Проблему профицита парка железнодорожных вагонов обсудят на совещании у Дворковича
РЖД предложила решить проблему довольно просто – нужно просто передать ей в управление все лишние вагоны частных операторов, а также запретить временно регистрацию новых. «Ведомости» рассказали об этом два источника, которые близки к участникам совещания.
В настоящее время профицит вагонов в сети РЖД составляет 218 тысяч вагонов. Причем большая часть профицита составляют полувагоны.
РЖД предлагает ввести обе меры временно, пока она не разрешит возникшую проблему. Предлагаемые меры помогут сбалансировать парк, пока в сети РЖД появятся новые вагоны. Но они появятся только вместо старых, которые должны быть списаны (таковы новые правила Техрегламента ТС). Оптимизация вагонов позволит сократить издержки операторов и они смогут больше получать прибыли.
За 2014 год погрузка снизилась на 0,8%, но уже в январе она выросла на 0,3 процента. В настоящее время ставка на аренду полувагона минимальная, примерно 400-450 рублей за вагон в сутки. Такая ставка сохраняется уже несколько месяцев.
Профицит вагонов уже наблюдается давно. В 2013 году профицит составлял 300 тысяч вагонов. Еще в начале января 2013 года Якунин предлагал передать в управление вагоны частных операторов в управление компании, но решения по этому вопросу так и не было. Крупнейшие операторы тогда предложили РЖД ввести ограничения на выдачу номеров для вагонов.
Вагоностроители предложили продлить сроки службы вагонов. Но вступивший в силу Техрегламент Таможенного союза в августе 2014 года запрещает продлевать вагоны по старым правилам. А новые правила разработаны только для некоторых типов вагонов, а для полувагонов эти правила не разработаны и соответственно не приняты.
Проблему регулирования профицита вагонов нужно было решать еще вчера. Новые правила продления сроков службы вагонов таковы, что операторы вынуждены списывать вагоны в массовом порядке.
Совет потребителей РЖД и СОЖТ должны обсудить сроки, на которые РЖД возьмет вагоны в аренду. Вопрос об аренде пока не обсуждался, но, скорее всего, она будет выше рыночной. В этом случае частным операторам будет выгодно сдавать полувагоны в аренду российской железной дороге. Монополия будет перевозить в них разные грузы, а это позволит значительно сократить простои составов.
- Требуется человек ответственный за погрузку/разгрузку вагонов
- Выгодно ли сейчас отправлять груз железнодорожным транспортом?
- Как грузоперевозки на железной дороге переживают кризис?
- Проблему профицита парка железнодорожных вагонов обсудят на совещании у Дворковича
- Увеличение срока службы вагонов вызвало дефицит железнодорожной техники
- Как сократить издержки при перевозке железнодорожным транспортом
- Крымская железная дорога начинает новую жизнь
Я считаю, что РЖД может взять для дальнейшего использования все не лишние вагоны. Тем самым направить их на те участки, где их не хватает, пустить дополнительные рейсы.
Они сейчас везде в избытке. 218 тыс это минимум по 3 тыс вагонов в каждом регионе. Это очень большая цифра. Может их сплавить по дешёвке на Украину? Там такое барахло возьмут запросто.
Профицит вагонов - такая же проблема, как и их дефицит, поэтому важно как можно грамотнее и быстрее решать вопросы регулирования объемов парка железнодорожных вагонов.
Совещание прошло достаточно продуктивно, и решения были приняты адекватные и грамотные. Но как уже сейчас видно, что не все решения смогли реализовать именно в том виде, какое было озвучено на совещании. Помешали непреодолимые бюрократические препятствия.
Честно говоря, идея РЖД по передаче вагонов в их управление кажется интересной, но она вызывает у меня некоторые сомнения. Конечно, передача вагонов может временно помочь сбалансировать парк, но это скорее напоминает перекладывание ответственности, чем решение проблемы. Вспоминаются примеры из других отраслей, где попытки централизованного управления приводили к временным улучшениям, но не к долгосрочным решениям. Например, в авиации мы видели, как государственное регулирование помогало справляться с кризисами, но в итоге нужно было возвращаться к рыночным механизмам. Профицит вагонов — это не новая проблема, и я думаю, что она требует более комплексного подхода. В конце концов, введение ограничений на регистрацию новых вагонов может замедлить инновации и развитие сектора. Вместо этого, возможно, стоило бы рассмотреть более гибкие методы управления, такие как развитие цифровых платформ для оптимизации логистики, которые уже показывают хорошие результаты в других транспортных отраслях. Важно также учитывать интересы всех участников рынка, чтобы избежать дальнейших дисбалансов. Надеюсь, что РЖД и другие заинтересованные стороны смогут найти баланс между регулированием и рыночными методами, чтобы решить проблему профицита более эффективно и устойчиво.
Я думаю, что передача вагонов РЖД временно может помочь решить проблему, но что будет дальше? Временные меры часто затягиваются, превращаясь в постоянные. Надеюсь, что это не приведет к увеличению бюрократии и как следствие к новым задержкам и проблемам с перевозками, что мы уже видели в других секторах.
Интересная идея от РЖД, но возникает вопрос: не приведет ли это к монополизации рынка? Ведь временная мера может стать постоянной, и тогда частные операторы потеряют контроль над своими активами. Больше всего беспокоит, что это может затормозить развитие инноваций в отрасли, ведь конкуренция стимулирует улучшения.