Торможение двигателем
Под понятием торможение двигателем подразумевают замедление транспортного средства без воздействия на педаль тормоза. Кто-то использует этот метод остановки машины для экономии топлива, кто-то так бережет ресурс тормозных колодок.
Оглавление
Однако, по мнению экспертов, такое торможение приходит на выручку во время заноса при езде по скользкой дороге или в горной местности, также оно способно спасти жизнь, если возникли проблемы с тормозами. Как бы там ни было, у данного явления есть как плюсы, так и минусы, о них мы сегодня и поговорим.
Что такое торможение двигателем
Распространенное выражение характеризует уменьшение скорости движения автомобильного транспорта посредством отпускания педали газа, когда передача включена. Такой способ торможения называют также принудительным холостым ходом.
Для лучшего понимания процесса покажем все на простом примере. Автомобиль, который движется, к примеру, на 3-й передаче, приближается к светофору. Его водитель, видя, что вот-вот загорится красный, убирает ногу с педали акселератора, из-за чего транспортное средство начинает двигаться по инерции, его скорость снижается. Как результат – перед светофором шоферу остается только слегка придавить педаль тормоза, чтобы машина остановилась. Выходит, что процесс торможения обусловлен постепенным снижением передачи и уменьшением количества оборотов двигателя.
Вот еще один пример, что называется, «на пальцах»: во время движения в городских условиях, где имеет место плотный поток машин, водитель включает первую передачу, авто трогается с места. После воздействия на педаль газа ТЗ разгоняется сильнее, затем шофер убирает ногу с акселератора – автомобиль тут же замедляется, но происходит это не благодаря тормозам, а именно за счет мотора. Имеет место торможение двигателем.
Многие ошибочно полагают, что замедление в данном случае обусловлено процессом трения. Исключение из данного правила составляют дизельные силовые установки, в которых дроссельная заслонка отсутствует. У бензиновых же моторов скорость снижается из-за перекрытия впрыска топлива. Водитель перестает давить на педаль газа, подача бензина в мотор прекращается, значит, он больше не передает свою энергию трансмиссии.
Снижение скорости происходит за счет сопротивления инерции, пытающейся увеличить вращение коленвала. Обороты падают, появляется эффект кардинально противоположный – через вращающиеся колеса, а также через КП энергия подается на мотор.
Коленвал работает вынуждено, в результате механических потерь падают обороты карданной передачи, увеличивается сопротивление внутри цилиндров, а скорость движения падает. Выходит, что торможение автомобиля происходит именно благодаря двигателю.
Случаи, в которых необходимо торможение двигателем
По мнению опытных автомобилистов, существует всего три веских причины торможения двигателем:
- Скользкая дорога. На таком дорожном покрытии высок риск заноса авто даже с работающей системой ABS. Сохранить устойчивость машины и ее управляемость позволит именно экстренное торможение мотором.
- Затяжные спуски. В этой связи отметим, что чем передача ниже, тем более эффективным будет торможение. Оно не несет никакого вреда силовой установке, а также исключает риск перегрева тормозов. Дело в том, что если воздействовать на педаль тормоза слишком долго, колодки могут раскалиться до предела, что чревато весьма неприятными последствиями, такими как уменьшение эффективности торможения и даже выход из строя всей тормозной системы.
- Отказ тормозов. Это уже ЧП, при котором необходимо постепенно, шаг за шагом переключать передачи с самой высокой вплоть до 1-й. Чтобы остановить машину полностью, необходимо либо затянуть ручник, либо попросту выключить мотор, повернув ключ зажигания в обратную сторону.
Как правильно тормозить двигателем на механике
Выполнить торможение двигателем автомобиля, оснащенного механической коробкой передач, совсем несложно, необходимо только действовать согласно определенному алгоритму. Существует два варианта торможения – обычный и так называемая прогазовка. В первом случае действовать надо следующим образом:
- убрать ногу с педали акселератора;
- выжать сцепление;
- включить 3-ю передачу;
- постепенно, по мере замедления автомобиля, снизить передачи вначале до 2-й, затем – до первой.
ВажноЕсли перед началом торможения двигателем машина едет на более высокой передаче, снижать скорость следует именно через третью. Если резко перейти на низкую передачу, высок риск блокировки колес и потери управляемости, автомобиль может попросту закрутить. К тому же нагрузка на мотор и коробку передач окажется огромной, что чревато преждевременным их выходом из строя.
Второй способ, именуемый прогазовкой, характеризуется меньшим вредом для ключевых узлов и агрегатов транспортного средства. Смысл его состоит в том, что во время постепенного перехода на низкие передачи сначала выжимается сцепление, включается нейтральная передача, подается немного газа, и лишь после этого включается следующая по очередности низкая передача.
Правильная работа газом и сцеплением
Для лучшей наглядности опишем последовательность работы газом и сцеплением, а также объясним, как следует выбирать передачу при торможении двигателем. Итак, машина едет со скоростью около 75-ти км в час на 4-й передаче.
Для постепенного торможения необходимо выжать сцепление, включить 3-ю передачу и дождаться постепенного замедления ТС. Далее снова надо выжать сцепление, перейти на 2-ю передачу – снижение скорости станет более заметным.
Следующий шаг – очередное нажатие на педаль сцепления, включение первой передачи и дальнейшее снижение скорости вплоть до полной остановки автомобиля. Важно помнить, что чем ниже передача, тем интенсивнее торможение.
Как правильно тормозить двигателем на АКПП
С торможением двигателем в ТС с автоматической коробкой передач все куда проще.
Надо всего лишь убрать ногу с педали газа, остальное «автомат» сделает сам. Он выберет требуемую скорость торможения, снизит передачи с должным интервалом в нужной последовательности и остановит машину без участия в процессе водителя.
Последствия для узлов и деталей автомобиля
Критических последствий торможения двигателем для узлов транспортного средства не существует. Единственный негативный момент – когда скорость движения снизится до 20 км в час, машина попросту заглохнет. Однако есть и другое мнение, свидетельствующее о том, что обратные нагрузки негативно воздействуют на силовую установку.
Некоторые эксперты говорят об увеличении разряжения во впускном коллекторе, вследствие чего растет нагрузка на вентиляционную систему. Также при частом торможении мотором повышается риск утечки смазочных материалов, которые попадают в коллектор и цилиндры, приводят к образованию нагара на свечах и пр.
Выводы
В некоторых ситуациях экстренное торможение двигателем является единственно возможным способом избежать аварии. Но переусердствовать с применением этого метода не стоит, ведь для остановки машины в нормальных условиях предусмотрена тормозная система, и не надо об этом забывать.
- Дым из двигателя
- Поломка двигателя.
- Почему перегревается двигатель на форде?
- При торможении сильно дергает
- Газовые двигатели на грузовых машинах
- Обзор обновленных грузовиков Hyundai
- Особенности торможения двигателем
- Как предотвратить преждевременный износ двигателя
- В продажу поступит Фольксваген Т-6 с функцией автоматического торможения
- Ford Cargo становится привлекательнее за счет модернизированного двигателя Ecotorq
Иногда нужно тормозить именно таким способом, но надо не забывать о том, что при этом не зажигаются стоп-сигналы, и машины, едущие сзади, могут и не заметить, что ты тормозишь.
Интересная статья. Мне тоже несколько раз приходилось использовать на скользкой дороге этот метод торможения, но я даже не предполагала, что здесь имеется столько нюансов.
Ну, как способ экономии, да, вполне неплохой, но вот в экстренных ситуациях придется вдавливать педаль в пол. Если заранее известно, что нужно будет остановиться, тогда можно и так.
Порой сама так торможу на скользких дорогах, если машину начинает заносить. Но знакомый-механик говорит, что так делать нежелательно, иначе авто может быстрее прийти в негодность.
Все четко и понятно, особенно полезна информация и навык торможения двигателем начинающим водителям. Этому навыку нужно учиться и применять на практике. Надеюсь, при необходимости не растеряюсь и воспользуюсь советами.
Статья довольно подробно раскрывает тему торможения двигателем, и это здорово, потому что этот метод действительно полезен в определенных ситуациях. Вспоминается опыт, когда я впервые применил торможение двигателем на скользкой дороге, и это спасло меня от заноса. Конечно, не стоит забывать, что такой способ торможения требует определенной сноровки, особенно на механической коробке передач. В статье хорошо описаны оба подхода: обычный и с прогазовкой. Лично я предпочитаю второй вариант, так как он кажется более бережным к деталям авто, хотя требует больше концентрации. С автоматической коробкой все гораздо проще, и это, конечно, плюс. Однако я слышал мнения, что частое использование торможения двигателем может увеличить нагрузку на двигатель и привести к утечке смазочных материалов. Хотя таких последствий я пока не замечал, думаю, стоит быть внимательным. Этот метод, безусловно, полезен на длинных спусках, где тормоза могут перегреться. Здесь статья также дает четкие рекомендации. В общем, торможение двигателем — это не панацея, но хороший инструмент в арсенале водителя, если использовать его с умом. Главное — не забывать, что в нормальных условиях все же лучше полагаться на тормозную систему. Важно понимать, когда и как применять этот метод, чтобы избежать потенциальных проблем с узлами автомобиля.
Отличная статья! У меня машина с автоматической коробкой, и я всегда удивлялась, что торможение двигателем так эффективно. Теперь понимаю, что 'автомат' сам управляет процессом, и это действительно удобно и безопасно. Приятно, что статья раскрывает все нюансы.
Интересно, что торможение двигателем может быть полезно на скользких дорогах. Всегда думал, что это только для экономии топлива. Однако теперь вижу, что это важный элемент безопасности, особенно в экстремальных ситуациях. Спасибо за полезные советы!