Гражданская авиация стала безопасной, но риски возникновения авиакатастроф остаются
По данным экспертов авиакатастроф в мире становится с каждым годом меньше. Сказываются предпринятые по всему миру меры в сфере безопасности гражданской авиации. По статистике прошлый год стал самым безопасным за всю историю гражданской авиации. Однако без трагедий не обошлось: десять больших самолетов были разбиты, погибших 44 человека. Риск в небе остается по-прежнему серьезной проблемой.
Президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников рассказал о том, что в прошлом году было выполнено около 37 миллионов рейсов. Только с десятью самолетами случились авиакатастрофы, которые берут на борт четырнадцать и более пассажиров. В 2016 году было 16 авиакатастроф, а погибших в семь раз больше.
Усилия международных авиационных организаций, авиакомпаний, аэропортов, аэронавигационных служб и конкретной работы гоструктур увеличивают степень безопасности гражданской авиации. Сократилось количество столкновений исправных воздушных судов с землей и инцидентов, связанных с потерей управления в полете. Но не стоит расслабляться. В прошлом году в российских аэропортах были зафиксированы два опасных инцидента. В сентябре иностранный А-380, на борту которого находилось 446 человек, при посадке в Домодедово оказался на высоте 100 метров, но до полосы нужно было лететь еще 15 километров. Тогда сработала бортовая система предупреждения столкновения с землей. К счастью, лайнеру удалось приземлиться на третьей попытке.
В октябре Boeing 737-500 перед посадкой во Внуково выполнял маневры, при которых крен достигал 92 градусов. Хорошо, когда участники инцидента живы и есть у кого спросить. Необходимо сразу выявлять все аварийные факторы, что и при катастрофах. Иногда расследование начинается после проникновения информации в соцсетях. В российской гражданской авиации не введена система добровольных, конфиденциальных сообщений. Поэтому вся информация появляется после трагедий. Только тогда начинают выяснять: где не досмотрели, что не учли. Поэтому необходимо создание независимого органа, который принимал необходимые сообщения и информатор был законодательно защищен.
Проблемы безопасности гражданской авиации на сегодня есть, основные из них: использование старых воздушных судов, усталость пилотов, лазерные помехи, отсутствие маркировки ЛЭП, недостаточное знание авиаторами английского языка, агрессивные пассажиры на борту. Остаются факторы опасности, связанные с беспилотниками. Недавно в интернете появилась видеозапись, снятая в американском аэропорту: дрон разошелся с самолетом А-320 на расстоянии не более 30-50 метров. FAA приступило к расследованию. Нарушителя ожидает огромный штраф и возможно заключение на срок до трех лет. По данным Росавиации, значительно увеличился рост нарушений использования авиационного воздушного пространства владельцами беспилотных воздушных судов. В 2016 году зарегистрировано 43 случая, а в 2017 году уже за первую половину – 56. Беспилотной техники тоже необходимо развитие, поэтому устранить ее, это не выход. Поэтому необходимо разработать соответствующие законодательные акты, правила полетов, регламенты, стандарты и технологии. Но на это уйдет немало времени.
- Обеспечения безопасности и целостности товара
- Размер автобуса и безопасность?
- Безопасность это самое важное при перевозке людей в любом транспорте
- Ремень безопасности в маршрутном такси
- Как заставить пассажира пристёгивать ремень безопасности?
- Ожидается увеличение пассажиропотока туристов на юг России и в Крым
- Беспилотный летательные аппараты штурмуют воздушное пространство
- Насколько высок уровень безопасности российских авиаперевозчиков
- Минтранс разработает новые правила использования беспилотников
- В 2018 году выросло в два с половиной раза количество жертв авиакатастроф в России
Может статистика и показывает, что авиакатастроф меньше стало, но постоянно вижу в новостях известия о происшествиях с самолетами, то садятся из-за неисправности, то разбиваются. Заметила, большинство касается маленьких самолетов. Масштабные катастрофы, действительно, стали реже случаться. Но летать боюсь все равно. Надо строже проводить предполетные проверки самолетов и летчиков, а частных владельцев за нарушения почаще к ответственности привлекать.
Действительно, вероятность погибнуть в авиакатастрофе очень мала согласно статистике. Но какова бы ни была причина, за каждой стоит человеческий фактор и человеческие жизни. Нужно стараться предотвращать такие случаи.
Часто летаю по работе и замечаю улучшения. В аэропортах более тщательно проводится проверка пассажиров и багажа, на борту больше порядка. Пьяные буйные товарищи за последние два года мне не встречались вообще. Страх попасть в неприятность на высоте несколько километров конечно есть всегда. Поэтому очень надеюсь на команду экипажа и работников аэропорта)
Интересно, как глобальные усилия по повышению безопасности действительно снижают количество авиакатастроф. Это радует, но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Хотя статистика показывает улучшение, остается множество проблем, которые требуют внимания. Например, использование старых воздушных судов. Это как ездить на ретро-автомобиле по оживленной трассе: да, он может быть стильным, но насколько надежен в современных условиях? Усталость пилотов тоже нельзя сбрасывать со счетов. Все мы знаем, как важно внимание к деталям в воздухе, а переутомление может привести к серьезным последствиям. Проблема с беспилотниками тоже актуальна: это как иметь дело с непредсказуемым соседом, который может в любой момент устроить вечеринку прямо у вас под окнами. Нужен контроль и регулирование, чтобы избежать опасных ситуаций. Я считаю, что введение системы добровольных сообщений в российской авиации могло бы стать шагом вперед. Это как иметь возможность анонимно пожаловаться на плохого водителя на дороге: информация поможет улучшить общую ситуацию. В общем, пока мы отмечаем прогресс, расслабляться не стоит. Технологии развиваются, и вместе с ними должны развиваться и системы безопасности.
Когда читаешь о таких инцидентах, как с А-380 и Boeing 737-500, невольно задумываешься о том, как близко иногда проходит авиация к опасности. Хорошо, что технологии, такие как бортовые системы предупреждения, делают своё дело. Но ведь нельзя полагаться только на них — человеческий фактор не менее важен.
Беспилотники — это, конечно, интересная тема. С одной стороны, это будущее авиации, с другой — источник головной боли для регуляторов. Ситуация, когда дрон чуть не столкнулся с А-320, показывает, насколько важно разработать чёткие правила их использования. Это как дикий запад, но в небе: нужно наводить порядок.