Новый приказ Министерства транспорта по режиму труда и отдыха водителей – что в нем особенного?
Часто бывает, что официальные документы написаны так, чтобы c первого раза прочтения их не понять. Конечно, можно и не вникать в текст документа, но прописанным в них нормативам нужно следовать, а вот незнание и непонимание написанного текста от штрафа не освободят.
Мы решили разобраться еще с одним замечательным документом, с Приказом Министерства транспорта по режиму труда и отдыха водителей (он же -№15 от 20.08.2004). Разберем его одно положение, а также, как оно работает при составлении графиков работы для водителей. Стоит отметить, что приказы касаются водителей, работающих по трудовому договору и индивидуальных предпринимателей.
В приказе есть понятие «рабочий день», «рабочее время». Стоит подчеркнуть, что это разные понятия, так как не все, что водитель выполняет в течение рабочего дня, зачисляется ему в рабочее время. В рабочее время входит: управление автомобилем, предрейсовый медицинский осмотр – 15 минут рабочего времени, нахождение в составе экипажа вторым водителем, с нового 2021 года согласно новому приказу это время вообще не будет учитываться. Охрана груза или автомобиля занимает 30% от затраченного времени.
К примеру, от 2 часов – это 36 минут, а вот в новом приказе охрану груза из рабочего времени исключат. Водитель может столкнуться с ремонтом автомобиля в пути, мойкой транспорта, погрузкой и разгрузкой получения документов, данное время приравнивается к потраченному времени за рулем.
В рабочее время включаются специальные небольшие перерывы для отдыха от управления автомобилем, однако перерыв для отдыха и питания уже не входят в рабочее время. Если водитель не воспользуется временем для отдыха и питания, это не значит, что он что-то нарушит.
В продолжительность рабочего времени и продолжительности рабочего дня могут исключаться следующие периоды: рабочая смена для водителей автобусов может разделиться на две части, перерыв между ними может продлиться до 3 часов, и этот перерыв не включается ни в рабочую смену, ни в рабочее время.
Сосчитаем время водителя, работающего по суммированному учету рабочего времени на регулярном автобусном пригородном маршруте. К примеру, начало смены в 9.00, а конец в 23.00. Водитель сделал перерыв, разбив смену с 12 до 14, а с 14 до 15 взял перерыв на отдых и питания. Таким образом, рабочее время станет – 11 часов, минус 1 час на обеденный перерыв.
Согласно п.19 приказа, водитель автомобиля не позже чем через 4 часа обязан сделать перерыв на 15 минут, потом перерыв должен быть не более чем через каждые 2 часа. Получается, что нельзя допускать, чтобы автомобилем водитель управлял дольше 4 часов без перерыва. Непонятно, с какого момента начинается отсчет перерыва каждые два часа. В Министерстве транспорта пояснили, что нельзя допускать, чтобы водитель двигался без отдыха более 2 часов подряд. При этом перерыв будет засчитан, если на тахографе был режим «отдых».
- Страхование груза на случай если груз пострадает во время перевозки
- Повышение квалификации водителей (БДД, спецсигналы, переподготовка на категории)
- Ищу водителя/слесаря погрузчика Комацу в Смоленске. Разовая работа.
- Рации для водителей
- Договор материальной ответственности водителя за груз
- Контроль за работой водителей с помощью карты на бензин
- Во Франции запретили превышение рабочего времени водителя грузовика
- История из жизни Рэя О’Хэнесиана, водителя из США, грузовик которого стал музейным экспонатом
- Штраф за перегруз автомобиля уменьшает оплату труда водителя
- Водители большегрузов протестуют против автопилотов
Интересные разъяснения, мне как бухгалтеру оказались очень полезны, два похожих понятия с совсем разным значением вышло.
Как говорила одна писательница - "Люди, которые пишут документы, очень часто вообще не умеют писать". По мне так не все будут довольны такими изменениями.
Современный бизнес заточен на выгоду и нещадно эксплуатирует водителей, надеюсь такая норма хоть немного урегулирует права работников. Хотя не сомневаюсь, что будут и те, кто пойдет на поводу у начальства и станет скручивать тахометр. Приятно, что правительство в кои то веки что то сделало для рабочего класса.
Изменения конечно необходимы, но и важнее как их будут контролировать в повседневной работе водителей, не секрет что последние очень часто перерабатывают зарабатывая на хлеб семье.
Честно говоря, всегда удивляла сложность официальных документов, особенно когда дело касается таких вопросов, как режим труда и отдыха водителей. Положение о рабочем времени водителей напоминает мне некоторые европейские регламенты, где также учитывается множество нюансов. Например, в Германии тахографы давно ведут учет всех перерывов, и там четко прописано, что отдых водителя — это не только его право, но и обязанность. А вот наш приказ, кажется, пытается балансировать между реальными потребностями водителей и строгими нормативами. Хотя, по моему мнению, исключение времени охраны груза из рабочего времени выглядит не совсем справедливо. Ведь водители и так несут большую ответственность за безопасность перевозимых товаров. Интересно, что с 2021 года в нашем законодательстве также начнут учитывать время, проведенное в составе экипажа вторым водителем, аналогично тому, как это уже реализовано в некоторых странах ЕС. Однако, как часто бывает, в теории всё звучит прекрасно, но на практике реализация оставляет желать лучшего. Хотелось бы, чтобы такие изменения действительно способствовали улучшению условий труда водителей, а не только увеличивали бумажную волокиту. Надеюсь, что новые положения будут действительно полезными и не только для работодателей, но и для самих водителей, которым зачастую приходится работать в стрессовых условиях.
Читая об этих всех изменениях, сразу вспоминается аналогичный опыт в Скандинавии, где водители давно уже работают по таким же строгим правилам. Но, как говорится, дьявол в деталях. Интересно, как это скажется на реальной работе? Ведь водители часто сталкиваются с непредвиденными ситуациями, которые сложно учесть в приказах.
Мне кажется, что такие подробные регламенты больше подходят для крупных транспортных компаний. Индивидуальным предпринимателям, возможно, будет сложнее соблюсти все эти нормы. Надеюсь, что подобные правила принесут больше пользы, чем бумажной работы. Главное, чтобы всё это не стало дополнительной нагрузкой на водителей.