Повышение стоимости полиса ОСАГО может быть на усмотрение страховщика
В последних поправках в законе об ОСАГО появилась замысловатая формулировка, которая дает возможность повышать тарифы страховщикам не только для злостных автонарушителей, но и для законопослушных автовладельцев. Повысить тарифы на ОСАГО могут по причине плохого технического состояния транспорта и его возраста, активного стиля вождения водителя, а также за полученные штрафы.
В законе об ОСАГО появился подпункт «г», по которому любой страхователь может назначить индивидуальную повышенную или пониженную цену полиса. Закон о внесении изменений был подписан и опубликован президентом 25 мая 2020 года. Согласно новым изменениям в законе об ОСАГО, страховщики устанавливают тариф в зависимости от факторов. К данным фактором теперь влияет вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причинённого вреда.
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков пояснил, что факторы, влияющие на тариф, будут устанавливаться самими страховщиками самостоятельно. Каждая компания устанавливает свой тариф и свои факторы повышения или понижения тарифа.
Пункт 2 статьи 9 ФЗ об ОСАГО позволяет страховщикам устанавливать индивидуальный тариф для конкретного страхователя, учитывая манеру вождения и другие факторы, влияющие на степень страхового риска. Однако в пресс-службе Российского союза страховщиков (РСА) считают подпункт «г» туманным и непонятным для обычного обывателя.
Согласно международному опыту, в перечень факторов повышения или понижения тарифа могут войти характеристики транспортного средства, интенсивность использования транспортного средства, характеристики водителя (соблюдение ПДД, аккуратность вождения).
В Германии при калькуляции тарифа учитывают пробег, возраст, количество используемого транспорта и документы о повышении водительского мастерства. А вот Италия и Армения применяет частоту поездок и время суток эксплуатирования транспорта. На данный момент минимальный и максимальный тариф страховщиков устанавливается Банком России.
Российский союз автостраховщиков (РСА), который будет предлагать ЦБ данные критерии риска как координатор, поясняет, что компании будут вычислять возможную вероятность наступления ДТП у конкретного водителя и его транспортного средства. Пока нет четких объяснений, как это будет происходить. На сегодня единая базовая ставка разделяется на страховщиков с более низкой вероятностью ДТП и, наоборот, с более высокой.
Автомобильный эксперт Сергей Ифанов уверен, что страховщики смогут использовать туманную формулировку закона для повышения стоимости полиса за абсолютно все нарушения ПДД. Исправить закон теперь невозможно, нужно было делать это на стадии обсуждения. Из-за пандемии общественность интересовали совсем другие проблемы.
- Электронное ОСАГО, есть ли проблемы с оформлением?
- Закон об ОСАГО - натуральное возмещение в случае ДТП
- Празднечный тариф
- Возмещается ли по ОСАГО ущерб причинённый пассажирами-вандалами?
- Не планируется ли повышение тарифов?
- Государство продолжает активно регулировать рынок услуг грузоперевозок
- Проведено исследование на тему «Кто переплачивает ОСАГО?»
- Почему только президент может вмешаться в реформы рынка ОСАГО?
- Стиль вождения по новым правилам ОСАГО
- Повышение стоимости полиса ОСАГО может быть на усмотрение страховщика
Страховая компания берет на себя финансовую ответственность за действия водителя, поэтому увеличение стоимости полиса - лишний шанс для СК избавиться от нежелательного клиента.
Забавное нововведение. Что значит и кто как будет определять активная ли манера вождения?) Это прямо анекдот какой-то, а не замысловатая формулировка.
Такие туманные формулировки вряд ли когда играли на руку водителям, а вот наоборот очень даже возможно, есть возможность чуть поднять цену на законных основаниях, почему этим не воспользоваться.
Прежде чем добавлять и утверждать этот пункт, надо было сначала утвердить порядок, условия и контроль проверки. А так сейчас начнут повышать цены на страховку всем подряд!
Честно говоря, новые поправки в законе об ОСАГО вызывают у меня смешанные чувства. С одной стороны, понятно, что страховые компании хотят учитывать все возможные факторы риска, чтобы более точно рассчитывать тарифы. Это похоже на то, как в Германии учитывают пробег и возраст автомобиля при расчете стоимости полиса. Однако, когда дело доходит до таких формулировок, как "индивидуальная повышенная или пониженная цена", возникает вопрос о прозрачности этого процесса. Пункт «г», по мнению пресс-службы РСА, действительно выглядит туманным. Важно, чтобы у автовладельцев было четкое понимание, за что именно они платят больше или меньше. Ведь если страховые компании будут использовать слишком много субъективных критериев, это может привести к несправедливости. В Италии и Армении, например, используют частоту поездок и время суток, что кажется более объективным подходом. Надеюсь, что в будущем страховые компании смогут предоставить автовладельцам больше ясности и прозрачности в вопросах формирования тарифов. Ведь на данный момент кажется, что все это может превратиться в очередной бюрократический лабиринт, где обычному водителю будет сложно разобраться, почему его тарифы изменились. Важно, чтобы такие изменения не оставались на бумаге, а действительно улучшали систему страхования, делая ее более справедливой для всех участников рынка.
Эти поправки в законе об ОСАГО напоминают мне, как в некоторых странах Европы учитывают множество факторов при расчете страховки. Однако было бы полезно, если бы и у нас сделали акцент на прозрачности. Неясно, как эти изменения отразятся на конечной стоимости для автовладельцев.
Кажется, что с новыми поправками ОСАГО может стать более гибким и индивидуализированным, но в то же время это открывает двери для возможных злоупотреблений. Надеюсь, что страховые компании не будут использовать это в ущерб добросовестным водителям. Интересно, как это отразится на практике.