Американский Студебеккер на службе советской армии и автопрома
Студебеккер (Studebaker) - лидер американского автопрома, хорошо известен каждому любителю военного кино.
Семья Студебеккеров начала свой бизнес с изготовления фургонов. С ростом технического прогресса в фирме стали разрабатывать электромобиль, который себя не оправдал. А вот его бензиновая версия позволила основать компанию по производству автомобилей. Она становится одним из первых военных поставщиков.
В 1917 году на Студебеккер с шестицилиндровым двигателем был приспособлен пулемёт «Максим», а через четыре года на его шасси установили лёгкий танк. Так, судьба компании стала неразрывной с историей американской военной техники.
В период «Великой депрессии» в 1933 году фирма чуть было не разорилась. Но при этом навсегда потеряла былой размах. Её управляющий не сумел правильно оценить риски производства в условиях кризисной экономической ситуации и продолжал настаивать на выпуске дорогих элитных автомобилей люксовой марки Pierce-Arrow.
И только Вторая мировая война позволила «Студебеккеру» разбогатеть вновь. Его звёздный час пробил после подписания соглашения Ленд-лиза на поставку военных грузовиков в Китай и Австралию и СССР. В это же время концерн одним из первых осваивает производство лёгких транспортёров.
Советские бойцы плохо разбирались в устройстве новых американских грузовиков. Неправильная эксплуатация приводила к частым поломкам. В 1943 году Главное автомобильное управление советских войск выпускает памятку по ремонту грузовика. Ситуация кардинально меняется к лучшему.
Шасси с кабиной от Студебеккера US6.U9 в советской армии применялась как база для различных видов вооружений. На них устанавливали системы залпового огня БМ-13Н и БМ-13СН, знаменитые «катюши», гвардейские миномётные установки БМ-8-48 и БМ-31-12, так называемые «андрюши». Студебеккер сняли с вооружения в военных частях СССР только в 50-х годах. С 1948 до 1968 года Горьковский автозавод выпускает полноприводные грузовики ГАЗ 63 на основе двухосного шасси Студебеккера US4 и собственного двигателя.
А в США объёмы продаж концерна на мирном рынке постоянно падали. В 1964 году компания смогла реализовать лишь 29 969 единиц автомобильной техники. Через два года акционеры «Студебекера» принимают решение о прекращении производства. Последний экземпляр находится в музее компании.
Российский автопром до сих пор испытывает благодарность к Студебекеру, который дал жизнь целому поколению отечественных полноприводных грузовиков. Ему определена вечная стоянка на аллее Славы на Поклонной горе в Москве.
- Военное положение в Украине
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Американский Студебеккер на службе советской армии и автопрома
- ЗИС 151, советский полноприводный грузовик
- Студебеккер— грузовик Победы
- Газ-АА — легендарная «полуторка»: технические характеристики
А вы кричите: американцы плохие, мы бы обошлись и без ленд-лиза; ходите на Поклонную гору и помните!
Свой вклад в победу над фашизмом Студебекер несомненно внес, не раз слышал как фронтовики тепло отзывались об этой машине. Жаль, что этот производитель прекратил свое существование.
Я согласен, что Студебекер внес свой вклад в развитие машиностроения Советского Союза- но согласитесь, рано или поздно наши придумали и сделали что нибудь лучшее, учитывая все недостатки.
Существовал миф, что только на Студебеккеры ставились системы залпового огня, легендарные Катюши. На самом деле на указанной базе реактивные установки начали монтировать с 1943 года, а до той поры их ставили на различные колесные и гусеничные шасси как отечественного, так и зарубежного производства.