Почему перевозчиков некому защищать?
Член общественной палаты Карелии Геннадий Мазов рассказал в эфире радио России о сложной работе перевозчиков. О всех перипетиях проблем грузоперевозок он знает не понаслышке. В свое время Геннадий руководил организацией, которая занималась международными перевозками грузов. На первых порах сам ездил за рулём. Уже тогда он ощутил беспомощность водителей в решении юридических вопросов. Потом они с компаньоном купили несколько малотоннажных грузовиков и Мазов пересел в директорское кресло.
По его мнению, беда водителей-дальнобойщиков в отсутствие профсоюзов или объединений, которые могли бы отстаивать интересы работников автотранспортной отраслей. Перевозчики нуждаются в юридической защите. А пока дальнобойщик действует в одиночку и в погоне за рублём идут порой на нарушение режима труда отдыха, не брезгуя демпингом, то есть берутся за работу по низкой ставке.
Когда в свое время Мазов был водителем, то его очень напрягали завышенные требования заказчиков. Они считали, что можно за одни сутки выполнять рейсы Петрозаводск-Санкт-Петербург. Допустим они грузятся днём в Петрозаводске, а утром уже должны выгрузить в СП, уйти на загрузку и вернуться в Петрозаводск следующим утром.
Если сроки не выполняются, заказчик интересуется, где машина? В таких случаях хочется спросить, а что вы делали вчера в 10 часов вечера? Спали дома? А почему тогда вы спрашиваете, где машина? Водитель же в это время тоже должен спать. Почему он должен ехать ночью и почему в тот же день он должен найти обратную загрузку и вернуться?
Если ездить по правилам, то ничего не заработаешь. У дальнобойщиков нет профсоюза, который мог бы обеспечить юридическую защиту перевозчиков и остановить зарвавшегося заказчика.
Водители предъявляют так же претензии к стоянкам. Очень остро вопрос стоит с обустройством мест отдыха. Мягко скажем, этот вопрос оставляет желать лучшего. Например, на трассе Санкт-Петербург-Мурманск с туалетами проблема, их практически нет. В Белоруссии и в Вологодской области этот вопрос давно решён, но только не в Карелии.
Допустим, нужно поставить фуру на ночь, но подходящего места нет. Дальнобойщику негде поспать, утром помыться и позавтракать, а чтобы найти что-то приличное, надо съезжать с трассы.
Если водителю не захочется есть, а просто умыться и зайти в туалет, то в кафе везде надпись на туалетах – «туалет только для посетителей». В Европе таких проблем нет, там никто тебе не скажет, что нужно купить кофе, чтобы зайти в туалет. Такими вопросами должна заниматься ассоциация водителей или профсоюз. Однако, организаций, которые бы обеспечивали юридическую защиту перевозчиков нет.
Один водитель в поле не воин. На трассе от Мурманска до Питера и Москвы, тоже много нерешенных проблем. Дорога дальняя, нужно ехать несколько дней. Соответственно, водителю необходимо организовать сон и элементарно поесть. По мнению г-на Мазова, на стоянках устанавливать простые дешевые тренажеры, где можно размять позвоночник от сидячей работы и восполнить дефицит движения.
Почему-то при строительстве и планировании дорог этот вопрос никогда не учитывается. В лучшем случае ставят эстакаду, чтобы водитель мог осмотреть машину и что-то отремонтировать своими силами.
Да, существуют нормы, которые регламентируют работу водителя. Рабочий день не должен длиться больше 10 часов, а каждые 4 часа должна быть остановка на 30 минут, каждые 8 часов отдых на 12 часов.
Но условия рынка диктуют нам совсем другое. Поэтому многие водители нарушают трудовое законодательство, подкручивают тахограф. И для этого действия у каждого водителя найдется веская причина. Надо говорить о наболевших проблемах, поднимать вопросы и что-то предпринимать для того, чтобы жизнь у водителей-дальнобойщиков стала хоть немного лучше.
- Организации, регламентирующие деятельность перевозчиков?
- Существуют профессиональные союзы перевозчиков?
- Если я единственный перевозчик
- Что нового для перевозчиков ждать в Новом году?
- Аренда грузовика для работы перевозчиком
- Проблемы грузоперевозок с точки зрения юридического аспекта
- Как не «потерять» груз во время перевозки и, какие для этого принять меры
- Когда развозной фургон становится головной болью
- Перевозчики в Татарстане будут работать по электронным накладным
- Перевозка катеров
Да, права водителей иногда нарушают, но что им мешает договориться между собой, чтобы не выполнять те заказы, где их права нарушаются? Хотя, с другой стороны, всегда найдется человек, который согласится выполнить заказ и ночью, и за копейки, так что никакие профсоюзы тут не помогут.
Видимо, среди самих водителей должна созреть идея о создании профсоза или ассоциации для защиты юридических прав. Никто кроме них формировать такой орган не будет.
Водители хотят заработать больше денег и это нормально. Плохо, что в погоне за заработком они не отдыхают положенное время. Поэтому обязательно надо создавать профсоюзы, которые будут следить за этим.
Я давно работаю в сфере логистики и могу сказать, что проблемы, о которых говорит Геннадий Мазов, действительно актуальны. Отсутствие профсоюзов и юридической защиты сильно бьет по дальнобойщикам. Это как в авиации, где профсоюзы пилотов активно борются за права своих членов, улучшая условия труда и обеспечивая безопасность полетов. В автомобильных перевозках, наоборот, водители часто остаются один на один с проблемами. Возникает аналогия с быстрой модой, где рабочие трудятся в сложных условиях, чтобы удовлетворить запросы заказчиков. Здесь важно создать сообщество, которое будет отстаивать интересы дальнобойщиков, потому что на сегодняшний день многие из них вынуждены нарушать нормы труда из-за жестких требований рынка. Кроме того, вопрос с обустройством стоянок и мест отдыха действительно стоит остро. На некоторых трассах в Европе, как отмечает Мазов, все эти вопросы давно решены, и это должно стать примером для нас. Стоянки с удобными условиями отдыха могли бы значительно улучшить качество жизни водителей. Вопросы организации труда и отдыха водителей — это серьезная тема, которая требует внимания не только со стороны самих водителей, но и со стороны государства, ведь речь идет не просто о комфорте, а о безопасности на дорогах. Надеюсь, что обсуждение таких проблем поможет найти решения и улучшить ситуацию в отрасли.
Согласен с мнением о том, что отсутствие профсоюзов — большая проблема для дальнобойщиков. Водители часто оказываются заложниками ситуации, когда приходится выбирать между соблюдением норм и заработком. Не думаю, что это допустимо в 21 веке. В Европе таких проблем меньше, и нам стоит перенимать их опыт.
Вопрос с туалетами на трассах действительно актуален. На многих стоянках даже нет элементарных условий для отдыха, что вынуждает водителей искать альтернативы. В Белоруссии, например, такие проблемы были решены давно. Почему бы Карелии не перенять успешный опыт соседей? Это же не так сложно организовать.