Правление ОАО «РЖД» решает проблему по условиям гибкого тарифного регулирования
С момента образования ОАО «Российские железные дороги» стоит вопрос об адаптации железнодорожных тарифов на прейскуранте железнодорожных грузоперевозок. До 2012 года грузовладелец пользовался специальной тарифной ставкой (спецставка). Она устанавливалась для конкретного маршрута и для груза в виде зафиксированной ставки или понижающего коэффициента к ставкам Прейскуранта N 10-01.
В целях исключения непрозрачности принимаемых решений в отношении одних грузоперевозчиков перед другими был разработан тарифный коридор. Теперь ОАО «РЖД» имело право принимать решение о снижение тарифов до 12,8 процентов или повышать до 13,4 процентов. Что позволяло стимулировать привлечение грузов и создавать индивидуальную тарифную среду, при этом не ухудшать финансовое положение естественной монополии. Но данный механизм удержать в рабочем состоянии так и не удалось.
Сначала ОАО «РЖД» разработала тариф, по которому смогли воспользоваться немногие компании, затем ОАО «РЖД» решила применить максимально повышающий коэффициент на все экспортные перевозки. В итоге тарифный коридор стал абсурдным. На сегодня минимальная граница коридора установлена в 50 процентов, а максимальная на 10 процентов. Теперь такой гибкий тариф регулирования меньше всего напоминает коридор.
Предоставляя максимально возможный тариф в размере 50 процентов для грузов третьего тарифного класса, ставка на перевозку становится на 17% ниже ставки второго класса и на 13% выше ставки первого класса. Такое решение практически отменяет принципы адвалорности (привязки тарифа к стоимости) грузов. Получается, что при таком стимулировании проще перенести груз из одного класса в другой. Также возникает риск к развалу самой тарифной системы как базового понятия. Предложение о корректировке нижних границ и отмене верхних границ разрушают стереотипы не только самой системы, но и принципы гибкого тарифного регулирования и адвалорности.
Правление ОАО «РЖД» в этом году уже семь раз собиралась по поводу условий гибкого тарифного регулирования. Было принято более 45 решений о предоставлении исключительных тарифных решений, из которых 19 решений по перевозкам контейнеров.
Максимальная скидка в 2017 году достигла 50 процентов, минимальная - 5 процентов. Средний уровень скидки составил 22,2 процента. По данным статистики использование максимальной скидки сегодня пользуются активно высокодоходные грузы, при том прирост грузовой базы равен 5 маршрутам в сутки. При обсуждении индексации тарифов на 2017 год ОАО «РЖД» упомянул размер убытков от перевозок угля на экспорт в размере в 115 млрд. руб. На сегодня активно ведется дискуссия о новом прейскуранте. Еще предстоит разработать новую систему гибкого тарифного регулирования, которая будет прозрачна и понятна для всех участников.
- Грузоперевозки на дальнее растояние
- Выгодно ли заниматься грузоперевозкой груза на короткие расстояния?
- Грузоперевозки на хендай старекс (мультивенен, транзит и тд) 5-7 кубов пойдут ?
- Весенний рост спроса на грузоперевозки
- Спрос на грузоперевозки в праздничные и выходные дни
- Приморье становиться частью пути грузоперевозок для Китая
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
- Чем грузоперевозки в России отличаются от западных
- Услуги грузоперевозки железнодорожным транспортом подорожают
- Что поможет повысить рост перевозок доходных грузов
Однозначно, что подобные скидки должны быть, но их рассчитывать надо таким образом, чтобы не было никаких убытков обеим сторонам. Или же минимизировать их.
Регулирование тарифов - серьезный рычаг для увеличения прибыли РЖД, но важно, чтобы все клиенты железнодорожников имели равные возможности по получению скидок на тарифы компании.
Судя по всему этот вопрос будет всегда стоять на повестке дня у правления РЖД. Прошло 6 лет с момента написания статьи, а ситуация только хуже становится и РЖД вообще скоро станет убыточным. Первый в мире случай, когда монополист на рынке доводит себя до убыточного состояния.
Интересная ситуация с тарифами у РЖД. Кажется, что, пытаясь создать более гибкую систему, они запутались в собственных решениях. Как человек, который сталкивался с аналогичными проблемами в энергетическом секторе, могу сказать, что прозрачность и предсказуемость тарифов - это основа доверия клиентов. Когда компании начинают вводить столь сложные конструкции, как тарифный коридор, и не могут удерживать его в рабочем состоянии, это вызывает недоумение. Например, в электроэнергетике часто используют методику, где тарифы привязываются к рыночной стоимости ресурсов, что позволяет и клиентам, и поставщикам лучше планировать расходы. Но у РЖД, как видно, возникли трудности с адаптацией таких принципов. В результате, существующая система не только не оправдала ожиданий, но и фактически стала препятствием для развития. Возможно, стоит взять пример с других отраслей и попытаться создать более простую и предсказуемую систему, которая будет учитывать интересы всех сторон. В конце концов, когда речь идет о таких масштабных компаниях, как РЖД, важно, чтобы решения были понятны и выгодны не только для самой компании, но и для ее клиентов.
Честно говоря, не уверен в эффективности новых тарифных правил РЖД. Такие резкие изменения и отсутствие прозрачности напоминают ситуацию с мобильными операторами, когда тарифы меняются без согласования с клиентами. Нужно больше ясности и стабильности, чтобы клиенты могли лучше планировать свои перевозки.
Похоже, что РЖД пытается решить проблему с тарифами, но пока безуспешно. Тарифный коридор выглядит странной попыткой, особенно с такими неравными процентами. В авиационной отрасли, например, тоже есть гибкие тарифы, но они куда более структурированы и понятны. Надеюсь, РЖД сумеет найти более эффективное решение.