Что мешает нелегальному перевозчику выйти «из тени»
Борьба правительства с нелегальными перевозчиками – это лишь малая толика предпринимаемых попыток существующей власти легализовать теневой бизнес, объём которого продолжает увеличиваться.
Доля теневой экономики в национальном масштабе в настоящее время составляет 14,4%. С 2010 года эксперты продолжают наблюдать тенденцию к небольшому росту.
Цифры можно назвать даже оптимистичными, если не брать во внимание данные независимой международной организации Global Finansial, согласно которым сектор ненаблюдаемой экономики достигает 46% ВВП России! в 2015 году теневая экономика обеспечила занятость 18 млн россиян. Сфера услуг, в частности грузовые перевозки наглядно демонстрируют факторы, способствующие развитию неформального сектора экономики.
Кризис в экономике способствует расширению объёмов теневого бизнеса
Одним из них является экономический кризис. Однако, его главным отличием стал долгосрочный тренд, который сказался на существенном снижении потребительской активности, главному рычагу формальной и скрытой экономики. Исследования Центра социально-политического мониторинга при РАНХиГС свидетельствуют о весьма терпимом отношении россиян к теневой экономической деятельности.
Нелегальные перевозчики выполняют важный спектр услуг пассажирских и грузовых перевозок. Невзирая на отсутствие юридической защищённости, потенциальные клиенты неформальных транспортных и логистических компаний не отказываются от данного типа услуг. И дело даже не в их заниженной стоимости.
Сегмент предложений нелегалов намного шире, нежели у официальных перевозчиков. Фирмы, работающие в тени, не боятся идти на нарушение нормативных документов и установленных правил. Нелегальный перевозчик всегда подберёт пассажира на трассе, вне остановочного пункта, в том числе и по предварительной договорённости.
Для этого пассажир может договориться напрямую с водителем или с диспетчером, просто позвонив по телефону. Коммерциализированный не так давно интернет-сервис «Бла-бла кар», является отличной площадкой для незаконной деятельности теневых перевозчиков, собирающих пассажиров прямо в интернете, по удобному для них маршруту.
Чего стоит недавнее объявление: «У вас есть автомобиль? Предложите поездку и сэкономьте...». Сервис процветает, так как прекрасно координирует интересы пассажиров с возможностями водителей, причём в рамках гибкой ценовой системы, определяемой известным соотношением спроса и предложения.
Когда большая часть доходов уходит на выплату налогов
Налоговая нагрузка буквально загоняет мелкий и средний бизнес в тень. Вице-президент «Деловой России» замечает, что отсутствие дифференциального подхода в сфере налогообложения становится весомой причиной для того чтобы предпочесть положение нелегального перевозчика. В противном случае придётся стать на путь прямого банкротства.
Речь идёт о налоговой базе в сфере фонда заработной платы. На зарплату сотрудника начисляется НДФЛ, НДС, выплачиваются взносы в фонд социального страхования и пенсионный фонд. Таким образом, фискальное обременение составляет свыше 70%. Если официально диспетчер транспортно-логистической компании получает 10 тыс. рублей, то налоговая нагрузка только на заработную плату данному сотруднику превысит 7 тыс. руб. ежемесячно.
Фирмы, оказывающие услуги пассажирских и грузовых перевозок, дополнительно тянут тягло транспортного налога. Автопарк тяжёлых грузовиков обложили системой «Платон». Подсчитав объём обязательных выплат, установленных государством, становятся понятными причины протеста водителей грузовиков.
А ведь это представители малого бизнеса, к которым В.В. Путин потребовал щадящего отношения, поскольку «они кормят свои семьи». Впрочем, повышение тарифа на большегрузы – вопрос решённый. В настоящее время правительство ищет подходы, которые позволят предупредить и смягчить новый всплеск недовольства.
Официальные СМИ регулярно сообщают о необходимости дальнейшего увеличения налоговой ставки. Повышение НДС приведёт не только к усилению налогового бремени. Эксперты прогнозируют, что данное обстоятельство ударит по крупным транспортным компаниям, в штате которых числится большое число сотрудников.
Чтобы сохранить объёмы грузовых и пассажирских перевозок можно попытаться компенсировать затраты путём увеличения цен на оказываемые услуги. Впоследствии, это отразится на конечной стоимости товара. Либо перевести работников на зарплату в конвертах, максимально сократить часть официально зарегистрированного кадрового состава.
В заключение
Нелегальные перевозчики отлично осознают свою ответственность перед потенциальным клиентом, будь то пассажир или грузовладелец. Теневой статус не меняет отношения к работе. Напротив, существует немало транспортных компаний, которые дорожат своей репутацией. Отзывы в социальных сетях для теневиков являются порой единственно возможным способом разрекламировать свою деятельность.
На начальном этапе создания бизнеса предприниматель находится в тени. Последующей приоритетной задачей является официальная регистрации своей компании на рынке транспортных услуг. Этот шаг открывает существенные перспективы для дальнейшего развития компании:
- отсутствие штрафов со стороны налоговых органов и других фискальных ведомств;
- возможность подавать заявку на участие в государственных программах;
- заключение договора на приём денежных средств через банковский счёт и разного рода платёжные системы;
- налаживание сотрудничество с партнёрами финансовой отрасли: лизинговыми компаниями и банками.
- Степень ответственности перевозчика
- Организации, регламентирующие деятельность перевозчиков?
- Как перевозчики работают с Крымом?
- Существуют профессиональные союзы перевозчиков?
- Договор долгосрочного сотрудничества с перевозчиком
- В Госдуме предлагают конфисковать автотранспорт, водитель которого будет уличён в нелегальных перевозках
- Перевозчики Омска выражают протест
- Перевозчики в Омской области будут обслуживать сельские маршруты
- Ещё один способ борьбы правительства с нелегальными перевозчиками
- Диспетчерам такси может грозить штраф за нелегальные пассажирские перевозки
Может и хотели бы перевозчики выйти из тени, но никто же себе в убыток не будет работать, особенно это невыгодно предпринимателям, которые только начали развивать свой бизнес.
Причин, которые подталкивают перевозчиков работать нелегально, не так много. Думаю, правительству под силу найти рычаги, которые помогут всем предпринимателям вести цивилизованный бизнес.
Все перевозчики "крышуются" если не у меров так у губернаторов (или их приближенных) и "черную" копеечку никто не хочет терять - поэтому и из тени выпускать перевозчиков никто не будет!
Да потому что платить налоги кому-то не особо хочется, возможно, что бизнес на грани банкротства и поэтому люди пытаются хоть как то сэкономить и это естественно для нашей реальности, но вопрос в другом кто доверится такому перевозчику, ведь хватает и мошенников, увезут и все конец.
Читая статью, я не могу не задуматься о параллелях с другими странами, где теневая экономика также процветает. Взять, к примеру, Италию с её исторической мафией, где нелегальные перевозки и нелегальные услуги давно стали привычным явлением. В России же, как и в Италии, налоговая нагрузка загоняет бизнес в тень. Это похоже на замкнутый круг: чем больше налоги, тем меньше стимул работать легально. Также нельзя не упомянуть, что кризис лишь усугубляет ситуацию. Люди теряют работу и ищут альтернативные способы заработка, что вполне объясняет рост числа нелегальных перевозчиков. Бла-бла кар и другие аналогичные сервисы становятся идеальными платформами для таких услуг. Где ещё можно найти клиента так быстро и без лишних проверок? Но что интересно, несмотря на нелегальный статус, многие перевозчики дорожат своей репутацией. Это напоминает мне о том, как Uber в своё время начинал, когда водители старались обеспечить максимальный комфорт и безопасность, чтобы завоевать доверие клиентов. Вопрос в том, как долго это продлится, если не будет реформ. Пока власти увеличивают налоговую нагрузку, не удивительно, что многие предпочитают оставаться в тени. Возможно, если бы был найден баланс в налогообложении, ситуация могла бы измениться. Но пока, судя по статье, легализация теневого бизнеса остаётся трудновыполнимой задачей.
Интересный момент в статье – это роль, которую играют интернет-сервисы в поддержке теневого бизнеса. Бла-бла кар – яркий пример того, как технологии могут быть использованы не только для легального бизнеса, но и для теневого. Это своего рода двойной меч: с одной стороны, удобство для пользователей, с другой – проблемы для регулирующих органов. Будет интересно увидеть, как власти будут справляться с этой проблемой в будущем.
Меня всегда удивляло, как в условиях кризиса и высокой налоговой нагрузки малый бизнес умудряется выживать в тени. Похоже, что это становится своего рода нормой. Нелегальные перевозчики, как теневые герои, обеспечивают доступность услуг для многих. Но как долго это может продолжаться без изменений в политике? Налоги продолжают расти, и это лишь усугубляет проблему. Возможно, правительству стоит пересмотреть свои подходы, чтобы не загонять всех в тень.