие возле подушек блок, позволяющего управлять автономным отопителем.
  • Улучшена обзорность, герметичность и шумоизоляция. На тягаче стоят специальные стекла, которые обеспечивают защиту от холода и постороннего шума. По заявлению разработчиков, внутри кабины шум не превышает 70 дБ, что для такой техники является отличным параметром.

В целом, управление в Тонар 7502 мало отличается от других магистральных тягачей или самосвальной техники с полным приводом.

Здесь также предусмотрены краны управления, имеется боковой свал, управление «раздаткой», тумблеры управления подсветкой и другие элементы управления. После нескольких поездок водитель полностью приспосабливается, а работа для Тонаров выполняется в полном объеме.

Комплектация

Уже в «базе» предусмотрено все необходимое для комфортной эксплуатации тягача:

  • пара автономных отопителей;
  • кресло водителя с пневматической подвеской;
  • регулируемое рулевое колесо;
  • холодильник;
  • галогеновые фары;
  • зеркала заднего вида и другой функционал.

Цена техники в базовой комплектации составляет около 42 млн рублей, но в зависимости от набора оборудования она может увеличиться. Для экономии можно приобрести б/у техники, которая обходится в меньшую цену (от 10-15 млн рублей).

Итог — Тонар для алмазного проекта

Это выдающийся автомобиль, предназначенный для выполнения специальных задач. Он способен перемещаться в горы и способен делать это в наиболее сложных климатических условиях и по бездорожью. В машине установлены мощный двигатель и неприхотливая подвеска, позволяющая выполнять задачи любой сложности, а продуманная кабина позволяет быстро разобраться с управлением и спокойно выполнять задачи при комфортной температуре и при небольшом уровне шума.

Рейтинг: 19
Всего оценок: 6 Комментариев: 6 Просмотров: 1260
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 05-07-2021 / Обновлено: 27-09-2021
Поиск запроса "автопоезд тонар " по информационным материалам и форуму
Комментарии
Александр 05.07.2021

Вот это мощь. Какие там дороги общего пользования - это всё равно, что выпустить танк или Белаз. Исключительно карьерная техника, особенно впечатляет созданный комфорт для водителя. Машина под заказ.

0
0
Ответить
Владимир Герман 05.07.2021

Тонар - спецтехника внушительная, с уникальными характеристиками. Радует, что производитель делает автопоезд надежным, упрощает технические решения в пользу простоты обслуживания.

0
0
Ответить
Влад Калуга 05.07.2021

Такое ощущение, что этот автопоезд создавался специально для фильма "Безумный Макс". Выглядит бомбически, нереальная мощь. Могу только представить, какие эмоции испытывает водитель управляя таким монстром.

0
0
Ответить
Наталья Краснодар 05.07.2021

Хороший автомобиль. Для севера такие машины настоящее спасение. Жалко что не все фирмы могут позволить себе такое шикарное авто. Муж работал на северах и там были более старые экземпляры, которые приходится постоянно чинить.

0
0
Ответить
Алекс Зинов Краснодар 05.07.2021

Совершенно уникальная машина! Редкостное сочетание мощи, высокой грузоподъемности, проходимости, всепогодности и при этом - абсолютного комфорта для водителя. Ведь предусмотрели не только печку, кондиционер и электроподогрев, но даже холодильник с микроволновкой!

0
0
Ответить
Вадим Калуга 05.07.2021

Имел возможность более недели эксплуатировать данного «монстра». Машина мощная и хорошо продумана по функционалу. Но, что касается комфорта для водителя – вопрос очень спорный; было с чем сравнить. Все сделано как-то «по-совковски», особенно приборная доска, а ведь автомобиль предназначен не для прогулок. Работать в таком «комфорте» тяжеловато.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: