«Сибирский меридиан» свяжет Артику и Южные моря
Россия возобновляет амбициозный проект строительства железной дороги, которая должна соединить порты в Тихом и Индийском океанах с Северным морским путем (СМП). Его реализация была отложена на время пандемии COVID-19. Однако его вновь включили в повестку дня в прошлом месяце благодаря новой финансовой поддержке со стороны ОАО РЖД.
Проект получил название «Сибирский меридиан» и включает в себя строящийся «Северный широтный ход», а также новые маршруты протяженностью 1000 км в Сибири и Арктики. Его общая стоимость оценивается в 4,9 триллиона рублей. В рамках проекта РЖД планирует обойти Транссибирский коридор и наладить грузовое железнодорожное сообщение по Северному морскому пути (СМП) между Китаем и арктическими морскими портами. Проложенные железнодорожные пути охватят большие территории Сибирского и Арктического регионов.
Впервые о проекте заговорили в октябре 2019 года. В то время Восточная Сибирь зазвучала как «центр Евразии», поскольку становилась связующим транзитным звеном между океанами. Помимо снижения нагрузки на интенсивно загружаемую железнодорожную ветку Сибирского коридора, «Сибирский меридиан» призван обеспечить транспортную инфраструктуру для первых промышленных кластеров сибирского региона, а также помощь в развитии российских арктических территорий. Как заявил технический директор ООО «ЯмалТрансСтрой» Владимир Нак:
- Ангаро-енисейский макрорегион имеет все предпосылки стать мощным мультимодальным транспортным хабом. Реализация концепции «Сибирский меридиан» позволит кардинально изменить экономику и логистику грузовых железнодорожных перевозок с сокращением сроков перевозок не за счёт сокращения длины маршрутов, а за счёт сокращения времени движения поездов по маршруту.
В этом году Россия добилась серьезных успехов в развитии железнодорожной сети на своей северной территории. Сейчас плотность железных дорог на севере страны выше, чем в среднем по всей территории. Например, в Карелии на каждые 10 000 квадратных километров прокладывается 123 км железнодорожных путей, что в 2,5 раза превышает средний показатель.
Однако далеко не так успешно осваивается восточная часть российской Арктики. В Якутии плотность железных дорог ниже средней в 25 раз, в Ямало-Ненецком автономном округе - в 8,3 раза, в Красноярском крае – в 5,6 раза.
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Хорошая стоянка для грузового авто
- В Уставе железнодорожного транспорта произошли значительные изменения
- Онлайн-продажи повысили рейтинг железнодорожных перевозок
- Россия и Финляндия договорились об объёмах грузовых и пассажирских перевозок
- Проблемы международных пассажирских и грузовых перевозок между Россией и Эстонией
- Классификация грузовых автомобилей
Очень хорошая идея соединить порты железной дорогой. Железнодорожные перевозки всегда были выгоднее, чем морские. Да и сроки поставки грузов намного сократятся, что сэкономит и на затратах.
Деньги, ясное дело, в дорогу вкладываются немалые. Думаю, такой транспортный проект быстро себя окупит, станет прибыльной и востребованной магистралью.
На данный момент в Якутии ситуация с железнодорожным сообщением, конечно, улучшилась. Еще не достигли желаемого уровня, но, главное, не останавливаться на достигнутом, а продолжать развитие в этом направлении, хотя сложностей, безусловно, очень много.
Сибирский меридиан звучит как настоящая мечта для тех, кто заинтересован в развитии транспортной инфраструктуры в регионах, которые долгое время оставались на периферии. Если сравнивать с подобными проектами, например, с китайской инициативой Один пояс, один путь, то можно увидеть схожие амбиции по соединению удаленных регионов с ключевыми экономическими центрами. Восточная Сибирь действительно может стать 'центром Евразии', как это было заявлено в 2019 году. Это не только улучшит логистику, но и создаст новые возможности для экономического развития. Сокращение времени перевозок за счет оптимизации маршрутов без сокращения их длины звучит как стратегический подход, который может быть более устойчивым в долгосрочной перспективе. Конечно, 4,9 триллиона рублей — это значительная сумма, но если учесть потенциал для развития промышленных кластеров и улучшение транспортной доступности, инвестиции могут оправдать себя. Интересно будет наблюдать, как проект повлияет на такие регионы, как Якутия, с их недостаточной плотностью железнодорожной сети. Если удастся достичь тех же успехов, как в Карелии, это станет значительным шагом вперед. Однако не стоит забывать о рисках и вызовах, таких как климатические условия и сложная география. Надеюсь, что проект будет реализован с учетом всех этих факторов и действительно принесет пользу как для регионов, так и для всей страны.
Сибирский меридиан — это интересный проект, особенно в контексте роста значимости Арктики. Потенциальная выгода от улучшенной логистики и доступа к новым рынкам очевидна. Но, как и любой крупный инфраструктурный проект, он требует тщательного планирования и учета всех возможных рисков.
Проект Сибирский меридиан напоминает мне о масштабах Транссибирской магистрали, но с современным уклоном. Возможность соединения арктических портов с восточными регионами России может стать мощным стимулом для развития Сибири, но важно не забывать об экологических и социальных аспектах его реализации.