Американский Студебеккер на службе советской армии и автопрома
Студебеккер (Studebaker) - лидер американского автопрома, хорошо известен каждому любителю военного кино.
Семья Студебеккеров начала свой бизнес с изготовления фургонов. С ростом технического прогресса в фирме стали разрабатывать электромобиль, который себя не оправдал. А вот его бензиновая версия позволила основать компанию по производству автомобилей. Она становится одним из первых военных поставщиков.
В 1917 году на Студебеккер с шестицилиндровым двигателем был приспособлен пулемёт «Максим», а через четыре года на его шасси установили лёгкий танк. Так, судьба компании стала неразрывной с историей американской военной техники.
В период «Великой депрессии» в 1933 году фирма чуть было не разорилась. Но при этом навсегда потеряла былой размах. Её управляющий не сумел правильно оценить риски производства в условиях кризисной экономической ситуации и продолжал настаивать на выпуске дорогих элитных автомобилей люксовой марки Pierce-Arrow.
И только Вторая мировая война позволила «Студебеккеру» разбогатеть вновь. Его звёздный час пробил после подписания соглашения Ленд-лиза на поставку военных грузовиков в Китай и Австралию и СССР. В это же время концерн одним из первых осваивает производство лёгких транспортёров.
Советские бойцы плохо разбирались в устройстве новых американских грузовиков. Неправильная эксплуатация приводила к частым поломкам. В 1943 году Главное автомобильное управление советских войск выпускает памятку по ремонту грузовика. Ситуация кардинально меняется к лучшему.
Шасси с кабиной от Студебеккера US6.U9 в советской армии применялась как база для различных видов вооружений. На них устанавливали системы залпового огня БМ-13Н и БМ-13СН, знаменитые «катюши», гвардейские миномётные установки БМ-8-48 и БМ-31-12, так называемые «андрюши». Студебеккер сняли с вооружения в военных частях СССР только в 50-х годах. С 1948 до 1968 года Горьковский автозавод выпускает полноприводные грузовики ГАЗ 63 на основе двухосного шасси Студебеккера US4 и собственного двигателя.
А в США объёмы продаж концерна на мирном рынке постоянно падали. В 1964 году компания смогла реализовать лишь 29 969 единиц автомобильной техники. Через два года акционеры «Студебекера» принимают решение о прекращении производства. Последний экземпляр находится в музее компании.
Российский автопром до сих пор испытывает благодарность к Студебекеру, который дал жизнь целому поколению отечественных полноприводных грузовиков. Ему определена вечная стоянка на аллее Славы на Поклонной горе в Москве.
- Военное положение в Украине
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Американский Студебеккер на службе советской армии и автопрома
- ЗИС 151, советский полноприводный грузовик
- Студебеккер— грузовик Победы
- Газ-АА — легендарная «полуторка»: технические характеристики
А вы кричите: американцы плохие, мы бы обошлись и без ленд-лиза; ходите на Поклонную гору и помните!
Свой вклад в победу над фашизмом Студебекер несомненно внес, не раз слышал как фронтовики тепло отзывались об этой машине. Жаль, что этот производитель прекратил свое существование.
Я согласен, что Студебекер внес свой вклад в развитие машиностроения Советского Союза- но согласитесь, рано или поздно наши придумали и сделали что нибудь лучшее, учитывая все недостатки.
Существовал миф, что только на Студебеккеры ставились системы залпового огня, легендарные Катюши. На самом деле на указанной базе реактивные установки начали монтировать с 1943 года, а до той поры их ставили на различные колесные и гусеничные шасси как отечественного, так и зарубежного производства.
Интересно, как история компании Studebaker перекликается с другими автопроизводителями того времени. Например, Ford также прошёл через трудности, связанные с Великой депрессией, но сумел выжить благодаря массовому производству и внедрению инноваций. Studebaker, напротив, сделал ставку на люксовые автомобили, что, вероятно, и привело к упадку. Эта ошибка в стратегии напоминает мне об ошибках, которые совершали другие компании, такие как Packard, которые также не смогли адаптироваться к изменениям на рынке. Однако нельзя не отметить вклад Studebaker в военную промышленность, который, возможно, и спас компанию от полного краха. Их грузовики сыграли ключевую роль во Второй мировой войне, и это напоминает мне о роли, которую играли автомобили Jeep в те же годы. Даже после войны влияние Studebaker на советский автопром остаётся ощутимым, поскольку их технологии послужили основой для разработки таких моделей, как ГАЗ 63. Это показывает, насколько важной может быть военная продукция для развития гражданского производства. К сожалению, несмотря на все достижения, компания не смогла удержаться на плаву в условиях мирного времени. Это служит напоминанием о том, как быстро меняются рыночные условия и как важно уметь адаптироваться к новым реалиям. Это урок, который, возможно, стоит принять во внимание современным автопроизводителям, чтобы не повторить ошибок прошлого.
Studebaker, как и многие другие компании, стал жертвой изменения рыночных условий после войны. Это напоминает мне историю компании Nash, которая также не смогла адаптироваться и была поглощена более крупными брендами. История повторяется, и важно извлекать из неё уроки.
Интересно, как Studebaker повлиял на разработку советских грузовиков. Использование их шасси в ГАЗ 63 – это хороший пример того, как технологии могут пересекать границы и содействовать развитию автопрома в других странах. Это напоминает мне о том, как технологии Toyota помогли развить производство в других странах.