Барабанные и дисковые тормоза - какие лучше для грузового автомобиля
Тормозная система грузового автомобиля — комплекс устройств, отвечающих за безопасность водителя и пассажиров, обеспечивающих остановку или снижение скорости движения транспорта.
Оглавление
Ниже рассмотрим, в чем особенности тормозов грузовика, и чем они отличаются от системы легкового автомобиля. Отдельно разберемся с устройством, а также плюсами и минусами дискового и барабанного механизма. Поговорим об особенности тормозов прицепов и полуприцепов.
Тормозная система грузовика
Конструктивно тормозная система грузового автомобиля отличается от устройств легковых машин. Главной особенностью является большее количество элементов, увеличенные размеры / вес, а также более строгие требования к надежности из-за большой массы транспорта.
ВажноГлавный элемент тормозной системы —пневмопривод, работающий на сжатом воздухе. Последний накапливается в специальных емкостях и с помощью компрессора создает необходимое давление. В процессе эксплуатации воздух при отпускании педали тормоза попадает в специальный баллон.
Далее сжатый воздух подходит к тормозному крану. Как только водитель нажимает на педаль, внешний поток воздуха закрывается. При этом работает кран, а в тормозную емкость попадает воздушная масса. Машина тормозит.
Пневотормоза грузовика бывают трех видов:
- Мягкие — автомобиль тормозит посредством сжатия воздуха и обеспечения давления на размыкающие устройства.
- Средние — имеют несколько ступеней, применяются при движении в городском режиме.
- Жесткие — отличаются заданием конкретного давления и ее удержания на этом уровне.
Конструктивно пневматика грузовика состоит из следующих элементов:
- Приводы тормозной системы спереди / сзади.
- Компрессорный механизм.
- Баллоны с воздухом.
- Камеры системы сзади и спереди.
- Тормозной кран: размыкает и замыкает механизм.
- Педаль тормоза.
- Прибор для измерения давления.
- Соединительные устройства и главный трубопровод.
- Головка-соединитель, обеспечивающая движение воздуха к тормозной системе.
Рассмотренные выше узлы делятся на три категории — управление, сжатие и подача воздуха, приведение системы в действие и остановка авто.
Ключевую функцию тормозов грузовика берет на себя тормозная камера, предназначенная для работы системы. В ней, как правило, предусмотрен энергетический аккумулятор, управляющий системой с помощью давления. Подобные камеры состоят из следующих конструкций: мембранная камера и цилиндр.
В процессе работы задействуется ровно такой объем воздуха, который необходим для остановки транспорта. Это обеспечивает более эффективную работу тормозов и снижение времени на ее подготовку. Отметим, что работа системы зависит от типа механизмов — барабанные и дисковые тормоза.
Первые чаще всего устанавливаются на задних колесах, отличаются доступностью по цене и сложностью конструкции, а вторые — состоят из тормозного диска и колодок, ставятся с двух сторон чугунного корпуса, имеют большую надежность. Ниже подробно остановимся н каждом из вариантов.
Барабанные тормоза
Принцип работы любой тормозной системы построен на силе трения. Это относится и к барабанному механизму, главным элементом которого является тормозной барабан. Такая конструкция морально устарела, но она все еще применяется на автомобилях бюджетной серии и некоторых грузовиках.
Устройство
Барабанные тормоза отличаются надежностью и простотой конструкции. В их состав входят следующие элементы:
- Барабан. Монтируется на колесной ступице.
- Колодки. Предназначены для крепления накладок, обеспечивающих трение для остановки транспорта.
- Поршневой тормозной цилиндр. Предназначен для прокачивания тормозной жидкости к рабочему механизму.
- Пружины. Фиксируются на колодках и обеспечивают определенное положение, необходимый зазор.
- Колодочная опора с опцией регулирования.
- Щит. Монтируется на балке / ступице.
- Ручник.
- Устройство поддержки колодок.
Чаще всего на грузовиках предусматриваются задние барабанные тормоза. Они могут быть одно- или двухцилиндровыми. Последний вариант более привлекателен с позиции эффективности. В нем роль нижней опоры играет второй тормозной цилиндр, обеспечивающий большую площадь торможения.
Принцип действия барабанных тормозов следующий:
- Водитель нажимает на тормозную педаль в грузовике.
- Рабочий состав в системе давит на поршень цилиндра.
- Благодаря передаче усилия, тормозные колодки срабатывают.
- Колодки соприкасаются с барабаном и за счет трения уменьшают скорость грузовика.
- Водитель отпускает тормоз, после чего колодки возвращаются в исходную позицию.
Устройство барабанных тормозов спереди и сзади одинаковое, но на передних колодках износ происходит быстрее.
Преимущества и недостатки
При выборе грузовиков с барабанной тормозной системой необходимо понимать ее слабые и сильные стороны.
Плюсы:
- Хорошее усилие.
- Лучшая площадь соприкосновения.
- Стойкость к износу.
- Большой средний ресурс — от 70 до 150 тысяч километров.
- Защита от попадания грязи и воды снаружи. Это связано с закрытостью механизма. Исключением являются барабанные устройства, в которых предусмотрены ребра проветривания.
Минусы:
- Нестабильность контакта, из-за чего ухудшается качество торможения.
- Чрезмерная нагрузка, которая может привести к повреждению и необходимости замены барабана.
- Проблемы со сцеплением из-за наличия элементов износа внутри.
- Прикипание / примерзание в процессе эксплуатации. Первая проблема актуальна летом, а вторая — зимой, в период холодов для ручного тормоза.
- Чрезмерный нагрев во время работы из-за отсутствия нормального охлаждения. При частом применении тормоза, к примеру, на спусках, температура может достигать 650 градусов Цельсия. В таких условиях происходит расширение металла барабана, что требует большего усилия на педаль.
Дисковые тормоза
Более современный вариант — дисковые тормозные механизмы. Они пользуются высоким спросом за счет большей надежности, быстрому охлаждению и простой конструкции.
Устройство
Конструктивно передние и задние дисковые тормоза представляют собой группу следующих узлов:
- Диск. Крепится на ступичной части с помощью болтового соединения. В современных системах предусмотрены вентиляционные отверстия, обеспечивающие отвод лишнего тепла. При этом диск очищается от грязи и следов коррозии самостоятельно, благодаря работе колодок.
- Тормозной суппорт. Представляет собой чугунный элемент, состоящий из двух частей. Первая жестко фиксируется и не двигается во время движения. Вторая находится в свободном движении. Для крепления применяются специальные направляющие.
- Колодки. Предназначены для уменьшения скорости вращения диска. Конструктивно представляют собой металлическую пластику с фрикционными накладками. Могут меняться по мере истирания.
- Цилиндры. Состоят из корпуса, внутри которого движется поршень. Он перемещается за счет давления, которое создает тормозная жидкость.
В процессе движения грузовика такая система является свободной и не создает дополнительной нагрузки на колесо. Если водитель вынужден реагировать на изменение дорожной обстановки, он нажимает на тормоз. При этом возникает следующий процесс:
- Тормозной цилиндр срабатывает и формирует давление рабочей жидкости в системе.
- Повышенное давление позволяет запустить поршень цилиндра.
- Поршень, смещаясь, начинает двигать колодку. Последняя, в свою очередь, прижимается к диску.
- Вторая часть суппорта и тормозной колодки создает дополнительное сопротивление.
- Диск сдавливается с двух сторон, что вынуждает его замедлить движение.
- Грузовик останавливается.
- Водитель отпускает тормоза, и система возвращается в исходную позицию.
Преимущества и недостатки
Как и в случае с барабанной системой, задние и передние дисковые тормоза имеют определенные плюсы и минусы.
Преимущества:
- Равномерность износа колодок.
- Низкая чувствительность к изменению коэффициента трения.
- Одинаковый тормозной момент для правых / левых колес.
- Возможность снижения давления в месте трения, благодаря повышению контактной поверхности.
- Жесткость конструкции и компактность колесного тормоза.
- Отсутствие риска перегрева, благодаря хорошему охлаждению.
- Легкость обслуживания / ремонта.
- Эффективность тормозной системы при движении вперед / назад.
- Простота герметизации тормозных элементов, что особенно важно для грузовиков.
- Удобство установки минимальных зазоров для повышения передаточного числа.
Недостатки:
- Повышенный ход педали при нагреве механизма.
- Высокая цена.
- Более низкая эффективность торможения.
- Открытость к воде и грязи, которая попадает с полотна.
- Необходимость периодического осмотра.
- Риск прикипания колодок к диску при продолжительном простое.
Особенности тормозов на прицепах и полуприцепах
Современные грузовые автомобили эксплуатируются вместе с прицепами и полуприцепами, оборудованными пневматической тормозной системой. Она, как и основной механизм, состоит из энергетических элементов, блока управления и самого тормоза. Для согласования основного и дополнительного механизма используется воздушная система полуприцепов. В ее функции входит распределение сжатого воздуха.
В основе лежит воздухораспределитель, обеспечивающий распределение воздуха между элементами системы. Используется для управления автопоездом, а также прицепом и полуприцепным механизмом. В его функции входит:
- Торможение прицепа и полуприцепа при его отбрасывании от грузовика.
- Работа аварийных тормозов в случае отрыва в процессе движения.
- Растормаживание, когда нужно совершить маневры для подсоединения к грузовому автомобилю.
- Торможение при работе в составе автопоезда.
Воздухораспределители бывают для одно- и двухпроводных систем, а также универсальными. В первом случае соединение осуществляется с помощью одного шланга. Во втором применяется две магистрали.
В 1-проводных система применяется воздухораспределитель со следящим механизмом, контролирующий рабочее давление. В 2-проводных устройствах предусмотрены распределители воздуха с отдельной системой слежения за давлением.
Распределитель работает в четырех режимах:
- Движение автопоезда. Тормоза не работают.
- Торможение. При нажатии на тормоз происходит срабатывание система прицепа / полуприцепа.
- Растормаживание. После стравливания воздуха система оттормаживается.
- Аварийная работа системы при повреждении соединяющего шланга. При резком снижении давления происходит срабатывание системы в обычном режиме.
Особенность воздухораспределителя состоит в повышенных нагрузках. При отсутствии обслуживания со временем повышаются зазоры, появляется утечка воздуха и иные проблемы.
Обобщение
Производители грузовых автомобилей ответственно подходят к разработке тормозной системой и уделяют внимание надежности всех элементов.
Это касается как основных тормозов, так и контура прицепа / полуприцепа. Что касается выбора между барабанными и дисковыми тормозами, предпочтение чаще отдается второму варианту. Что касается барабанных механизмов, они все еще ставятся на задние колеса бюджетных грузовиков.
- Какая программа и билеты
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Тройка бюджетных минитракторов Синтай
- Экскаватор-погрузчик Hydrema моделей 926D и 928D
- Самосвал КАМАЗ-6520
- Нyundai НD78
- УАЗ Карго
Дисковая система как-то мне предпочтительней выглядят. Все-таки конструкция современная, более надежная. Не так сильно изнашивает колодки, и проблем с ней меньше.
Очень полезная и информативная статья. Спасибо автору, что помог разобраться с этим вопросом!
Очень полезная и информативная статья. Спасибо автору, что помог разобраться с этим вопросом! Думаю, что каждый, кого заинтересует данная тема сможет сделать правильный выбор.
Спасибо за интересную статью,много нового узнала.