Трактор ЮМЗ-6: история создания, описание и технические характеристики
Выпускался в течение трех десятков лет. Конструкция оказалась настолько удачной, что техника сходила с конвейра до начала XXI века. Его прекратили собирать в 2001 году, когда ветеран уступил место ЮМЗ-8040, с более мощным (80 л. с.) двигателем.
Оглавление
Этот трактор до сих пор можно увидеть в работе. Причем не только в гаражах коллекционеров раритетов, но и на полях фермеров.
Есть умельцы, которые после сбора урожая осенью покупают "убитый" трактор, за зиму делают из него конфетку и весной начинают на нем работать.В умелых руках он может работать еще долго, благо любые запчасти на рынке есть, их до недавних пор выпускал завод ЮМЗ.
История создания
Производился на Южном машиностроительном заводе (г. Днепропетровск, ныне – г. Днепр, Украина).
Решение о строительстве автозавода в Днепропетровске приняли после освобождения города летом 1944 года. Планировалось выпускать грузовики ГАЗ-51, но потом «передумали». ДАЗ переключился на сборку ЗИС-150. В 1951 году ДМЗ стал «почтовым ящиком №186», получил секретный №586 и занялся изготовлением баллистических ракет конструктора С. Королева, а также другой военной техники. Производство грузовиков свернули. Позже ДМЗ вошел в состав ПО Южмаш.
В 1953 году, для прикрытия выпуска межконтинентальных ракет, была разработана легенда (как и для всех закрытых заводов СССР), согласно которой с 1954 года ДМЗ начал выпускать трактора общего назначения. (Они считались побочной продукцией. Тем не менее, выпуск техники на номерном заводе, из своих запчастей, прошедших единый для всех конвейеров военный ОТК, обусловил высокое качество). Первенцем был МТЗ-2 (1954-1958 гг.), собранный из белорусских комплектующих. Затем – МТЗ-5 (1958 – 1972 гг.). Эту модель специалисты МТЗ (г. Минск) и ДМЗ уже разрабатывали совместно. Впоследствии его назвали ЮМЗ-5, но торговая марка «Беларусь» так за ним и осталась (это был один из элементов легенды прикрытия). В 1966 году завод №586 переименовали в ЮМЗ.
Первая машина сошел с конвейера в 1966 году. Серийно начали выпускать с 1970 года. Не смотря на то, что модель создана на базе МТЗ-5, и сохранила преемственность конструкции, она уже считается собственной продукцией Южмаша, которая просто очень похожа на технику, собранную в Минске. С этого времени ЮМЗ и МТЗ – две различные марки. Эта особенность проявилась и в подходе к проектированию. Если белорусские модели все более усложнялись, то инженеры Южного машиностроительного завода ставили на свое детище такие узлы, которые легко снимались и ремонтировались в условиях колхозной мастерской.
ВажноЭто был самый простой и надежный советский трактор.
В 1972 году ЮМЗ-6Л/6М признан лучшим трактором прошедшего года. В 1974 г. – получил Знак Качества. В это же время документацию продали шведам, которые, после глубокой модернизации, с 1976 по 1982 год выпускали на ее основе Volvo BM-700.
Назначение
Разрабатывался как универсальный сельскохозяйственный агрегат общего назначения. Основные сферы применения: сельское хозяйство, строительство, промышленность, коммунальные службы.
Его использовали для:
- Выполнения агротехнических операций с прицепными, навесными или полунавесными орудиями: вспашка, культивация и т.д.
- Дорожных, лесотехнических и строительных работ - в качестве бульдозера и/или экскаватора, погрузчика и т.п.
- Транспортировки прицепов.
- Привода в действие стационарных агрегатов.
Модификации ЮМЗ-6
Трактор ЮМЗ-6 выпускался в четырех основных модификациях:
- 6Л/6М. Машины первой серии визуально можно было легко отличить от более поздних по решетке радиатора с закругленными углами, как на МТЗ-5.
- 6АЛ/6АМ. Здесь капот прямоугольный. Приборная панель стала совсем другой, рулевая колонка регулировалась по углу наклона и высоте установки. Одно из главных усовершенствований касалось тормозного механизма.
- 6КЛ/6КМ. Это модификация для промышленных предприятий, поэтому задняя навеска отсутствовала. Вместо нее предусмотрены крепежные места для бульдозерной лопаты и экскаваторного ковша. Обзорность кабины улучшилась. После того, как модель «6А» сняли с производства, «6К» стала базовой. Ее начали выпускать и для аграриев (с задней навесной системой).
- 6АКЛ/6АКМ. Серийное производство – с 1978 года. Главные отличия – установка позиционного и силового регулятора, усовершенствованная гидравлика. Кабина получила новый дизайн.
Л – вариант с пусковым двигателем, М – с электрическим стартером, К – с кабиной увеличенных размеров. По типу движителя, этот колесный трактор мог быть переделан на полугусеничный в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации.
Достоинства и недостатки
Если сравнивать с другими марками того же тягового класса, то можно отметить его многочисленные достоинства:
- Отличное качество изготовления, а также сборки. Как следствие – надежность и долговечность. Как показала практика, узлы отрабатывают положенный срок с большим запасом.
- Конструкция предельно простая, с высокой степенью ремонтопригодности в незаводских условиях.
- Взаимозаменяемость запчастей и расходных материалов на уровне 70%.
- Характеризуется неприхотливостью к ГСМ. Относительно легко заводится на морозе, безотказно работает в жару.
- По дизайну, эргономике и комфортабельности, кабина почти не уступала зарубежным образцам тех времен.
ЮМЗ-6 был хорошим, но не идеальным. Среди основных недостатков следующие:
- Центр тяжести находится относительно высоко. Из-за этого, машина не может работать на местности с уклоном более 10 град. В таких случаях, колею расширяли до 1800 мм, это позволяло частично решить проблему.
- По мнению эксплуатационников, подвеску ходовой части можно было сделать помягче.
- После того, как агрегат вырабатывал первую половину заявленного ресурса, в КПП на повышенных скоростях выбивало рычаг. Особенно часто это происходило на неровной дороге, при движении с прицепом.
- Периодически подтекает масло.
- Не рекомендовалась длительная работа силовой установки на холостых либо малых оборотах, так как это могло стать причиной повышенного износа деталей двигателя.
- По отзывам владельцев, было бы совсем хорошо, если бы он имел модификацию с ведущим передним мостом. Да и число оборотов мотора могли сделать побольше.
Конструкция
Представляет собой полурамный колесный транспортный и универсально-пропашной трактор тягового класса 1,4 тс. Компоновка классическая, с двигателем впереди и кабиной сзади. Трансмиссия механическая, 5 передач вперед и 1 назад.
Есть повышенные и пониженные. На передних колесах подвеска пружинная, на задних – жесткая. Сухие дисковые тормоза, раздельно-агрегатная гидронавеска. Бортовое электрооборудование работает на напряжении 12 В. Есть механическая блокировка дифференциала.
Технические характеристики
- Двигатель – дизельный, четырехтактный. Турбонаддува нет. Марка / рабочий объем / мощность (л.с.) – Д-65 / 4,94 л. / 60 л.с. или Д242-71 / 4,75 л. / 46 л.с.
- Ресурс – 12000 мото-часов
- Частота вращения – 1800 об/мин.
- Расход топлива, л/ч – 3,8
- Объем топливного бака, л - 90
- Скорость движения, км/ч – минимальная 2,1; максимальная 24,5
- Муфта сцепления – двухпоточная, сухого типа.
- КПП – пятиступенчатая, с подвижными шестернями. Может присутствовать редуктор.
- Тормоза – сухие, дисковые, с приводом на задние колеса
- Управление – гидрообъемное; по заказу - механическое
- Габариты (Д х Ш х В), мм – 4065 х 1884 х 2730
- Масса, кг – 3400
- Агротехнический просвет, мм - 650
Опционно предлагались разрывные муфты, выносные гидроцилиндры и многие другие узлы и приспособления.
Заключение
Благодаря своей неприхотливости и надежности, высокой маневренности и хорошей ремонтопригодности, ЮМЗ-6 стал популярным трактором для всех регионов страны. Многие машины работают до сегодняшнего дня настолько успешно, что их владельцы не собираются менять «старую испытанную лошадку» на более современную технику.
- Трактор для фермерского хозяйства
- Спецтехника трактор для хозяйства
- Трактор для поля
- Обзор на бульдозеры
- Трактор и насадки
- Трактор ЮМЗ-6: история создания, описание и технические характеристики
Трактор очень даже неплохой, судя по характеристикам! Хотелось бы себе такой приобрести! Да, есть недостатки, но они везде имеются! Все равно трактор по сравнению с остальными очень достойный!
Трактор лучший из лучших. Советую всем!!!
20 лет имею юмз 6 с грейферным погрузчиком, очень надёжен !!! работал в 70 е годы на мтз 5 с такой же навеской и проблем не было!
Не все, что выпускалось в СССР, было дерьмом. Выпускали этот трактор десятки лет, а потом еще и продали документацию Вольво!
А правда, что этот трактор сконструировала женщина? Жду ответа.
Читая о ЮМЗ-6, я не могу не вспомнить про знаменитый Fordson Major, который также стал легендой в мире тракторостроения. Обе модели известны своей простотой и надежностью, но ЮМЗ-6 имеет уникальную особенность — он разработан в условиях строгой секретности, что, возможно, и привело к его высокому качеству. Интересно, что в 70-е годы он даже завоевал Знак Качества, что говорит о его конкурентоспособности. В то время как многие тракторы усложнялись, инженеры ЮМЗ выбрали путь упрощения конструкции, что стало его плюсом. Ремонтопригодность в не заводских условиях — это, безусловно, преимущество, особенно для сельских регионов, где доступ к специализированному обслуживанию ограничен. Однако, как и у любого другого оборудования, у ЮМЗ-6 есть свои недостатки, такие как высокая позиция центра тяжести и проблемы с КПП. Интересно, как это соотносится с опытом эксплуатации других тракторов того времени? Например, у некоторых моделей John Deere также были проблемы с трансмиссией. В любом случае, ЮМЗ-6 остается показателем того, как можно добиться успеха, сосредоточившись на простоте и надежности, а не на технологических новшествах. Его до сих пор можно увидеть в полях, и это о многом говорит. В условиях современной гонки за инновациями, возможно, стоит вспомнить о таких моделях, которые завоевали доверие своей долговечностью и простотой.
Интересно, что документацию ЮМЗ-6 продали шведам для производства Volvo BM-700. Это свидетельствует о высоком уровне инженерной мысли, вложенной в этот трактор. Однако, неудобство работы на склонах остаётся заметным минусом, и это, к сожалению, ограничивает его использование в горных районах.
ЮМЗ-6 — это как старая добрая лошадка, которая хоть и не самая быстрая, но всегда довезет до нужного места. Его простота и надежность — это то, что до сих пор ценят фермеры. Кроме того, высокая степень ремонтопригодности делает его идеальным выбором для сельских условий.