Трелевочный трактор ТТ-4
Трактор ТТ-4 — гусеничная машина трелевочного типа, выпускаемая с 1969 года и относящаяся к трелевочному классу. Используется для чокернойтралевки леса посредством создания хлыстов или деревьев, а также их перевозки в полузагруженном положении. Ниже рассмотрим, что это за машина, кратко приведем историю ее появления, поговорим о технических характеристиках, кабине, модификациях, плюсах и минусах.
Оглавление
История модели
Уникальный трелевочный трактор ТТ 4 выпускается с 1969 года. Его производство было налажено на Алтайском тракторном заводе.В основу новой техники легла популярная в то время техника ТДТ-75, которая была модифицирована под потребности сферы лесного хозяйства. В частности, была оптимизирована и усовершенствована конструктивная часть, установлен более мощный и производительный силовой агрегат.
ВажноЭта модель долго была востребована на рынке, о чем свидетельствует продолжительный выпуск машины до первой оптимизации. Только в 1990-м была выпущена модернизированная версия ТТ-4М, получившая много изменений в плане технической части, дизайна и комфорта.
В конце 2000-х на заводе возникли сложности, накопилась большая задолженность, и трактор пришлось снять с производства. Это коснулось и других машин, выпускаемых на предприятии. В 2011 году завод прошел через банкротство и временно прекратил деятельность.
Несмотря на финансовые проблемы, многие хотели вернуть ТТ-4 на конвейер, ведь ему не было конкурентов в плане эффективности, надежности и цены. Уже в 2014 году удалось решить проблему и вновь запустить трактор в производство на Алтайском тракторном заводе.
Назначение и общее описание ТТ 4
Рассматриваемая модель и ее версии применяются для транспортировки грузов в виде среднего / крупного леса, а в дальнейшем для загрузки на лесовозы и специальные платформенные конструкции. Кроме того, с помощью трактора ТТ 4 можно выполнять следующие работы:
- Использование в качестве тягача для лесохозяйственной техники.
- Распашка земельных наделов без леса.
- Первичная планировка под строительные / дорожные работы.
Кроме того, трактор часто используется в качестве шасси для другой техники, а именно машин для резки сучков, погрузки, рытья грунта, геологической разведки, лесного хозяйства, дорожного строительства и т. д.
Трелевочник ТТ 4 отличается неприхотливостью, способностью работать в условиях жары и подходит для применения в регионах Крайнего Севера. Благодаря широкой функциональности и большому выбору модификаций, трактор до сих пор востребован и активно применяется в сельском хозяйстве, промышленности и ряде других сфер.
Технические характеристики трелевочника
Главной причиной популярности машины стали уникальные характеристики, свидетельствующие о возможности применения техники в самых различных сферах. К основным параметрам стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Тип и мощность двигателя, кВт | А-01 МЛ, 81 |
Максимальная скорость, км/ч | 20 |
Давление на грунт, кПа | 44,13 |
Потребление топлива, г/кВт*ч | 250 |
Емкость топливного бака, л | 135 |
Количество опорных катков / звеньев гусеницы | 10 / 69 |
Колея, м | 2 |
Клиренс, см | 50 |
«Сухой» вес, т | 12,8 |
Габариты (ДхШхВ), м | 6х2,75х2,5 |
Лебедка | однобарабанная, 2 скорости, реверс |
Диаметр барабана / длина троса, см / м | 29 / 50 |
Грузоподъемность, т | 7 |
Число скоростей вперед / назад | 8 / 4 |
Подвеска | полужесткая, балансирно-рычажная |
Двигатель
ТТ 4 — трелевочный трактор с одним из лучших двигателей серии А-01МЛ. Он установлен в передней части машины, а трансмиссия и устройство погрузки расположено сзади. Производители предусмотрели силовой агрегат мощностью 130 лошадиных сил с жидкостным охлаждением, вертикальным расположением и рядным позиционированием шестью цилиндров.
В силовом агрегате предусмотрен прямой впрыск с двойной подачей смазывающего вещества — под давлением или разбрызгиванием. Для запуска установлен электрический стартер, а для более легкого пуска мотора в холодную погоду используется подогреватель. Выхлопные газы из двигателя проходят два этапа очистки, что делает трактор одним из самых экологичных в своей серии.
Базовые характеристики двигателя:
- Мощность — 130 л. с;
- Впрыск — непосредственный;
- Количество цилиндров — 6;
- Вес без радиатора, но со сцеплением — 1,25 т;
- Диаметр цилиндров — шесть / 13 см;
- Ход поршня — 14 см;
- Рабочий объем — 11,15 л;
- Степень сжатия — 16,5;
- Крутящий момент номинальный / максимальный — 49,2 / 57 кг*м;
- Скорость коленвала при наибольшем крутящем моменте — от 1100 до 1300 об/мин.
Двигатель ТТ-4 имеет надежные комплектующие. В частности, головка блока цилиндров имеет чугунную отливку. Коренные и шатунные подшипники сделаны из стали и алюминия. Клапаны находятся в верхней части и расположены вертикально в ГБЦ, а зазор между клапанами / коромыслами — от 0,25 до 0,3.
Ходовая, трансмиссия, КПП
Трелевочник ТТ 4 представляет собой сварную конструкцию, которая состоит из сваренных лонжеронов. На последних фиксируются бамперы с крыльями. Дополнительно в конструкцию рамы входят уольники и створки дна, установленные на шарнирах. Для их закрытия требуется вкручивание болтов и притягивание дна к базовой части рамы.
Карданная передача, обеспечивая передачу мощности от мотора к силовой части, работает на 2-вальной базе:
- малый вал отличается наличием упругих шарниров на специальных втулках из резины;
- большой — имеет вид крестовин, базирующихся на подшипниках игольчатого типа.
КПП на тракторе ТТ-4 механическая, 8-ступенчатая с 4-мя скоростями назад. Конструктивно отличается наличием цилиндрических прямозубых шестеренок с реверсивным демультипликатором. Работает в комплексе с 2-дисковым сухим сцеплением, которое всегда находится в замкнутом состоянии.
Соединение с раздаточной коробкой осуществляется с помощью кардана и упругих карданных сочленений. Подвеска трелевочного трактора представляет собой балансирно-рычажный механизм с небольшой жесткостью. Отличается наличием четырех кареток (по две — задние подрессоренные).
Слева и справа установлено по пять однорядных катков. При этом по два их них относятся к передней, а по три к задней оси. Натяжение гусеничной части происходит по кривошипно-винтовому принципу. Также предусмотрен амортизатор и пружинный механизм.
Кабина
При рассмотрении особенностей и характеристик ТТ 4 стоит отметить продуманную 2-местную кабину, изготовленную из цельного металла. Комфорт оператора в зимний период обеспечивает продуманный отопитель. Дополнительно предусмотрена защита от обледенения лобового стекла и очиститель поверхности.
Кресло водителя находится с левой стороны от мотора. Отличается возможностью регулировки по высоте и наличием амортизатора, работающего на гидравлическом принципе. Для защиты от солнца предусмотрен специальный козырек.
Все элементы управления механизмами находятся возле водителя и доступны на расстоянии вытянутой руки. В частности, подъем / опускание щита весом до 6 000 км осуществляется с помощью специальных элементов управления.
Модификации трелевочного трактора ТТ 4
За время выпуска ТТ-4 появилось множество модификаций этой техники. К основным вариантам стоит отнести:
- ТТ-4М — модернизированная версия трактора, отличающаяся немного смещенной в левую сторону кабиной. В сравнении с прошлой моделью внутри осталось только одно место. При этом сама кабина получила трапециевидную форму. С правой стороны находится мощный силового агрегат А-01 МРСИ. Разработчикам удалось свести к минимуму давление на грунт до 38 кПа за счет снижения веса ТТ 4 С и использования более легких металлов. Что касается основных характеристик модели, стоит выделить мощность мотора в 95,5 кВт с расходом топлива на уровне 227 г/кВт*ч. Клиренс трактора составляет 53,7 см, размер колеи / база — 2 / 2,88 м. Эксплуатационный вес — 14,4 т, а габариты — 6,07х2,7х2,957 м.
- ТТ-4М-01. Особенность версии состоит в ограниченной комплектации, что напрямую повлияло на стоимость. Разработчики отказались от дополнительной рабочей аппаратуры, а именно барабанной лебедки и платформы. Это сделано для использования трактора в качестве базы для шасси. В остальном техника почти полностью соответствует параметрам модернизированной версии.
- ТТ-4М-04. Следующий вариант трактора ТТ 4М. Главным отличием стало наличие толкателя, контролируемого гидроприводом. Установка этого устройства упростила процесс окучивания готовых пачек, выравнивания комли и подготовки участка для загрузки / погрузки. Машина отличается небольшим давлением на грунт 39 кПа. Толкатель с гидроприводом весит 600 кг, а вся машина с навесной аппаратурой — 14,945 т. Предельная грузоподъемность находится на уровне 113,5 кН. Габаритные размеры толкателя — 2,65х0,9 м, а длина трактора — 7,03 м.
- ТТ-4М-06. Отличительная особенность устройства — наличие гидравлической навески. Этот нюанса позволяет использовать трактор для решения сельскохозяйственных задач. При этом давление на почву сведено к минимуму и находится на уровне 37 кПа.
- ТТ-4М-07. Версия трактора ТТ-4, которая компонуется бульдозерным отвалом, что позволяет устройству перевозить деревья, осуществлять расчистку площадок, дорог и подъездных путей. Дополнительно можно обустраивать место для стоянки. Техника обеспечивает вертикальное / горизонтальное усилие на нож до 92,1 и 116,1 кПа соответственно. Общая масса трактора с аппаратурой — 15,7 т. Длина машины — 7,04 м, а габариты отвальной части — 2,86х0,9 м.
- ТТ-4М-15 / 16 / 17 — три версии, отличающийся наличием дополнительной аппаратуры. Так, модификация серии «15» имеет корчевательно-собиральное устройство. Ее возможности позволяют выкорчевывать пни и кустарники, а также собирать их в кучу. В модели «16» установлен рыхлитель, умеющий эффективно разбивать даже замерзшую почву. Что касается 17-й версии, в ней имеется клино-корчевательная надстройка, которая применяется для уборки завалов / мусора, а также прокладывания дорог по заснеженному покрытию.
Как видно, за время выпуска трелевочноого трактора было много модификаций. Но в большинстве случаев они отличаются незначительно (после появления основной модифицированной версии) и выделяются только особым навесным оборудованием.
Достоинства и недостатки
Поулярность ТТ-4 обусловлена его превосходством над конкурентами. К главным преимуществам стоит отнести:
- Большая ширина гусениц, облегчающая передвижение по неровной лестной / болотистой местности.
- Надежный силовой агрегат, работающий на дизельном топливе и отличающийся небольшой «прожорливостью».
- Повышенная тяга, позволяющая преодолевать разные препятствия.
- Универсальность, обусловленная возможностью применения разного навесного оборудования.
- Высокий клиренс, выделяющий транспорт с позиции вездеходных качеств.
- Надежность и ремонтопригодность, что привлекает в технике.
- Надежная рама.
- Сравнительно небольшое давление на почву, которое в модифицированных версиях стало еще меньше.
Недостатки:
- Двигатель находится внутри кабины, что способствует повышению уровня шума.
- Большой вес и размер в сравнении с ТДТ 55, что создает трудности при совершении маневров. В условиях леса это является серьезным недостатком.
- Небольшая скорость, что характерно для любой гусеничной техники.
Итог
Трелевочный трактор ТТ-4 за долгие годы эксплуатации показал себя с лучшей стороны. Он надежен, эффективен, доступен по цене. Если рассматривать аналоги, они не сильно опережают по характеристикам, но имеют более высокую цену. Не удивительно, что в 2014-м выпуск техники был возобновлен, а сегодня она является одной из наиболее востребованных на вторичном рынке.
- Для собственников самосвалов 8*4 есть работа на длительный срок!
- Требуется перевозка низкорамной платформой шириной 4 метра и грузоподъемностью 90-100 тонн.
- Трактор для фермерского хозяйства
- Спецтехника трактор для хозяйства
- Трактор для поля
- Буровая установка УРБ-4Т
- Трелевочный трактор ТТ-4
- Гусеничный трактор ТЛС-5 Барнаулец
Да, сказать, что модель устарела - значит ничего не сказать))) Скорей для работ на лесозаготовке применять, где-то глубоко на востоке страны. Удобств в кабине никаких нет)))
А ты давай сюда, к нам, на восток страны. Посмотрим, насколько ты приемлешь неудобства. У меня в городишке как раз несколько ЛПХ имеются.
На таком треловочнике я пол года в армии на Кольском полуострове "работал" или служил, не знаю как правильно назвать. Мы с его помощью столбы электропередач устанавливали. На платформе была приделана сварная стрела, а лебедка как подъемный кран. Техника не убиваемая, с хорошей проходимостью. В сильные морозы нормально заводился.
Обидно будет, если ТТ снимут с производства окончательно. Да, как тут выше писали - не современная машина, зато работу свою делает без претензий. Прост в ремонте и пройдёт везде. Этот трактор как лошадь-тяжнловес. И пусть в кабине нет условий, нет кондиционера - ТТ4 всегда будет цениться совсем за другие качества. Сам отработал на таком больше двух десятков лет.
Одна из лучших, подробных статей, как по мне; просмотрел несколько. Спасибо за инфу, пригождается при правке модов для игры Spintires :)
В данный момент работаю на этом тракторе, уважаю тех людей кто его создал!!!
Сколько штук траков в одной ленте ТТ-4?
Работаю лет пять не убиваемая техника. Проста в обслуживании