Доставка продуктов питания в торговые сети встречает препятствия
Крупные торговые сети в Зуралье решили обратить внимание на местных товаропроизводителей после введения санкций. Но не все так просто. Предприниматели пока особых изменений не ощутили.
Все дело в том, что логистика крупных торговых компаний такова, что для того чтобы товар попал на прилавки в Челябинске, нужно организовать перевозку грузовым транспортом до Кургана и обратно.
А это существенно удорожает товар – транспортные расходы в результате увеличиваются. Все дело в том, что мелких производителей не впускают в супермаркеты сразу. Сначала товар нужно отвезти в распределительный центр, а уже потом торговая компания организовывает доставку продуктов питания магазинам своим транспортом. При этом крупные торговые сети предпочитают большие объемы, например, одна фура в неделю и более.
Более того, мелкому предпринимателю для того чтобы попасть в ряды поставщиков, необходимо выполнить ряд требований, а это не каждому по карману. Ведь у предпринимателя порядка 10% уходит на доставку продуктов питания в распределительные центры. Плюс еще их обязывают заплатить так называемый ретро-бонус (процент от реализации).
К примеру, при продаже товара на один миллион предприниматель должен отстегнуть 10 процентов от одного миллиона магазину. В результате получается только 20% накладных расходов. Кроме того, на плечи предпринимателей ложится маркетинг – чтобы привлечь покупателя, они должны предлагать ему промоакции, дегустации, привлекать при помощи желтых ценников.
В крупных торговых сетях не устают повторять – «Мы не продавцы, а ритейлеры, мы только обеспечиваем систему продаж». И самое печальное, что выбора нет. Приходится либо принимать условия, либо не работать вообще.
С региональными торговыми сетями договориться проще, но они также выдвигают ряд условий. В результате к ним тоже попадают только избранные. Политика сетей, несмотря на сложную экономическую ситуацию, не изменилась. Они думают только о том, как увеличить свои бонусы и не заботятся сделать товар доступным для населения.
Один бизнесмен рассказал, что он уже три года подает заявку в одну из региональных компаний, предлагая им продавать хлебобулочные изделия. Но за вход сеть требует от него 300-400 тысяч рублей за каждый вид продукции. А если их несколько десятков? Бизнесмены же жаловаться боятся – тогда им торговля в своем регионе не светит вообще. А ФАС докладывает – «Все в порядке, жалоб нет».
Если же убрать подобные накрутки, то цена на продукцию может снизиться на 20-25% .
Есть, конечно, компании, которые благодаря своей настойчивости смогли попасть в сети без каких-либо дополнительных условий. Например, Виктор Сбродов, генеральный директор ООО "Молоко Зауралья", посетил Центр закупок сетей в Москве, а в Краснодаре договаривался на уровне высшего руководства. В результате разница в ценах - отпускной и розничной - получилась незначительная. Но для этого ему пришлось приложить немало усилий.
- Поиск попутчика для контейнерной перевозки ЖД транспортом
- Транспорт для перевозки сельскохозяйственной продукции.
- Безопасность это самое важное при перевозке людей в любом транспорте
- Перевозка инвалидов
- Поиск грузовых автомобилей для перевозки
- В условиях эпидемии коронавируса начались сбои в работе всех грузоперевозчиков
- Перевозка грузов в грузовом рефрижераторе
- Грузы, допустимые к транспортировке и особенности их доставки
- Грузовики, как основные виды грузового транспорта: виды и особенности
- Формирование нового спроса на услуги перевозки грузов
Требования, которые поставили предпринимателям для разрешения на перевозку своих товаров слишком высоки. Мелкие предприниматели просто перестанут существовать, поскольку не сумеют соответствовать новым стандартам.
Кто бы мог подумать, что так затянется эта история с санкциями. Да, думаю стоит уделять больше внимания местным поставщикам. Мелким предпринимателям, мне кажется, не выплыть. Столько требований, некоторые не осилить.
Такие условия не способствуют развитию бизнеса, мне кажется должны внести изменения. Очень мало кому из предпринимателей удалось договориться, чтобы его товары были выставлены в сети.
В Зауралье не только в этой отрасли оказалось сложно развиваться малому бизнесу, но и во многих других. Даже в тех ситуациях, когда действуешь строго в соответствии с законом, все равно ощущается сопротивление, причем достаточно серьёзное, и что делать с этим, пока непонятно.
Честно говоря, ситуация с местными производителями и крупными торговыми сетями выглядит как замкнутый круг. Я понимаю, что логистика – это сложный процесс, и для больших компаний важно минимизировать расходы, но, по-моему, они должны проявлять больше гибкости в отношении местных производителей. Если они действительно хотят поддержать местный бизнес, может быть, стоит пересмотреть свои требования к объёмам поставок и условиям входа в сети. Например, в других странах, таких как Канада или Австралия, ритейлеры часто сотрудничают с местными производителями через специальные программы местной поддержки, что позволяет избежать подобных проблем. Конечно, эти страны могут иметь другие логистические возможности, но ведь и у нас можно что-то адаптировать. Тем более, что сами торговые сети утверждают, что не являются продавцами, а только посредниками. Тогда почему бы не стать настоящими партнёрами для местного бизнеса, а не только думать о ретро-бонусах? Один из вариантов – создание региональных хабов, которые позволят мелким производителям объединяться для совместной доставки. Это поможет и уменьшить транспортные расходы, и удовлетворить требования по объёмам. Возможно, это могло бы стать шагом к более справедливым условиям для всех участников рынка.
Я понимаю, что крупные сети также имеют свои интересы и задачи, но неужели нельзя хотя бы немного облегчить жизнь местным производителям? В других странах есть примеры, когда сети предоставляют более гибкие условия для местных предпринимателей. Это ведь может помочь и в развитии региона, и в создании рабочих мест. Может быть, стоит задуматься о таких изменениях?
Ситуация с ретро-бонусами и условиями входа в сети напоминает мне борьбу с ветряными мельницами. Малый бизнес в итоге оказывается в более слабой позиции и вынужден принимать условия, которые могут быть для него невыгодными. Интересно, как долго это ещё будет продолжаться? Ведь можно было бы подумать о более гибких условиях для новых участников.