Топливные баки из алюминия
В настоящее время купить алюминиевый топливный бак - не проблема. На рынке много предложений для любой спецтехники. По назначению и конструкции данная группа изделий практически не отличается от стальных и пластиковых моделей. Разница обусловлена лишь особенностями материала.
Преимущества и недостатки
Популярность алюминиевых топливных баков обусловлена многочисленными достоинствами. Правда, определенные недостатки пока что сдерживают их широкое распространение.
Плюсы алюминиевых изделий, по сравнению со стальными …
Среди несомненных достоинств баков из алюминия – их легкость. В результате, нагрузка на автомобиль снижается, экономится потребление топлива. Казалось бы, сколько той разницы. Но европейские и американские производители, особенно по легковым авто, пикапам и малотоннажным грузовикам, уже давно сражаются за каждый килограмм снижения веса. В эпоху объединения концернов и универсализации технологий, тяжело получить большое конкурентное преимущество. Так что, все очень серьезно.
Еще один важный момент заключается в том, что стальные изделия подвержены коррозии. Проявляется это через 5-7 лет после начала эксплуатации. До конца прошлого века, такого периода «работы без ржавчины» было достаточно, потому что потом машину меняли, как нерентабельную (на Западе, разумеется, не у нас). А пару десятилетий назад оказалось, что ресурс техники заметно вырос. Баки из алюминия более долговечные, они служат без признаков окисления 15 лет и более.
… И пластиковыми
Относительно баков из полиэтилена, надо сказать прежде всего то, что алюминиевые более прочные. До 2005 года неметаллические емкости на транспорте практически никогда не использовались. Причина в том, что изготовители не могли обеспечить заданную герметичность, плотность материала и прочность изделия. По разным причинам, в частности, от испарения топлива, разрушались горловины, патрубки и т.п. Сегодня баки делают из полиэтилена высокого качества, так что они вполне работоспособны. Однако, проблема прочности никуда не делась. Любой достаточно сильный механический контакт может стать критичным.
Кроме того, по сравнению с пластиковыми, алюминиевые баки непроницаемы для углеводородов на молекулярном уровне. Из-за этого, полиэтиленовые емкости делают шести- или даже восьмислойными. Но, насколько радикально решен данный вопрос, никто пока точно не знает (или не скажет). Зато всем известно наверняка, что сквозь металлические стенки молекулы топлива не просачиваются.
Минусы
Главным минусом топливного бака из алюминия считается его высокая стоимость. Помимо этого, сплав не отличается гибкостью. Там, где на стальной стенке от удара получится вмятина, на алюминиевой – может быть разрыв. Который придется ремонтировать аргоновой сваркой, для чего нужен мастер со специальной подготовкой. Не в каждой небольшой мастерской есть подобное оборудование и сварщики, не говоря уже о частных предпринимателях.
По сравнению с пластиковыми, у алюминиевых баков есть ограничения по геометрии конструкции. И появляется больше конденсата.
Относительно испарений топлива, проблема решена. По американским и европейским стандартам, за день оно должно быть не больше 20 мг. Чтобы не превысить норматив, ставятся трубки для испаряющейся жидкости. Они соединяются с сепаратором или адсорбером. При работающем моторе, влага переводится во впускной коллектор. При заглушенном – конденсируется и отправляется обратно в бак.
Конструкция
Топливные баки для грузовых автомобилей разных производителей имеют некоторые отличия. Связано это с уникальной геометрией, подходящей для инсталляции в конструкцию автомобиля. А также – с объемом, который зависит от расхода топлива, т.к. почти все изделия рассчитаны на пробег с полного бака приблизительно 400-500 км. Это для внутриобластного и межрегионального движения. Для коротких поездок достаточно 200 л. А для дальних или международных рейсов желательно побольше, от 800 литров и выше. Правда, крупные баки сложно ставить. Да и вес их (с топливом - до тонны!) не способствует безопасности передвижения. Поэтому часто, вместо одного на 800 л. ставят два по 400 л, с обеих сторон.
Тем не менее, есть элементы, присущие всем моделям. Кроме, разумеется, самой емкости с заливной горловиной и, возможно, нижней защитной металлической пластиной, это:
- Перегородки с технологическими отверстиями. Они играют роль ребер жесткости, гасят колебания, не допускают образования пены.
- Отстойник. В нем скапливаются вода и мелкие частицы. Данный элемент упрощает промывку системы.
- Датчик уровня (один или два, для многокамерных баков).
- Предохранительный клапан, для выпуска паров топлива.
- Фильтр (или набор фильтрующих элементов). Обычно – это металлическая сетка.
- Крепежные детали, чаще всего – хомуты.
Нормализация давления внутри емкости имеет важное значение. Если оно окажется слишком низким, бак деформируется, подача топлива к двигателю прекратится. Если же, наоборот, превысит верхнюю планку, то стенка не выдержит и разорвется. Поэтому, вместо одного предохранительного клапана, на многих машинах (например, на импортных пикапах) ставят вентиляционные системы.
В систему вентиляции топливного бака входит обратный предохранительный клапан на крышке впускной горловины. Если внутри возникает разрежение, он открывается и впускает воздух снаружи. Движение – только одностороннее.
Если же в баке, вследствие испарения топлива, появляется избыточное давление, то пары жидкости выводятся по специальному трубопроводу. Он соединяется с компенсационной емкостью. Срабатывание вентиляционной системы обеспечивается датчиками температуры и давления.
Стенки делают толщиной от 2,0 до 3,5 мм. Часто, для повышения прочности, несколько слоев металла спрессовывают между собой или сваривают.
Рекомендации по уходу
Каких-то особых требований к эксплуатации алюминиевых баков нет. Особенно, если это оригинальное качественное изделие, купленное у проверенного производителя, через надежного дилера. Достаточно соблюдать правила ухода и не подвергать емкость механическим и прочим воздействиям.
Это значит, что надо быть внимательным, т.к., например, баки на тракторах и других спецмашинах нередко портятся из-за особенностей эксплуатации. Работа на стройках и в карьерах, движение по свалке всегда чреваты тем, что можно чем-то задеть бак. На грузовике емкость для топлива получает удар камнем или перетирается крепежным хомутом. Бывает, что на нее становится водитель. В общем, с алюминиевым изделием надо быть поаккуратнее. В остальном же, требования не сложные:
- Монтаж бака и его техобслуживание лучше проводить на СТО, где есть подготовленные специалисты и необходимое оборудование.
- Периодически полностью сливать топливо и промывать систему.
- Следить за состоянием фильтров и вовремя их менять.
- Заливать, по возможности, лишь топливо высокого качества, на сетевых заправочных станциях.
- Контролировать герметичность системы на предмет обнаружения протечек.
- Если появилась деформация бака, другое повреждение либо смещение переборок – сразу же ремонтировать.
- Не допускать воздействия механических факторов, химических реагентов, температур вне диапазона от -45 до +40 град С.
Заключение
Алюминиевый топливный бак – это прекрасный выбор для любой спецтехники. Он легкий, довольно прочный, хорошо сопротивляется коррозии, одним словом, хороший во всех отношениях. Если б на него еще цены снизили – был бы вообще идеальный.
- Очистка топливной системы от парафина
- Где купить алюминиевые борта на кузов УАЗика?
- Сколько стоит поменять железный кузов Газели, на алюминиевый?
- Заправка по топливным картам
- Обзор новинок XCMG
- Лесовоз-сортиментовоз Scania G500
- Автомобиль пенного тушения на базе Камаз 6522
- Грузовики Western Star, пять семейств
- Daewoo Dexen — грузовик для жизни
В настоящее время топливный бак из алюминия можно легко приобрести практически для любого автомобиля. На рынке большое предложение алюминиевых баков под топливо. Вот только необходимо приобретать данный бак лишь при наличии официальной документации и гарантии.
Раньше и у стиральных машин баки были из металла, а сейчас их единицы, все почти из пластика. Так из топливными баками будет, что легче, долговечней и дешевле будет вытеснять конкурентов.
Для массового сегмента выпускаемого автопромом удешевление компонентов и повторная их переработка это один из путей сдерживания цен на свою продукцию, бак из пластика в отличие от металлического не заржавеет, а сломанный пойдёт на переработку.