К 2024 году будут модернизированы 24 экспортно-ориентированных пункта пропуска.
До 2024 года будут модернизированы 24 пункта пропуска на государственной границе, которые будут ориентированы именно на экспорт. Такие меры помогут быстрее оформить грузы прежде всего малым предприятиям-экспортерам. Оформление декларации займет 30 минут, но и это время можно сократить вдвое, считает первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Руслан Давыдов. Он уверен, что нацпроект «Международная кооперация и экспорт» даст выход на внешние рынки малого бизнеса, который не желает сталкиваться с государственной машиной. Стоит задуматься, что именно делает таможня, чтобы упростить бизнесу жизнь.
На сегодня сделано действительно очень много. Например, добились показателей, когда экспортная декларация безрисковой поставки выпускается уже за 30-35 минут. По сравнению флагманов нашего экспорта (ММК, НЛМК, «Северсталь» и т. д.) время выпуска экспортной декларации втрое меньше – 12 минут. Таких результатов достигли благодаря работе в электронном формате. Доля автоматической регистрации экспортных деклараций составляет свыше 70 процентов, а доля автовыпуска экспортных грузов для компаний из «зеленого сектора» уже достигает 30 процентов. Теперь с 32 федеральными органами исполнительной власти работают удаленно, а именно через систему межведомственного электронного взаимодействия. Можно с уверенностью сказать, что этим оказываем серьезную помощь и поддержку российскому экспорту.
По словам Руслана Давыдова, совсем недавно с "Почтой России" был организован один показательный проект. Компаниям, работающим по упрощенной системе налогообложения, предлагают в качестве экспортной декларации использовать почтовую накладную CN-23. Такая услуга стала весьма востребованной, спрос вырос особенно после чемпионата мира по футболу. Были отправлены за границу почти полмиллиона «паспортов болельщика». Осталось расширить число компаний, которые могли бы этим новшеством воспользоваться. В планах распространить процедуру и на плательщиков НДС. Однако все проблемы можно решить только усилиями таможни.
Основная проблема в России – это автомобильные пункты пропуска. Для приведения их в порядок нужны немалые денежные средства. Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» предусматривает, что к 2024 году будут модернизированы 24 экспортно-ориентированных пункта пропуска. В первую очередь необходимо реконструировать пункты пропусков расположенных вдоль главных транспортных коридоров: пояса Шелкового пути, коридора Север - Юг, на Дальнем Востоке. Пункты пропуска с китайской стороны обустроены, а вот с российской требуют реконструкции. Также пункты пропуска «Забайкальск» и «Кяхта» в Бурятии также требуют к себе внимание. Требует модернизации «Яраг-Казмаляр» на границе с Айзербайджаном и «Верхний Ларс» на границе с Грузией.
- Очень тяжелый груз
- Какими перевозчиками отправляете груз?
- Есть контейнер, нет груза
- Загрузки грузов
- Перевозка грузов без сопроводительных документов
- Перевозка грузов по доверенности
- Таможня пропускает груз
- Услуги по таможенному оформлению грузов
- Правильное оформление страховки для груза и получение страховых выплат
- Таможенная служба идет на максимальное облегчение оформления документов для добросовестных участников внеэкономической деятельности
Такое отставание в обустройстве современных пунктов пропуска в сравнении с нашими соседями совсем нас не красят и тормозят развитие торговых операций и времени их проведения. Поэтому и значимость этой работы высока с учетом ближайших перспектив.
Даже не верится, что на модернизацию надо так много времени. Проблема может оказаться в том, что та модернизация которая актуальна сейчас, через пять лет будет считаться устаревшей.
Есть же положительный опыт в минимизации времени таможенного декларирования, его и нудно брать за основу для других проблемных мест, в том числе и при модернизации пунктов пропуска.
С нашей протяжённой границей и планами увеличить транзитный транспортный поток через страну безусловно единомоментно решить все проблемы с пунктами пропуска очень трудно. Планомерная работа правильный залог успеха в этом направлении.
Модернизация пунктов пропуска - это, безусловно, шаг в правильном направлении, особенно если учитывать, насколько важна скорость и эффективность в международной торговле. Экспортерам, особенно малым предприятиям, действительно необходимы условия, при которых бюрократические процессы не будут отнимать слишком много времени и ресурсов. Интересно, что уже сейчас экспортная декларация может быть оформлена за 30-35 минут, что в три раза дольше, чем у крупных игроков, таких как ММК или 'Северсталь'. Однако, как показывает опыт других стран, таких как Германия или Нидерланды, которые значительно сократили время оформления благодаря полному переходу на электронные системы, всегда есть возможность для улучшения. Например, в Нидерландах автоматизация и цифровизация позволили сократить время на оформление документов до 10 минут, что является отличным примером для подражания. Если ФТС удастся уменьшить время оформления до 15 минут, это будет действительно значительным достижением и позволит малым предприятиям легче выходить на международные рынки. Также радует, что внедряются проекты, такие как использование почтовой накладной CN-23 в качестве экспортной декларации, что может значительно упростить жизнь компаниям, работающим по упрощенной системе налогообложения. В целом, видно, что нацпроект 'Международная кооперация и экспорт' ориентирован на реальное улучшение условий для бизнеса, но пока есть над чем работать, особенно в плане модернизации инфраструктуры на границе.
Хорошо, что нацпроектом предусмотрена модернизация пунктов пропуска. Это действительно может дать толчок малому бизнесу, который часто сталкивается с барьерами на пути к экспорту. Электронное взаимодействие с 32 федеральными органами власти - это современный подход, который давно используют в странах ЕС, и приятно видеть, что Россия тоже идет в этом направлении.
Очень важно, что внимание уделяется модернизации пунктов пропуска, особенно в таких стратегически важных местах, как 'Забайкальск' и 'Кяхта'. Китай уже давно инвестирует в свои пограничные инфраструктуры, и России стоит последовать их примеру, чтобы не отставать в конкурентной гонке. Ускорение и упрощение процедур - это ключ к успешному экспорту.