Барабанные и дисковые тормоза - какие лучше для грузового автомобиля
Тормозная система грузового автомобиля — комплекс устройств, отвечающих за безопасность водителя и пассажиров, обеспечивающих остановку или снижение скорости движения транспорта.
Оглавление
Ниже рассмотрим, в чем особенности тормозов грузовика, и чем они отличаются от системы легкового автомобиля. Отдельно разберемся с устройством, а также плюсами и минусами дискового и барабанного механизма. Поговорим об особенности тормозов прицепов и полуприцепов.
Тормозная система грузовика
Конструктивно тормозная система грузового автомобиля отличается от устройств легковых машин. Главной особенностью является большее количество элементов, увеличенные размеры / вес, а также более строгие требования к надежности из-за большой массы транспорта.
ВажноГлавный элемент тормозной системы —пневмопривод, работающий на сжатом воздухе. Последний накапливается в специальных емкостях и с помощью компрессора создает необходимое давление. В процессе эксплуатации воздух при отпускании педали тормоза попадает в специальный баллон.
Далее сжатый воздух подходит к тормозному крану. Как только водитель нажимает на педаль, внешний поток воздуха закрывается. При этом работает кран, а в тормозную емкость попадает воздушная масса. Машина тормозит.
Пневотормоза грузовика бывают трех видов:
- Мягкие — автомобиль тормозит посредством сжатия воздуха и обеспечения давления на размыкающие устройства.
- Средние — имеют несколько ступеней, применяются при движении в городском режиме.
- Жесткие — отличаются заданием конкретного давления и ее удержания на этом уровне.
Конструктивно пневматика грузовика состоит из следующих элементов:
- Приводы тормозной системы спереди / сзади.
- Компрессорный механизм.
- Баллоны с воздухом.
- Камеры системы сзади и спереди.
- Тормозной кран: размыкает и замыкает механизм.
- Педаль тормоза.
- Прибор для измерения давления.
- Соединительные устройства и главный трубопровод.
- Головка-соединитель, обеспечивающая движение воздуха к тормозной системе.
Рассмотренные выше узлы делятся на три категории — управление, сжатие и подача воздуха, приведение системы в действие и остановка авто.
Ключевую функцию тормозов грузовика берет на себя тормозная камера, предназначенная для работы системы. В ней, как правило, предусмотрен энергетический аккумулятор, управляющий системой с помощью давления. Подобные камеры состоят из следующих конструкций: мембранная камера и цилиндр.
В процессе работы задействуется ровно такой объем воздуха, который необходим для остановки транспорта. Это обеспечивает более эффективную работу тормозов и снижение времени на ее подготовку. Отметим, что работа системы зависит от типа механизмов — барабанные и дисковые тормоза.
Первые чаще всего устанавливаются на задних колесах, отличаются доступностью по цене и сложностью конструкции, а вторые — состоят из тормозного диска и колодок, ставятся с двух сторон чугунного корпуса, имеют большую надежность. Ниже подробно остановимся н каждом из вариантов.
Барабанные тормоза
Принцип работы любой тормозной системы построен на силе трения. Это относится и к барабанному механизму, главным элементом которого является тормозной барабан. Такая конструкция морально устарела, но она все еще применяется на автомобилях бюджетной серии и некоторых грузовиках.
Устройство
Барабанные тормоза отличаются надежностью и простотой конструкции. В их состав входят следующие элементы:
- Барабан. Монтируется на колесной ступице.
- Колодки. Предназначены для крепления накладок, обеспечивающих трение для остановки транспорта.
- Поршневой тормозной цилиндр. Предназначен для прокачивания тормозной жидкости к рабочему механизму.
- Пружины. Фиксируются на колодках и обеспечивают определенное положение, необходимый зазор.
- Колодочная опора с опцией регулирования.
- Щит. Монтируется на балке / ступице.
- Ручник.
- Устройство поддержки колодок.
Чаще всего на грузовиках предусматриваются задние барабанные тормоза. Они могут быть одно- или двухцилиндровыми. Последний вариант более привлекателен с позиции эффективности. В нем роль нижней опоры играет второй тормозной цилиндр, обеспечивающий большую площадь торможения.
Принцип действия барабанных тормозов следующий:
- Водитель нажимает на тормозную педаль в грузовике.
- Рабочий состав в системе давит на поршень цилиндра.
- Благодаря передаче усилия, тормозные колодки срабатывают.
- Колодки соприкасаются с барабаном и за счет трения уменьшают скорость грузовика.
- Водитель отпускает тормоз, после чего колодки возвращаются в исходную позицию.
Устройство барабанных тормозов спереди и сзади одинаковое, но на передних колодках износ происходит быстрее.
Преимущества и недостатки
При выборе грузовиков с барабанной тормозной системой необходимо понимать ее слабые и сильные стороны.
Плюсы:
- Хорошее усилие.
- Лучшая площадь соприкосновения.
- Стойкость к износу.
- Большой средний ресурс — от 70 до 150 тысяч километров.
- Защита от попадания грязи и воды снаружи. Это связано с закрытостью механизма. Исключением являются барабанные устройства, в которых предусмотрены ребра проветривания.
Минусы:
- Нестабильность контакта, из-за чего ухудшается качество торможения.
- Чрезмерная нагрузка, которая может привести к повреждению и необходимости замены барабана.
- Проблемы со сцеплением из-за наличия элементов износа внутри.
- Прикипание / примерзание в процессе эксплуатации. Первая проблема актуальна летом, а вторая — зимой, в период холодов для ручного тормоза.
- Чрезмерный нагрев во время работы из-за отсутствия нормального охлаждения. При частом применении тормоза, к примеру, на спусках, температура может достигать 650 градусов Цельсия. В таких условиях происходит расширение металла барабана, что требует большего усилия на педаль.
Дисковые тормоза
Более современный вариант — дисковые тормозные механизмы. Они пользуются высоким спросом за счет большей надежности, быстрому охлаждению и простой конструкции.
Устройство
Конструктивно передние и задние дисковые тормоза представляют собой группу следующих узлов:
- Диск. Крепится на ступичной части с помощью болтового соединения. В современных системах предусмотрены вентиляционные отверстия, обеспечивающие отвод лишнего тепла. При этом диск очищается от грязи и следов коррозии самостоятельно, благодаря работе колодок.
- Тормозной суппорт. Представляет собой чугунный элемент, состоящий из двух частей. Первая жестко фиксируется и не двигается во время движения. Вторая находится в свободном движении. Для крепления применяются специальные направляющие.
- Колодки. Предназначены для уменьшения скорости вращения диска. Конструктивно представляют собой металлическую пластику с фрикционными накладками. Могут меняться по мере истирания.
- Цилиндры. Состоят из корпуса, внутри которого движется поршень. Он перемещается за счет давления, которое создает тормозная жидкость.
В процессе движения грузовика такая система является свободной и не создает дополнительной нагрузки на колесо. Если водитель вынужден реагировать на изменение дорожной обстановки, он нажимает на тормоз. При этом возникает следующий процесс:
- Тормозной цилиндр срабатывает и формирует давление рабочей жидкости в системе.
- Повышенное давление позволяет запустить поршень цилиндра.
- Поршень, смещаясь, начинает двигать колодку. Последняя, в свою очередь, прижимается к диску.
- Вторая часть суппорта и тормозной колодки создает дополнительное сопротивление.
- Диск сдавливается с двух сторон, что вынуждает его замедлить движение.
- Грузовик останавливается.
- Водитель отпускает тормоза, и система возвращается в исходную позицию.
Преимущества и недостатки
Как и в случае с барабанной системой, задние и передние дисковые тормоза имеют определенные плюсы и минусы.
Преимущества:
- Равномерность износа колодок.
- Низкая чувствительность к изменению коэффициента трения.
- Одинаковый тормозной момент для правых / левых колес.
- Возможность снижения давления в месте трения, благодаря повышению контактной поверхности.
- Жесткость конструкции и компактность колесного тормоза.
- Отсутствие риска перегрева, благодаря хорошему охлаждению.
- Легкость обслуживания / ремонта.
- Эффективность тормозной системы при движении вперед / назад.
- Простота герметизации тормозных элементов, что особенно важно для грузовиков.
- Удобство установки минимальных зазоров для повышения передаточного числа.
Недостатки:
- Повышенный ход педали при нагреве механизма.
- Высокая цена.
- Более низкая эффективность торможения.
- Открытость к воде и грязи, которая попадает с полотна.
- Необходимость периодического осмотра.
- Риск прикипания колодок к диску при продолжительном простое.
Особенности тормозов на прицепах и полуприцепах
Современные грузовые автомобили эксплуатируются вместе с прицепами и полуприцепами, оборудованными пневматической тормозной системой. Она, как и основной механизм, состоит из энергетических элементов, блока управления и самого тормоза. Для согласования основного и дополнительного механизма используется воздушная система полуприцепов. В ее функции входит распределение сжатого воздуха.
В основе лежит воздухораспределитель, обеспечивающий распределение воздуха между элементами системы. Используется для управления автопоездом, а также прицепом и полуприцепным механизмом. В его функции входит:
- Торможение прицепа и полуприцепа при его отбрасывании от грузовика.
- Работа аварийных тормозов в случае отрыва в процессе движения.
- Растормаживание, когда нужно совершить маневры для подсоединения к грузовому автомобилю.
- Торможение при работе в составе автопоезда.
Воздухораспределители бывают для одно- и двухпроводных систем, а также универсальными. В первом случае соединение осуществляется с помощью одного шланга. Во втором применяется две магистрали.
В 1-проводных система применяется воздухораспределитель со следящим механизмом, контролирующий рабочее давление. В 2-проводных устройствах предусмотрены распределители воздуха с отдельной системой слежения за давлением.
Распределитель работает в четырех режимах:
- Движение автопоезда. Тормоза не работают.
- Торможение. При нажатии на тормоз происходит срабатывание система прицепа / полуприцепа.
- Растормаживание. После стравливания воздуха система оттормаживается.
- Аварийная работа системы при повреждении соединяющего шланга. При резком снижении давления происходит срабатывание системы в обычном режиме.
Особенность воздухораспределителя состоит в повышенных нагрузках. При отсутствии обслуживания со временем повышаются зазоры, появляется утечка воздуха и иные проблемы.
Обобщение
Производители грузовых автомобилей ответственно подходят к разработке тормозной системой и уделяют внимание надежности всех элементов.
Это касается как основных тормозов, так и контура прицепа / полуприцепа. Что касается выбора между барабанными и дисковыми тормозами, предпочтение чаще отдается второму варианту. Что касается барабанных механизмов, они все еще ставятся на задние колеса бюджетных грузовиков.
- Какая программа и билеты
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Тройка бюджетных минитракторов Синтай
- Экскаватор-погрузчик Hydrema моделей 926D и 928D
- Самосвал КАМАЗ-6520
- Нyundai НD78
- УАЗ Карго
Дисковая система как-то мне предпочтительней выглядят. Все-таки конструкция современная, более надежная. Не так сильно изнашивает колодки, и проблем с ней меньше.
Очень полезная и информативная статья. Спасибо автору, что помог разобраться с этим вопросом!
Очень полезная и информативная статья. Спасибо автору, что помог разобраться с этим вопросом! Думаю, что каждый, кого заинтересует данная тема сможет сделать правильный выбор.
Спасибо за интересную статью,много нового узнала.
Мне лично всегда было интересно, почему барабанные тормоза все еще находят свое применение на грузовиках, особенно учитывая их недостатки. Но после прочтения статьи кажется, что я понял. Простота конструкции и хорошая защита от грязи и воды делают их идеальным вариантом для задних осей, где износ не так критичен. Это напоминает мне ситуацию с аналогичными системами в железнодорожной индустрии, где барабанные механизмы все еще широко используются благодаря своей надежности и низкой стоимости обслуживания. Однако нельзя не отметить, что дисковые тормоза предоставляют более современные решения благодаря быстрому охлаждению и равномерному износу колодок. Это действительно значительное преимущество, особенно для грузоперевозок на дальние расстояния, где стабильность и безопасность являются главными приоритетами. Конечно, цена дисковых систем выше, но если учесть все их плюсы, то это вложение может окупиться в долгосрочной перспективе. Интересно, как производители будут развивать эти технологии в будущем и какие новые решения предложат, чтобы улучшить надежность и безопасность грузовых автомобилей.
Отличная статья! Было очень полезно узнать подробности про пневматические системы тормозов грузовиков. Кажется, что сжатый воздух играет ключевую роль в обеспечении безопасности, особенно в критических ситуациях. Надеюсь, такие технологии будут продолжать развиваться, чтобы сделать грузоперевозки еще более безопасными и эффективными.
Интересная информация о тормозных системах прицепов и полуприцепов. Важно, что уделяется внимание не только основным механизмам, но и дополнительным. Это как в авиации, где резервные системы играют критическую роль в обеспечении безопасности полетов. Хорошо, что такие детали не остаются без внимания.