Тормозная жидкость
Тормозную жидкость не зря называют одним из ключевых расходников в системе транспортного средства – от нее напрямую зависит оперативность остановки машины в случае возникновения аварийной ситуации.
Оглавление
Основной функцией такой жидкости является передача усилия от педали тормоза на узлы и механизмы тормозной системы. В основе работы расходника лежит главное свойство жидкости – ее не сжимаемость и способность передавать одинаковое давление на все направления.
Требования, предъявляемые к тормозным жидкостям
Учитывая тот факт, что от стабильной работы тормозной системы напрямую зависит безопасность езды, а значит, жизнь и здоровье всех участников дорожного движения, к ней предъявляются достаточно строгие требования, в частности:
- Температура кипения. В сложных условиях езды, когда приходится тормозить на плохом дорожном покрытии или в горных условиях, жидкость перегревается, в ней образуются пузырьки газа, который повышает сжимаемость. Это способно привести к провалу педали тормоза и ухудшению работы тормозной системы. Вот почему температура закипания тормозной жидкости считается основной ее характеристикой. Чем этот показатель выше, тем стабильнее работа тормозов в экстремальных условиях эксплуатации.
- Вязкость. Она важна в любом случае, но особо актуальной становится зимой, когда «за бортом» значительный минус. Если вязкость чересчур высокая, тормозная система работает хуже, а иногда и вовсе может выйти из строя. Когда вязкость низкая, увеличивается риск протечек, что тоже плохо. В соответствии с международными стандартами, оптимальной вязкостью при минусовой температуре является показатель в 1800 сСт (1 мм²/с) и выше, а когда на улице жара, вязкость должна составлять не более 1,5 сСт.
- Гигроскопичность. В процессе эксплуатации жидкость систематически нагревается, а затем охлаждается, из окружающей среды в нее проникает влага, и если содержание последней превышает 3,5 процента, температура кипения снижается до двух раз. Следовательно, чем гигроскопичность ниже, чем дольше тормозная жидкость будет сохранять заявленные эксплуатационные свойства.
- Нейтральность перед воздействием химических веществ. Как и прочие технические жидкости, тормозная вступает в контакт с поверхностью металлических деталей. Крайне важно, чтобы при этом не происходила химическая реакция, следствием которой становится образование ржавчины. Если на внутренней поверхности автомобильных комплектующих появляются следы коррозии, это влечет за собой сложности в перемещении поршней, а значит, их ускоренный износ. Чтобы улучшить антикоррозийные свойства, в состав жидкости включают ингибиторы, которые замедляют процесс окисления.
- Стабильность. Имеется в виду температурный диапазон, при котором жидкость сохраняет первоначальные характеристики. В этом плане выигрывают вещества, способные работать при температуре от -40 до +50 градусов. Подводя итог под сказанным выше, отметим, что тормозные хорошие жидкости должны обладать следующими эксплуатационными характеристиками:
- Требуемые температурные и вязкостные свойства.
- Высокая температура закипания.
- Надлежащие смазывающие характеристики.
- Устойчивость перед образованием твердых частиц в процессе эксплуатации.
- Защитные и антикоррозийные свойства.
- Совместимость с резиновыми деталями, как то уплотнители, прокладки и пр.
Состав тормозной жидкости
Компоненты тормозной жидкости подбираются в соответствии с классификацией продукта. Так, минеральные разновидности состоят из спирта и касторового масла. Причем, спирт может быть этиловым либо бутиловым. Такие вещества характеризуются неплохими смазывающими свойствами, но обладают низкой температурой кипения.
В основе гликолиевых ТЖ лежит гликоль и его соединения, такие вещества являются лучшими в своем роде, это тормозные жидкости DOT, отвечающие самым строгим стандартам.
Разновидности на основе силикона не впитывают влагу – даже если она и попадает в состав, то при закипании ТЖ до температуры в 100 градусов происходит испарение, а при ее охлаждении до 0 градусов замерзает, что ведет к перебоям в работе тормозной системы.
Классификация тормозных жидкостей
Тормозные жидкости подразделяют на несколько классов в зависимости от степени вязкости и температуры кипения. Выбор конкретной модели указывает завод-изготовитель транспортного средства. Классификация с точки зрения вязкости и температуры закипания осуществляется в соответствии с нормативами DOT - Department of Transportation. В этой связи вещества, ставшие темой нашей беседы, делятся на такие классы:
- DOT 3 – это жидкости, предназначенные для сравнительно тихоходных машин с передними дисковыми либо с барабанными тормозами. По состоянию на сегодняшний день они считаются слегка устаревшими.
- DOT 4 – это улучшенные разновидности, которые подходят для эксплуатации на современных быстроходных транспортных средствах с высокими динамическими характеристиками. Подходят для авто с дисковыми тормозами.
- DOT 4 CLASS 6 – жидкости, разработанные специально для тормозных систем нового поколения с функцией ABS. К таким предъявляют особо строгие требования в плане вязкости при минусовых температурах, они способны сохранять требуемые эксплуатационные свойства при -40 градусах и ниже. ТЖ DOT 4 CLASS 6 рекомендованы производителями подавляющего большинства автомобилей массового использования.
- DOT 5 – жидкости, базирующиеся на кремний-органических полимерах и используемые на машинах, эксплуатируемых в сложных условиях, когда тормозной системе приходится работать на максимальных нагрузках. Преимущества таких жидкостей состоят в том, что они не разъедают краску, совершенно не поглощают влагу и не разъедают резиновые детали. Единственный минус – их нельзя смешивать с ТЖ других классов.
- DOT 5.1 – жидкость, предназначенная для спортивных авто, в процессе эксплуатации которых возникают повышенные нагрузки на тормоза, что влечет за собой необходимость применения расходников с более высокой точкой кипения.
- DOT 5.1/ABS – жидкость, разработанная для автомобилей, оснащенных системой ABS. В ее составе присутствуют и силиконовые, и гликолиевые соединения, исключающие возможность смешивания такой ТЖ со всеми остальными, представленными на современном рынке.
Особенности эксплуатации и замены тормозной жидкости
Срок эксплуатации тормозной жидкости определяется производителем расходника, и важно строго соблюдать периодичность замены, в противном случае возможно ухудшение работы тормозной системы. Опытные автовладельцы способны определить состояние вещества по внешнему виду, просто заглянув в бачок тормозной жидкости.
Она должна быть однородной, недопустимо наличие осадка или помутнения. Если оценка ТЖ осуществляется на СТО, для этого используются специальные индикаторы, позволяющие точно определить, пригоден расходник к использованию, или он нуждается в замене.
Проверку жидкости на предмет сохранения ею требуемых эксплуатационных характеристик необходимо проводить не реже одного раза в год. Если в машине используется силиконовая ТЖ, менять ее можно раз в 10-15 лет, полигликолиевую меняют гораздо чаще – раз в 2-3 года.
ВажноКрайне важно регулярно проверять уровень тормозной жидкости, ведь ее недостаточное количество в системе чревато значительным ухудшением работы тормозов.
Заключение
Подводя итог под сказанным выше, следует отметить следующее: во-первых, необходимо контролировать объем тормозной жидкости в бачке и следить за ее достаточным количеством.
Во-вторых, нельзя смешивать ТЖ разных типов. Если пришлось поменять жидкость на другую, предварительно следует промыть тормозную систему спиртосодержащим раствором. Выбор жидкости осуществляется в соответствии с рекомендациями компании-производителя транспортного средства.
- На какую спецтехнику можно установить насоса СЦН для перекачки жидкостей?
- Как подготовить автомобиль к дальней поездке
- Как подготовить автомобиль к зиме и полезные советы по вождению в зимние месяцы
- Элементарные шаги, которые продлят безремонтный период эксплуатации вашего грузовика
- Меры безопасности для водителя при грузоперевозках
- Где лучше производить обслуживание спецтехники
тормозная жидкость нужно ОСМЫСЛЕННО прокомментировать публикацию, у которой мало или вообще нет комментариев Конечно, я готов помочь вам осмысленно прокомментировать публикацию о тормозной жидкости, которая мало или вообще не имеет комментариев. Во-первых, тормозная жидкость является очень важным элементом тормозной системы любого автомобиля, поскольку она передает давление от тормозной педали к тормозным колодкам и приводам, что позволяет снижать скорость или останавливать автомобиль. Во-вторых, многие автовладельцы не осознают, насколько важно поддерживать уровень и качество тормозной жидкости. Старая или загрязненная жидкость может стать причиной снижения эффективности торможения и даже аварийных ситуаций.
Достаточно информативная статья. Она помогает разобраться в том, как действует, для чего нужна тормозная жидкость. Также достаточно четко все прописано, понятными и доступными словами. Внимание привлекает и то, что очень хорошо, объяснен тот момент, на сколько важно качество самой жидкости.
Тормозных жидкостей много, а выбрать всегда особенное трудно, но возможно. Тормозная жидкость будет тогда помогать, когда специалист вам скажет, подходит она или нет. Если ответ будет отрицательный, лучше вовремя поменять её, чем потом мучится с проблемами по машине.