Газ-АА — легендарная «полуторка»: технические характеристики
ГАЗ-АА — хорошо известный нынешнему поколению по довоенным и военным фильмам небольшой маневренный грузовик с запоминающимся названием «полуторка».
Оглавление
Его узнаваемый внешний вид стал визитной карточкой той эпохи. Машина со средней грузоподъемностью (1,5 т) широко использовалась для перевозки грузов. Со временем ее переоборудовали и для перевозки людей. В военные годы она служила основным транспортным средством в армии.
История создания и производства
Прообразом автомобиля ГАЗ-АА «полуторка» стал американский Форд-АА, выпущенный в 1929 году. Наша страна приобрела у США на его использование лицензию сразу после выпуска. Зарубежная машина привлекла простотой, надежностью, несложным обслуживанием. Советские разработчики усовершенствовали американскую модель:
- был заменен картер сцепления на более сильный;
- усовершенствовано управление рулем;
- добавлен воздушный фильтр;
- деревянная кабина заменена на металлическую.
Автомобиль ГАЗ-АА запущен в серию в 1932 году. Первоначально для его производства использовались американские комплектующие. Через год грузовик стал полностью отечественным.
Спустя шесть лет появилась новая модификация автомобиля — ГАЗ-ММ. На нем стоял более мощный (50 л.с.) мотор, но внешний вид остался прежним. В годы войны использовались оба автомобиля.
Особенности конструкции и назначение
Грузовик ГАЗ-АА зарекомендовал себя как обладатель простой конструкции и высокой по тем временам технологичности. Он отлично справлялся с передвижением по пересеченной местности. Мощность двигателя позволяла развивать на шоссе да 70 км/час с расходом топлива 20,5 л на 100 км.
ВажноДля автомобиля почти не использовались цветные металлы и легированные стали, что существенно снижало его себестоимость. Однако детали из чугуна и низкокачественного металла имели невысокий ресурс износа.
Из плюсов стоит назвать невысокую осевую нагрузку. При движении в колонне на минимальной скорости автомобиль практически не разрушал дорожное покрытие. Среднетоннажные грузовики легко проходили по мостам с низкой несущей способностью.
Использовался ГАЗ-АА для перевозки грузов. Благодаря огромному запасу мощности перевозчики часто превышали допустимую грузоподъемность в два раза. Бортовой грузовик после установки на кузов тента и лавок стал использоваться и для транспортировки людей.
Автомобиль до войны нашел применение во всех областях народного хозяйства. В военное время его использовали для транспортировки людей и грузов. Также на его раму устанавливалось военное вооружение, например, знаменитые «Катюши».
Технические характеристики
Читайте также: Студебеккер— грузовик Победы
Первоначально мощность советской «полуторки» была далека от совершенства. Имеющиеся у ГАЗ-АА технические характеристики обеспечивал коленчатый вал четырехцилиндрового мотора, который устанавливался на трех опорных подшипниках. Такая технология создавала вибрацию, которую пытались погасить массивным маховиком и сцеплением. Эти тонкости не могли снизить возникающую при движении динамическую нагрузку.
В результате машина часто выходила из строя и требовала ремонта. Только в конце войны стали использоваться коленчатый вал на четырех опорах. Для снижения вибрации и, соответственно, продления срока эксплуатации коренные и шатунные подшипники оснащались тонкостенными вкладышами.
Двигатель
На автомобиле использовался бензиновый, четырехцилиндровый двигатель карбюраторного, нижнеклапанного типа с водяным охлаждением. Рабочий объем мотора — 3285 см3, мощность — 40 л.с. Крутящий момент двигателя — 1200 об/мин. при 165 Н*м. Блок цилиндров и его головка изготавливались из чугуна. Максимальная скорость на трассе, которую развивал грузовик — 70 км/час.
Основное преимущество двигателя, актуальное для того времени — низкий коэффициент сжатия топлива. Благодаря этой особенности машина могла работать на низкосортном горючем. Это не только низкооктановый бензин, но и керосин или лигроин.
Маркировка карбюратора — К-14. Он устанавливался над впускным коллектором. Еще одна особенность расположения — ниже бензобака. Это позволяло топливу поступать самотеком. Машина ГАЗ-АА не имела бензонасоса.
Трансмиссия и ходовая
ГАЗ-АА оснащен сухой, однодисковой трансмиссией с механическим рычажным приводом без картера. Сцепление устанавливалось на незащищенный маховик. Картер отливался с коробкой передач и закрывал трансмиссию.
В сцеплении использовался только один шарнир, передающий крутящий момент под необходимым углом. Система его соединения с задним мостом была довольно сложной. Через вторичный вал КПП и приводной вал. При выходе шарнира из строя, его приходилось демонтировать с рессор и вытаскивать назад задний мост.
КПП для ГАЗ-АА применялась четырехступенчатая. Большего варианта в 30-х годах ХХ века еще не существовало. Коробка оснащалась шестернями с прямыми зубьями. Синхронизаторы на ней не использовались.
Зависимая подвеска автомобиля рессорная, но ее конструкция доставляла массу проблем. Передняя представляла собой одну поперечно закрепленную рессору и двумя реактивными тягами, соединенными V-образно.
Задние подвески — две продольных рессоры кантилеверного типа. Крепились они к лонжеронам рамы и балкам заднего моста. На последнем также устанавливались реактивные тяги. Колеса не имели амортизаторов, что лишало грузовик привычной сегодня плавности хода.
Рама и тормоза
Грузовик собирался на простой стальной штампованной раме «лестничной» конструкции. В ней два длинных лонжерона соединялись пятью поперечными балками. С помощью рессор к ней крепились передний и задний мосты. На раме устанавливались кабина и кузов. Она же служила основанием для подвески и силового агрегата.
Тормозная система полуторки предельно проста. Тормоза механические, колодочные, барабанного типа, устанавливались на все четыре колеса. С педалью соединялись при помощи троса. Колодки и барабаны одинаковые для передних и задних колес.
Такая взаимозаменяемость в то время считалась благом для водителей и слесарей-ремонтников. Кроме ножного тормоза в машине использовался ручной. Ленточная система с механическим приводом соединялась с задними колесами.
Кабина ГАЗ-АА
Автомобиль создавался по образцу Форда-АА. У американца была установлена деревянная кабина с тентованным верхом. Она не отличалась прочностью и долговечностью.
Кабина ГАЗ-АА первое время была аналогичной своему прообразу, то есть деревянной. На тот момент в автомобиле использовались все американские комплектующие. С 1933 производство перешло на отечественные детали. Изменилась и кабина. Она стала цельнометаллической, с капотом легкой округлой конфигурации и круглыми закрылками над передними колесами. Верх кабины выполнялся из дермантина.
Внутри устанавливалась два сиденья: водительское и пассажирское. В годы войны их часто заменяли обычные скамьи. Приятностью интерьера салон не отличался. О комфорте водителя также говорить не приходилось. Кабина не отапливалась. В зимний период водители больше беспокоились об утеплении капота, а не своего рабочего места.
Модификации
Несмотря на большое количество недостатков по современным меркам, автомобиль ГАЗ-АА на тот период был передовым словом в области отечественного автомобилестроения. Необходимость в новой современной технике побудила разработчиков создавать различные модификации на базе любимого в народе грузовика.
Первой ласточкой стал ГАЗ-ММ, который отличался от начальной версии формой капота (она стала прямоугольной, как и закрылки над колесами) и более мощным мотором (50 л.с.). В условиях дефицита топлива выпускались газогенераторные версии ГАЗ-ММ:
- ГАЗ-42 имел грузоподъемность 1 т, так как нужно было возить запас древесины;
- ГАЗ-43 угольно-газогенераторый вариант;
- ГАЗ-44 работал на компривированном природном газе.
В 1946 году на основе ГАЗ-АА создан отечественный самосвал ГАЗ-410.
Чтобы использовать автомобиль в сложных условиях, создавались машины повышенной проходимости на полугусеничном и гусенично-колесном ходу: ГАЗ-60 и ГАЗ-65.
Для улучшения проходимости грузовика появилась модель с измененной колесной формулой: вместо 4х2 применили 6х4. Модификация получила маркировку ГАЗ-ААА.
Для перевозки пассажиров Горьковский автозавод выпустил автобус ГАЗ-03-30. Он выпускался до 1950 года прошлого века. Производство останавливалось только в период войны.
До войны на базе «полуторки» выпускался пожарный автомобиль ПМГ-1. Модификация ГАЗ-55 выпускалась до конца войны и стала популярной в качестве санитарного транспорта. Задний мост автомобиля оснащался амортизаторами, что упрощало перевозку тяжелобольных.
Итог
«Полуторка» стала настоящей легендой отечественного автомобилестроения. Машина прошла испытания войной и сложным периодом восстановления. В настоящее время в коллекциях автолюбителей еще сохранились ГАЗ-АА. Для них сейчас невозможно найти низкооктановый бензин, но они успешно ездят на керосине.
- ИП Карташова К.А., ИНН 782035010405
- Не заводится авто на газу.
- А здесь можно заказать грузоперевозку с оплатой онлайн ?
- Требуются водители с личным а/м от 1,5 до 10 тонн г. Киров
- Неровно работает двигатель и запах газа
- ГАЗ: почему не растут продажи?
- Президент "Группы ГАЗ" Вадим Сорокин о перспективах развития автогиганта
- ГАЗ показывает на выставке отечественную технику мирового уровня
- ГАЗ зарегистрировал логотип «Победа»
- ГАЗ создал микроавтобус для транспортной перевозки пассажиров
Мой дедушка служил и много рассказывал про полуторку,он рассказывал что это фиговая машинка.
Отличная статья о легендарном автомобиле. Жаль, что сейчас уже не встретишь этот ретро автомобиль на наших дорогах. Его оригинальный дизайн привлекает и сейчас.
Интересное и понятное информация. Будем знать
Легендарная полуторка, автомобиль из детства.Только я помню кабину с фанеры?До 1980 года ездила в поселке. Бензин А-66. Статья и ролик хорошие.Респект
Доброго времени суток! Спасибо за такую интересную и познавательную статью! Узнал много нового об этой легендарной машине!
Хорошая информация все понятно. Многое узнала .Давно интересовался .
Довольно информационная статья. Было интересно узнать что-то новое, чего раньше не знал. В прошлом были вещи хорошей качественности. Грузовик «Полуторка» по идее тоже качественная. Я ценю что было сделано в прошлом.
ГАЗ-АА мощный мотор есть свой удобства, одним словом сказать грузовик, очень в свое время был уникальный.
Замена деревянной кабины на цельнометаллическую, еще и с дермантиновым верхом - важная доработка, ведь надежная машина должна быть железной, а не деревянной, как средневековая карета. Не знала, что изначально в "полуторке" использовались американские детали. Наши разработчики, конечно, улучшили оригинал, одна эта замена кабины чего стоит.
Самый массовый автомобиль ...БЫЛ в свое время! Однако эти, очень нужные для народного хозяйства машинки- ОЧЕНЬ быстро ВЫШЛИ из обихода! Почему? Старший-то брат ЗИС-5 до середины 70-х годов работал вовсю! Ответ прост! -В середине 50х годов в СССР - запретили а.машины с МЕХАНИЧЕСКИМИ тормозами! ЗИСы ...у них была возможность переоборудование на ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ тормоза! ЗИСЫ и "переобували"! У ГАЗа НЕБЫЛО такой возможности... в принципе. И полуторок ...резко НЕСТАЛО!