Топливный насос высокого давления (ТНВД)
Топливный насос высокого давления (популярная аббревиатура —ТНВД) является обязательным элементом узла подачи горючей смеси, которая направляет бензин / дизельное топливо напрямую в цилиндр. Узел бывает многоплунжерным, распределительным и магистральным, применяется на дизельных и бензиновых ДВС.
Оглавление
Ниже подробно рассмотрим особенности и устройство детали, поговорим о классификации, назначении, основных неисправностях и прочих моментах. Отдельно приведем описание ТНВД в автомобиле Камаз, симптомы неисправности и рекомендации по ремонту.
Что такое топливный насос высокого давления в дизеле, назначение
Читайте также: Топливная система дизельного двигателя
Являясь неизменным элементом авто, топливный насос предназначен для подачи горючего сразу к форсункам, а иногда сначала к топливной рампе. После этого солярка / бензин распрыскивается и зажигается в полости цилиндра.
Простыми словами, ТНВД необходим для создания оптимального давления, которое должно быть выше той компрессии, которая создается внутри камеры сгорания. В среднем эта величина составляет от 200 до 2000 бар, зависит от типа, конструктивных и иных особенностей.
Классификация и устройство ТНВД
Конструктивно топливный насос высокого давления бывает нескольких видов, имеющих схожий принцип действия и разную конструкцию. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
Многоплунжерные
Особенность — наличие индивидуальных плунжеров для каждого цилиндра. Такие виды насосов бывают двух видов:
- V-типа — установлены под 75-120-градусным углом в 2-рядном исполнении;
- Рядные — смонтированы в однорядном исполнении и находятся друг возле друга.
В рядных насосах горючее подается к форсункам двигателя по определенному алгоритму с помощью механического привода и кулачков. Последние управляют плунжерной парой и обеспечивает ее перемещение.
При движении поршня вниз топливо втягивается, а вверх — формируется давление, и после подается горючее. Время открытия рассчитывается с помощью ЭБУ, получающего команды от нескольких датчиков, контролирующих позицию педали акселератора и частоту работы коленвала.
В V-образных ТНВД узел перемещения плунжеров объединен с рейками, которые действуют на втулочный элемент. Благодаря этому, устройство занимает меньше места, имеет большую жесткость, укороченный вал кулачков и повышенное давление подачи топлива.
Распределительные
В таких ТНВД предусмотрен один-два плунжера, обеспечивающие подачу горючего прямо в камеру сгорания. Число цилиндров — 4-12. Распределительный тип насосов высокого давления популярен в легковых машинах, ведь на грузовых автомобилях они подлежат более быстрому износу. Такой вид насосов чаще всего встречается на бензиновых моторах.
Плунжерный привод имеет вид кулачкового механизма роторного, внешне приводного и торцевого типа. Последний вариант наиболее популярный, ведь требует наличия только одной плунжерной пары. Внешне приводные системы почти не используются из-за низкой надежности.
В роторных приводах предусмотрена лишь одна секция подачи топлива и две-четыре плунжерные пары. Здесь нет самостоятельных втулок, ведь они имеют вид отверстий в распределительном вале ТНВД. Что касается особенностей работы, они очень похожи на торцевой вариант.
Магистральные ТНВД системы Common Rail
По названию понятно, что такой вид насосов используется в системе CommonRail, подразумевающей сбор горючего в топливной рампе до отправки к форсункам. В системе предусмотрено до трех плунжерных элементов, обеспечивающих высокое давление. Плунжерный механизм перемещается с помощью вращающегося вала и пружины. В определенный момент кулачок воздействует на пружинку, а так на поршень, что приводит к увеличению объем над плунжером.
Указанные выше действия приводят к разрежению камеры, открытию клапана и подаче горючего.
С ростом давления происходит закрытие клапана и перемещение клапана в обратном направлении с параллельным сжатием горючего. Как только достигается нужный уровень, происходит открытие специального клапана и подача горючего.
Дозировка топлива в ТНВД
При изучении ТНВД двигателя необходимо учитывать особенности узла с позиции подачи горючей смеси. По принципу дозированияони бывают:
- с отсечкой на завершающей стадии;
- обеспечивающие дросселирование на подаче;
- смешанные.
На дизельных моторах, как правило, применяется первый тип дозирования с отсечкой и использованием перепускного клапана. Последний работает после повышения давления выше определенного уровня с отправкой определенной части горючего в основной бак.
В ТНВД распределительного типа применяется второй вариант с дросселированием. Здесь некоторый объем смеси из основного контура направляется во всасывающую емкость. Количество горючего контролируется муфтой или ЭМ-клапаном, перемещающим фиксированное кольцо, находящееся в определенном положении.
Регулировка подачи горючего бывает:
- механической / электронной;
- пружинной (с закрытием дозатора).
В новых авто для снижения расхода топлива используется ЭБУ, контролирующий настройки насоса и выдающий ошибки в случае сбоев в работе.
В его функции входит расчет дозировки для каждого клапана. После ремонта ТНВД данные аннулируются, что может потребовать новую настройку. Регулировка должна выполняться с помощью специальных стендов и с привлечением специалистов.
Уровень давления и коэффициент сжатия
Эффективность работы топливного насоса зависит от правильной дозировки, корректности расчета времени при подаче горючего в камеру сгорания и создания нужного давления. Здесь выделяются следующие параметры для разных ТНВД:
- Рядные — 55-135 МПа, в редких случаях от 15 МПа.
- Магистральные — до 135-200 МПа. Давление увеличивалось с развитием технологии и появлением новых поколений. Например, системы 1-го поколения работали с давлением 17-135 МПа, а последнего (4-го) — 23-200 МПа.
- На бензиновых моторах — 3-11 МПа.
Важным моментом в работе дизельного мотора является и степень сжатия.
При расчете коэффициента учитывается отношение между объемом цилиндра (максимальным параметром) и размером камеры при нахождении поршня в самом вверху. В среднем степень сжатия находится между 18:1 и 22:1. Эти показатели учитываются в комплексе с давлением ТНВД и другими параметрами силового агрегата.
ТНВД в Камазе
Грузовой автомобиль Камаз занимает лидирующие позиции на российском рынке и сильно отстает от конкурентов в других странах мира. В основном в линейку машин входят грузовики с дизельным и турбированным мотором. Функционально назначение ТНВД в Камазе не отличается от других грузовых машин. В его задачи входит подача топлива к форсункам, создание нужного давления и дозировка, определение времени подачи и очистка горючей смеси.
В зависимости от модификации ТНВД Камаза могут отличаться. Почти во всех автомобилях этого производителя используются 2-рядные насосы V-образного типа. Конструктивно они имеют 8-секционное исполнение по четыре в каждом ряду. Такие устройства работают на механическом принципе и в комплексе с коленвалом.
Конструктивно топливный насос Камаза состоит из следующих компонентов:
- Корпус, закрывающий и защищающий остальные узлы.
- Базовый элемент (плунжерная пара), установленная в своих секциях.
- Пружины — помогают двигать поршень в цилиндре и передавать энергию кулачка к плунжерным толкателям.
- Штуцеры: предназначены для слива / подачи горючего.
- Толкатели плунжерного механизма.
- ЭМ-клапан для закрытия процесса подачи.
- Датчики, устройства управления / контроля топливного насоса.
Эффективность работы этого элемента Камаза гарантирована работой электроники, обеспечивающей своевременность подачи и оптимальное давление ТНВД. Параллельно снижается потреблением топлива, обеспечивается его 100-процентное сжигание и, соответственно, высокий КПД.
Топливный насос Камаза работает по следующему принципу:
- Передача энергии от коленвала к кулачку.
- Вращение кулачкового вала и запуск толкателей.
- Смещение плунжера с помощью пружин и своего движения.
- Закрытие поршнем клапана впуска и создание давления.
- Работа форсуночного клапана и подача горючего.
- Зажигание топлива.
- Удаление лишнего горючего и возврат плунжера в первоначальную позицию.
- Открытие клапана впуска и старт нового цикла.
Как видно, принцип работы ТНВД Камаза классический, что упрощает обслуживание и позволяет с легкостью ремонтировать узел в случае выявления поломки.
Использование насосов высокого давления в бензиновых двигателях
ВажноУ многих автовладельцев сложился стереотип, что ТНВД используется только на дизельных моторах. Это не так, ведь высокое давление может потребоваться и на бензиновых ДВС с прямым впрыском.
К примеру, топливный насос ставится на двигателях с GDI-системами, когда горючее подается непосредственно в цилиндры. Такие моторы требуют заправки качественным бензином с высоким октановым числом.
Применение горючего с присадками не рекомендуется, ведь это может привести к ошибкам в работе ТНВД и снижению его эффективности. Конструктивно механизм на GDI-двигателях состоит из следующих элементов:
- клапан, регулирующий низкое давление;
- устройство-регулятор вращения;
- штуцер и дроссель для вывода горючего;
- распредголовка;
- насос низкого давления;
- внутренняя полость;
- ЭМ-клапан остановки горючего;
- автомат опережения впрыска бензина.
Ошибка многих владельцев бензиновых авто с ТНВД — экономия на топливе, из-за чего дорогостоящий механизм быстро выходит из строя.
На первом этапе формируются потертости плунжеров, а внутри можно заметить красноватый оттенок, имеющий схожесть с коррозией. Первыми признаками сбоев в работе может стать снижение мощности и трудности с пуском. В таких случаях необходимо ехать на СТО для ремонта. Подробнее на этих вопросах остановимся ниже.
Основные неисправности, их причины, ремонт ТНВД
Топливный насос — сложный узел, который в процессе эксплуатации может выходить из строя. Как уже отмечалось, причиной проблем может быть плохое топливо, а первыми под «удар» попадают плунжеры. При этом симптомы поломки очень похожи на признаки, характерные для двигателя.
Неисправность ТНВД проявляет себя следующими признаками:
- увеличение расхода;
- течь горючего;
- перегрев двигателя;
- нестабильность работы ДВС на небольших оборотах;
- падение мощности;
- появление дыма в выхлопной системе;
- подозрительные шумы и т. д.
К основным причинам неисправности стоит отнести:
- Небольшой зазор в плунжерных парах.
- Плохая солярка.
- Попадание воды в дизельное топливо, что приводит к снижению ресурса узла и необходимости замены ТНВД.
- Загрязнение топливного фильтра и, соответственно, попадание грязи в топливный насос.
- Износ подшипников из-за дефекта или естественного старения.
- Брак устройства: трещины, нарушение целостности подшипников, заедание втулки плунжера.
- Проблемы с герметичностью и уплотнением ТНВД.
- Коррозия плунжеров из-за высокого содержания воды в топливе.
- Ошибки в работе клапана ТНВД.
- Повреждение пружины, обеспечивающей возврат плунжера.
При появлении подозрений на неисправность необходимо проверить наличие влаги в плунжерных парах, измерить в них давление и проверить датчики, подающие команды к ЭБУ. Кроме того, важно осмотреть систему на факт утечек горючего и замерзание насоса. Наиболее эффективной является проверка в условиях СТО, где для выполнения работы применяется специальный стенд.
В случае замены нужно купить ТНВД и следовать инструкции производителя. Для продления срока службы механизма рекомендуется:
- ежегодная промывка топливной системы;
- своевременная замена фильтра, очищающего горючее;
- применение зимнего дизеля в холодное время года;
- покупка качественной солярки;
- поддержание высокого уровня топлива в баке;
- прогрев двигателя зимой перед поездкой;
- использование специальных присадок при низком качестве дизельного горючего.
Указанные выше меры позволяют продлить срок службы ТНВД и обеспечить его нормальную работу.
Итог
Важность топливного насоса, обеспечивающего подачу солярки или бензина под нужным давлением, трудно переоценить. Неисправности этого узла сразу влияют на динамические характеристики, потребление топлива и безопасность эксплуатации. Вот почему автовладелец должен знать особенности этого узла, принцип работы и вовремя распознавать поломки.
- Очистка топливной системы от парафина
- На какую спецтехнику можно установить насоса СЦН для перекачки жидкостей?
- Заправка по топливным картам
- Бензонасос, для чего он нужен
- Преимущества и недостатки дизельного двигателя
- Низкое качество топлива в России препятствует распространению гибридных двигателей
- Новые ТНВД для дизельных двигателей российских грузовиков
- КамАЗ-5320, первый серийный
ТНВД – великое божество и великое проклятье дизелистов (я столкнулся с этим устройством на NISSAN Tino). Проблема возникла после того как лопнул зимой топливный шланг на движке. После замены шланга и прокачки системы, через некоторое время помер ТНВД, т.к. охлаждение транзистора сделано от топлива и заводушивание системы привело к перегреву транзистора который управлял открытием клапана топлива. Проблема решилась заменой транзистора, но параллельные проблемы со снятием ТНВД и последующим его установлением обошлись в копеечку…
Топливный насос одна из важных частей авто, без топлива нет движения а поетому насос должен быть качественным, выносливым и соответствовать всем стандартам.У насосов только положительные характеристики, благодаря им можно обеспечить правильную и слаженную работу всей топливной системы
Без топливного насоса не обходится ни один автомобильный транспорт, поэтому необходимо обратить особое внимание на качество насосов при производстве. Ведь от этого зависит то, насколько техника будет маневренная, мощная и быстрая. Всегда нужно покупать автомобильный транспорт с мощным насосом.
Интересная статья, которая глубоко раскрывает устройство и работу топливных насосов высокого давления. Особенно понравилось, как подробно объясняется различие между многоплунжерными, распределительными и магистральными ТНВД. Это действительно важно для понимания их работы в различных типах двигателей. Например, система Common Rail в магистральных насосах показала свою эффективность на протяжении многих лет, и это объясняет, почему ее так часто используют в современных дизельных автомобилях. Также было полезно узнать о специфике ТНВД в КамАЗах — их конструкция и особенности работы действительно впечатляют. Сравнение с другими системами, такими как GDI в бензиновых моторах, позволяет лучше понять, как разные подходы к подаче топлива влияют на производительность и экономичность двигателя. В общем, статья очень информативная и может стать хорошим подспорьем для тех, кто хочет больше узнать о своей машине и ее компонентах.
Мне понравилось, как статья объясняет принцип работы многоплунжерных насосов. Это действительно сложный механизм, но автору удалось сделать его понятным для обывателя. Особенно интересно было узнать про V-образные ТНВД, которые, оказывается, занимают меньше места и обеспечивают более высокое давление. Такой подход, по сути, напоминает некоторые решения в авиационных двигателях.
Статья дает хорошее представление о том, как важен правильный выбор и обслуживание ТНВД. Особенно впечатлило, что даже незначительные неисправности, такие как износ подшипников или загрязнение фильтров, могут серьезно повлиять на работу всей системы. Это подчеркивает необходимость регулярного обслуживания и использования качественного топлива.