Вязкость моторного масла. Как выбрать масло по вязкости
Вязкость масла — важный критерий при выборе рабочей жидкости для двигателя. Характеризует силы сцепления между молекулами смази, влияет на способность создавать защитную пленку и уменьшать трение между деталями ДВС. Неправильный выбор параметра может привести к снижению срока службы мотора и его повреждениям.
Оглавление
Ниже рассмотрим особенности характеристики, что такое VI, в чем особенности динамической и кинематической вязкости, для чего нужны зазоры в парах трения. Отдельно разберемся, чем опасен заниженный и завышенный показатель для двигателя авто.
Что такое вязкость масла
Вязкость моторного масла —мера сопротивления течению или текучести. Определяет способность рабочей жидкости сохранять консистенцию при различных температурах. Более вязкое масло имеет большую плотность и лучшее сопротивление течению, и наоборот.
ВажноВязкость отображает качество смазки деталей мотора и защиты от износа. При низких температурах масло с повышенным параметром становится густым и неспособным обеспечить достаточное смазывание.
Менее вязкая смазка формирует слишком тонкий слой и неспособна предотвратить трение. При высоких температурах рабочая жидкость с большей вязкостью сохраняет структуру и смазывающие качества, а «оппонент» разжижается и теряет эффективность.
Вязкость измеряется с помощью различных стандартизированных методов, таких как шкала SAE (Society of Automotive Engineers) или международная классификация ISO. На упаковке указываются два числа, например, 5W-30 или 10W-40. Первое (5W или 10W) показывает вязкость рабочей жидкости при низких температурах, а второе (30 или 40) — при стандартном температурном режиме. Чем ниже цифра, тем более низкую вязкостную характеристику имеет смазка при температуре ниже 0
Индекс вязкости
Индекс вязкости масла (Viscosity Index, VI) — цифра, которая указывает на изменение рассматриваемого показателя с учетом колебаний температуры. Помогает определить способность рабочей жидкости сохранять смазывающие свойства при различных температурных показателях. Высокий VI указывает на то, что масло менее чувствительно к изменениям градусов Цельсия и способно поддерживать стабильную вязкость в широком диапазоне рабочих условий.
Цифра рассчитывается на основе измерений вязкости масла при двух разных температурах, обычно 40°C и 100°C. Чем меньше изменение вязкости масла между двумя параметрами, тем больше индекс.
VI указывается на упаковке. Высокое значение индекса вязкости (например, более 100) соответствует смазке с хорошей стабильностью при изменении температуры. Низкое значение (например, менее 80) указывает на продукт, который более чувствителен к температурным колебаниям.
Динамическая вязкость
Термин динамической вязкости предусматривает меру сопротивления текучести или сдвиговой деформации при влиянии сторонних сил или напряжений. Отображает способность образовывать и поддерживать пленку между движущимися деталями ДВС для снижения трения и износа.
Измеряется при определенных градусах Цельсия с использованием базовых методов: капиллярного вытекания или сдвигающихся пластин. Результаты выражаются в единицах динамической вязкости, таких как Па•с (паскаль-секунда) или сантипуаз (сП).
Параметр имеет важное значение для смазывающих свойств и эффективности работы двигателя. При низких температурах смазка должна иметь достаточную текучесть и низкую динамическую вязкость, чтобы обеспечить легкий пуск и обработку ДВС. С другой стороны, при высоких рабочих температурах масло должно сохранять вязкость, обеспечивая надежное смазывание при чрезмерных нагрузках и температурах.
Динамическая вязкость указывается на упаковке и соответствует спецификациям, установленным производителем или стандартам, таким как шкала SAE или международная классификация ISO. Выбор жидкости с подходящим параметром зависит от требований и рекомендаций производителя, типа ДВС, нюансов эксплуатации и климатических условий.
Кинематическая вязкость
Под термином кинематической вязкости масла скрывается мера сопротивления текучести или изменения формы при движении без внешних сил или напряжений. Показывает скорость, с которой смазка течет при определенной температуре.
Измеряется с использованием стандартных методов, к примеру, с помощью вискозиметра. Результаты выражаются в единицах кинематической вязкости, таких как сток (cSt), миллиметр квадратный в секунду (mm²/s).
Значение важно для смазывающих свойств и способности образовывать защитную пленку между двигателем и поверхностями трения. При низких температурах рабочая жидкость должна иметь достаточную текучесть и низкую кинематическую вязкость, чтобы обеспечить легкое прокачивание и смазку двигателя.
При высоких оно сохраняет вязкость, обеспечивает надежное смазывание при повышенных нагрузках и температурах. Кинематическая вязкость прописывается на упаковке и соответствует спецификациям, установленным производителем или стандартам, таким как шкала SAE или ISO.
Зазоры в парах трения
Зазоры в парах трения — пространство между движущимися деталями в ДВС, где масло играет роль смазки, обеспечивает снижение трения и износа. Такие промежутки являются необходимым элементом конструкции двигателя, должны быть оптимальными для обеспечения эффективного смазывания и работы.
В ДВС существуют различные типы зазоров: между поршнем и цилиндром, в коленчатом валу и шатунах, в клапанах и многое другое. Они подразумевают небольшое пространство, чтобы обеспечить достаточное проникновение масла и формирование смазочной пленки между движущимися деталями.
Оптимальные зазоры учитывают такие факторы, как давление, скорость и условия работы мотора. При выборе смазки важно учитывать требования и рекомендации производителя двигателя относительно оптимальных зазоров и рекомендуемого класса вязкости.
Разные типы ДВС и их конструкции могут иметь индивидуальные требования к рабочим расстояниями рабочей жидкости. Неправильные зазоры или неподходящее масло могут привести к недостаточной смазке, износу деталей или недостаточному отводу тепла.
Можно ли смешивать масла разной вязкости?
Не рекомендуется смешивать моторные масла разной вязкости без необходимости и явных указаний производителя автомобиля или смазки. Разные смазки разработаны для определенных условий эксплуатации и требований двигателя.
Смешивание может привести к изменению общей вязкости и, следовательно, ухудшению смазочных свойств. Если вязкость становится слишком высокой, это может затруднить прокачивание при холодном пуске и недостаточной смазке двигателя в начальный момент работы. Если параметр снижается, это приводит к недостаточной обработке при высоких температурах и чрезмерной потере масла из-за трения.
В некоторых ситуациях производители разрешают такую процедуру. Если все-таки смешиваем масла разной вязкости, важно следовать рекомендациям, а по возможности сразу сливать старую и заливать новую рабочую жидкость в ДВС.
Завышенная и заниженная вязкость
Чрезмерное завышение или снижение вязкости моторного масла вызывают проблемы с работой двигателя и снижают его эффективность.
Завышенная вязкость приводит к следующим последствиям:
- усложненное прокачивание масла при холодном пуске и недостаточная смазка ДВС в стартовый момент работы;
- увеличенное сопротивление движению деталей двигателя, что может привести к потере мощности и повышенному расходу топлива;
- ухудшенное охлаждение мотора, что приводит к повышению температуры работы и перегреву.
У заниженной вязкости также имеется ряд последствий:
- недостаточная смазка и защита, повышенному трению и износу;
- увеличенная потеря масла и снижение его эффективности;
- повышенное разжижение и потеря смазывающих свойств, что может привести к недостаточной защите ДВС и повышенному износу.
Важно следовать рекомендациям производителя автомобиля относительно подходящей вязкости моторного масла для конкретного двигателя и условий применения. Также важно уточнять, можно ли смешивать масла разной вязкости и делать это только при наличии соответствующего одобрения.
Итог
Вязкость моторного масла играет важную роль в способности смазывать ДВС и предотвращать износ. Она должна быть подходящей для конкретных условий эксплуатации и требований моторов.
При выборе важно ответственно отнести к характеристикам, а в процессе эксплуатации стараться не смешивать смазки с разными вязкостными параметрами. В ином случае возможны негативные последствия, вплоть до серьезных повреждений.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Моторное масло
- Как открыть компанию по грузоперевозкам?
- Как рекламировать грузоперевозки по России?
- Навигатор, какой выбрать?
- Как правильно обслуживать тяжёлую подъёмно-транспортную спецтехнику
- Вязкость моторного масла. Как выбрать масло по вязкости
- Присадки для восстановления двигателя
Однажды смешала два масла, и заметила, что полученное масло стало быстрее съедаться двигателем - видимо, вязкость стала очень низкой. Но позже мне знакомый механик сказал, что ставить такие эксперименты нельзя, иначе можно убить двигатель. И конечно, не стоит брать самые дешевые масла, они тоже могут снизить долговечность двигателя.
Применение масла с неправильной вязкостью может привести к плохому смазыванию деталей двигателя, что приведет к его преждевременному износу. Например, слишком тонкое масло выбранного производителя при длительной эксплуатации в условиях высоких температур может сильно разжижаться и не выполнять свою функцию, что может привести к серьезным проблемам.
Я сильно не заморачиваюсь с выбором моторного масла, приобретаю такое какое рекомендует для автомобиля завод-изготовитель машины. В сервисной книжке все очень подробно написано какое масло когда и куда заливать. Даже рекомендуют того или иного производителя, но я всегда покупаю Mobil 1.