Перевозка грузов автопоездом для алмазодобытчиков
Если в добывающей отрасли возникают проблемы, связанные с добычей сырья и его транспортировкой, то решаются они, как правило, в сотрудничестве с автопроизводителями спецтехники и оборудования.
Такая ситуация сложилась у якутских алмазодобытчиков. Горно-обогатительный комбинат (ГОК) «Удачный» – это давно освоенное месторождение, запасы которого постепенно истощаются.
Новую разведанную «трубку» геологи обнаружили более чем за 100 км от места основных разработок. Для поднятия на поверхность алмазосодержащей породы используются карьерные самосвалы. Однако, дальнейшая перевозка добытого сырья тяжёлыми гигантами нерентабельна.
Избыточная мощность двигателя потребляет слишком много топлива. В итоге, стоимость обычной транспортировки приравнивается к затратам на доставку горной массы из карьера. Процессы несоразмерные. Маломощные дорожные самосвалы тоже не годятся. Чтобы обеспечить бесперебойную доставку их потребуется слишком большое количество.
В компании АЛРОСА решили: если в природе не существует машины, подходящей по техническим характеристикам к решению данной задачи, то её необходимо создать. Согласно заданию, требуется грузовик, способный перевозить свыше 100 т породы на расстояние, превышающее 100 км в условиях технологичных дорог и с минимально низкими затратами.
Исполнителем заказа выступил подмосковный ТОНАР. Завод специализируется на производстве грузовых прицепов, широко востребованных в самых разных отраслях промышленности. Предприятие давно осуществляет массовый выпуск грузовиков и даже карьерных самосвалов. Поэтому, поставленную АЛРОСА задачу, подмосковные автопроизводители восприняли в качестве достойного вызова.
Для начала потребовалось найти на мировом пространстве модель грузовика с требуемыми характеристиками. Ничего подобного не оказалось ни в Европе, ни в США. Автопром Азии и Китая также не смог ничего предложить. Решение нашлось в Австралии. Только здесь создаются и активно используются сверхтяжёлые и сверхдлинные автопоезда. В Австралии разработанные участки месторождений находятся на огромных расстояниях друг от друга.
Строительство железных дорог себя не оправдало. Для этого понадобилось бы создать плотную железнодорожную сеть, а население страны слишком малочисленно по отношению к её площади. Идея пришла с неожиданной стороны. Относительно ровный рельеф местности позволяет использовать маломощные, но при этом длинные, до 53,5 метров, автопоезда. Впрочем, перевозка грузов таким автотранспортом по австралийским законам возможна только в ночное время. Днём разрешённая длина автопоезда не может превышать 36 метров.
В ТОНАРе предположили, что данный опыт можно взять за основу в решении поставленной АЛРОСА задачи. Но при этом нельзя игнорировать географические особенности Якутии: низкие температуры и качество местных дорог. Дальнейшая работа инженеров ТОНАРа осуществлялась в тесном взаимодействии с представителями заказчика.
Базой стал тягач ТОНАР-45252 в составе с двухзвёздным прицепом, оснащённым сочленённой рамой ТОНАР-95405, который оборудован механизмом боковой разгрузки. Тягач и секции прицепа соединяются между собой седельным устройством, конструкция последнего была заимствована из системы крепления, применяемых на австралийских автопоездах.
Кабину и кузов проектировали самостоятельно. Ломанную конструкцию ступенчатой рамы изготовили из стали 09Г2С, характеризующейся хладостойкостью и содержанием кремнемарганца (смотри по листку МОЖЕТ ЛИ ТАКОЕ БЫТЬ). Наиболее подходящим двигателем оказался шестицилиндровый рядный 19-литровый дизельный агрегат Cummins, мощностью 600 л. с.
Непрерывное заданное давление впрыска обеспечивает встроенная система Modular Common Rail System (MCPS). При этом количество оборотов и объём нагрузки не имеет значение. Бесперебойная работа стальных составных поршней с двухступенчатой очисткой моторного масла обеспечивается системой эксплуатационной безопасности всего агрегата. По общей договорённости решили демонтировать систему нейтрализации, чтобы впоследствии без опасения использовать низкопробное местное топливо.
Шасси оснастили китайскими мостами HANDE. Двойная ошиновка колёс соответствует индексу нагрузки на 170. Шкворневая передняя подвеска модернизирована пневмогидравлическими конструктивными элементами в сочетании с реактивными штангами на промежуточном и заднем мостах. В ТОНАРе решили отказаться от рессор. Используемый металл не сможет противостоять якутским морозам. Для смягчения жёсткости подвески при монтаже кабины и кресла использовали пневмобаллоны.
Конструируя тягач, инженеры ТОНАРа уложились в полную массу 63 т. Максимальная масса прицепа составила 167 т. Для его беспрепятственного проезда по ширине понадобится трёхметровая полоса. Общая длина автопоезда впечатляет – 28,5 метра. Весьма скромно по австралийским мерка. Но для России масштаб реализованного проекта выглядит совсем по-другому.
Это первый опыт отечественного автопрома в создании подобных многозвенных транспортных средств. Автопоезду ТОНАР под силу единовременно перевезти груз массой до 130 тонн. Автопроизводитель сумел собрать гиганта-перевозчика за 4 месяца!
- Может ли водитель со своим авто, занимающийся перевозкой грузов, быть самозанятым? Хочу оформиться официально.
- Совместная перевозка груза
- Перевозка груза Москва-Воронеж
- Продажа морских контейнеров из Украины для перевозки грузов
- Перевозка грузов из украины
- Международные перевозки в активном поиске
- Перевозка буровых установок автотранспортом
- Тонкости самосвального полуприцепа для перевозки грузов
- В Германии груз приехал до места назначения без водителей
- Проблема отсутствия единых международных габаритов автопоезда
В такие короткие сроки собрать машину-гиганта конечно выше всяческих похвал, интересно как она теперь будет вести себя в эксплуатации, механизм потрафим дорогам будет иметь серьёзные трудности.
Оригинальное эффективное решение от компании ТОНАР, а по-другому и быть не могло - задание от добытчиков алмазов было уникальное и очень важное.
Добыча и перевозка алмазов дорогостоящее занятие! Я очень рада, что решение проблемы перевозок быстро решилась! И главное, что по цене значительно экономнее!
Это действительно очень интересно, а процесс занимает кучу времени и денег, а также специальная подготовка, невероятно сложный процесс, любопытно было ознакомится как происходит этот процесс и какая техника нужна для этого.
Мне кажется, проект ТОНАРа — это впечатляющий пример того, как российский автопром может адаптироваться к специфическим условиям. Наверняка многие помнят, как в своё время «КамАЗ» выходил на рынок с инновационными решениями для северных регионов. Сейчас ТОНАР проделал похожую работу, учитывая экстремальные климатические условия Якутии. Использование австралийского опыта — это нечто вроде переноса технологий из одной экосистемы в другую, и это, на мой взгляд, стоит похвалы. Тот факт, что они смогли создать транспортное средство, которое может перевозить до 130 тонн, говорит о высоком уровне инженерии и готовности брать на себя сложные задачи. Конечно, остаётся вопрос, насколько эта модель будет долговечной и эффективной при эксплуатации, но сам подход к задаче уже вызывает интерес. Этих ребят можно сравнить с Tesla в мире электротранспорта — они также не боятся выходить за рамки привычного и создавать что-то новое. Единственное, что меня немного смущает, это использование китайских мостов. Хотя они и подходят по характеристикам, остаётся открытым вопрос, как они поведут себя в условиях низких температур. Но всё же, огромный респект ТОНАРу за смелость и инновации. Вполне возможно, что этот проект станет началом новой эры в транспортировке для тяжёлых условий.
Интересно, что ТОНАР взял за основу австралийский подход. Это доказывает, что мы можем перенимать лучшие мировые практики и адаптировать их под собственные реалии. Уверен, что такая гибкость и креативность поможет компании занять лидирующие позиции в отрасли.
Что меня действительно впечатлило, так это скорость реализации проекта — всего 4 месяца! Это показывает высокий уровень организации и профессионализма команды. Было бы интересно узнать, как они планируют поддерживать технику в таких суровых условиях.