Через 10-15 лет беспилотники будут ездить на обычных российских дорогах
Эксперты уверены, что через 10-15 лет беспилотные машины будут равными участниками дорожного движения. Однако возникают вопросы, все ли страны готовы к беспилотному движению на своих дорогах, и кто будет ответственным за аварию с участием робота. Возможен ли тот факт, что беспилотник станет легкой добычей для хакера. Ответы на эти вопросы стараются найти участники Международного форума автомобилестроения TIAF 2019 в Казани.
По данным исследования компании KPMG, несколько стран готовы к беспилотным транспортным средствам (БПТС) на дорогах. В пятерку вошли следующие страны: Нидерланды, Сингапур, Норвегия, США и Швеция. Россия стоит на 22 месте среди 25 возможных мест. Однако участники рабочей группы НТИ "Автонет" уверены, что данный рейтинг не отображает всей картины.
К примеру, не учтена "дорожная карта" по развитию БПТС в стране, которая была принятая правительством РФ. России уже в практическом процессе внедрение беспилотников, так как в стране действуют две тестовые зоны для беспилотного такси "Яндекс": в Сколково и Иннополисе под Казанью. Проект был запущен в августе прошлого года.
Беспилотный транспорт двигается по дорогам общего пользования, пересекает пять наземных пешеходных переходов и за все это время не зафиксировано ни одного случая ДТП. На правом переднем кресле беспилотного транспорта сидит оператор, при возникновении внештатной ситуации он остановит автомобиль. Рассматривать такой вариант полноценно очень трудно, так как город небольшой.
Однако гендиректор компании "РГРАВТО" Роман Ферштер уверен, что российский БПТС далеко не уедет, да и российские ученые встали на стадии разработки радаров, видеокамер. Для учения вождения беспилотным транспортом понадобится всего два -три урока. Другое время идет на сдачу экзамена по усвоению управления автомобиля, как влиться в движение.
Движение на дороге предусматривает диалог между автомобилями, поэтому беспилотник должен научиться поддерживать этот диалог. Его необходимо запрограммировать так, чтобы был вертким, как человек, и безопасным, как компьютер, подчеркивает Ферштер. Александр Безбородов партнер юридической компании "Байтен Буркхардт" считает, что пока нет принятия техрегламента, который даст определения БПТС и насколько его эксплуатация безопасна, обсуждать его выход на рынок бессмысленно.
Стоит отметить, что при обсуждении правил эксплуатации БПТС в Калифорнии в 2018 году возникло много споров с классификацией этого товара. Решали вопрос, куда беспилотник можно отнести, больше всего ему подошел робот, который взаимодействует с человеком. При пользовании БПТС водитель превращается в пассажира, тогда кто будет отвечать при нарушении ПДД. В Германии этот вопрос решили так, что гражданскую и административную ответственность несут владельцы беспилотного транспорта, а вот с уголовной ответственностью вопрос так и не решен.
Роман Ферштер заявляет, что все заинтересованные страны по реализации БПТС должны договориться о едином стандарте. В связи с этим компания Mobileye разработала документ - Responsibility-Sensitive Safety (RSS), в котором включены всевозможные сценарии ДТП с участием беспилотника и указаны нормы ответственности. Российские автопроизводители и эксперты могут участвовать в его совершенствовании.
Эксперты уверены, что аварии по вине БПТС будут возникать крайне редко. Однако БПТС может стать легкой мишенью для хакеров, считает технический архитектор IBM в России и СНГ Александр Осинский. Например, китайские хакеры полностью подчинили себе автомобиль Tesla, хотя от машины они находились на расстоянии 20 километров. Компенсирует снижение штатов профессиональных водителей, появление новых рабочих мест.
- Я китайский экспедитор, и я хочу знать, как обстоят дела в этой отрасли в России.
- Белорусские права в России
- Перевозка груза из Сербии в Россию.
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Экскаваторы для пермокультуры в сельском хозяйстве
- Перспектива появления беспилотных грузовиков
- Постепенно в нашу жизнь входят беспилотные автомобили
- Беспилотный транспорт даст возможность перевозчику отдыхать во время поездок
- Через 10-15 лет беспилотники будут ездить на обычных российских дорогах
- На базе серийных автомобилей Hyundai и Kia будут разработаны беспилотники
Рейтингам, в том числе в вопросе готовности к внедрению беспилотных технологий, стоит относиться с должной долей скептицизма. Считаю, что на наших дорогах беспилотный транспорт уже вскоре займет свое место.
Да, наверно так и будет, технологии в этой области быстро развиваются. Но еще лучше было бы, что бы также транспорт полностью перешел на водородные и электрические двигатели.
Беспилотники это очень хорошо и они у нас будут без смнения, но об экологии так же нужно думать, и в этом вопросе полностью поддержу Олега. Нужно чтобы будущие беспилотники ездили на экологически чистом топливе.
Интересная статья, и тема действительно актуальная. Вопрос внедрения беспилотных транспортных средств (БПТС) на дорогах требует комплексного подхода. С одной стороны, мы видим, что в ряде стран, таких как Нидерланды и Сингапур, уже созданы условия для использования таких технологий. Это не удивительно, учитывая их развитую инфраструктуру и готовность к инновациям. Однако Россия, несмотря на наличие тестовых зон, все еще находится в начале пути. Конечно, такие проекты, как тестирование беспилотного такси «Яндекс» в Сколково и Иннополисе, являются шагами в правильном направлении, но масштабность и реальная интеграция требуют большего. Позиция Романа Ферштера о необходимости единого стандарта абсолютно справедлива. Без него трудно представить, как разные страны смогут эффективно взаимодействовать в вопросах безопасности и ответственности. Пример Mobileye с документом RSS показывает, что такие инициативы уже существуют, и их можно адаптировать под разные юрисдикции. Вопросы кибербезопасности также нельзя игнорировать, ведь примеры взломов, как случай с Tesla, демонстрируют, что системы БПТС могут быть уязвимы. Это еще один аспект, который необходимо проработать до массового внедрения. И, конечно, аспект ответственности: пока не будет четкого понимания, кто отвечает за нарушения ПДД и аварии, процесс интеграции будет тормозиться. Интересно, как другие страны решают этот вопрос, например, Германия уже определила гражданскую ответственность владельцев, что может стать хорошей практикой для других.
Проблема кибербезопасности беспилотников очень серьезна. Взлом Tesla китайскими хакерами — яркий пример того, что технологии могут быть уязвимы. Нужно уделять больше внимания защите данных и систем, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Это вызов для всех разработчиков подобных систем.
На мой взгляд, внедрение беспилотных автомобилей — это не просто технологический скачок, а целая революция на дорогах. Тестирование в России — хороший знак, но впереди еще долгий путь. Важно не только создать условия для тестирования, но и подготовить законодательную базу, которая будет регулировать все аспекты эксплуатации БПТС.