Проект создания свинцового источника тока для электрических грузовиков
Электрический грузовик, как транспорт нового поколения, является достойной альтернативой идее беспилотного транспорта.
В качестве единственного источника тока рассматриваются литиевые аккумуляторы. Однако у них есть существенный недостаток: быстрый износ в процессе длительной эксплуатации.
В результате, потребуется частая замена источника питания. А это дополнительные расходы. Причём стоимость литиевого источника на рынке довольна высока. А если принять во внимание увеличение спроса, то вырисовывается очевидная проблема. Высокие цены на комплектующие станут препятствием широкому распространению электрических тяжёлых грузовиков.
Свинцовый аккумулятор будут осваивать китайцы
Современный рынок аккумуляторов испытывает жесточайшую конкуренцию. Преимущество остаётся за новыми технологиями, которые позволят существенно сократить эксплуатационные расходы грузового электромобиля. Небольшая компания со скромным названием «Графен» из Свердловской области сумела совершить определённый прорыв в этой сфере.
Её специалисты изучают материалы, свойства которых способны увеличить количество активных масс, которые вступают во взаимодействие в процессе разрядки аккумулятора. Основная цель исследований – добиться медленного расходования запасов энергии по сравнению с литиевыми аналогами. Таким образом, появится реальная возможность существенно удешевить стоимость грузового электромобиля, а также снизить расходы на его техническое обслуживание.
К сожалению замысел «Графена» не нашёл отклика у российских компаний. Слишком отдалёнными показались возможные перспективы. Результаты исследований отечественных учёных привлекли внимание ведущего производителя аккумуляторов и батарей – китайской компании Chaowei Grup. Представители КНР заинтересовались свойствами свинцово-углеродного композита, разработанного уральским «Графеном».
Китайская сторона уже прошла этап предварительных переговоров с властями Свердловского региона. По его итогам подписан двусторонний меморандум, по которому Chaowei Grup обязуется инвестировать создание совместного предприятия на территории области. Интерес Китая к российской инновации обусловлен рядом причин.
- КНР занимает первое место в мире по производству свинцово-кислотных аккумуляторов. Ежегодно они потребляют 300 тыс. тонн свинца. Даже провал российских исследований позволит китайской компании сэкономить 20% или 60 тонн сырья. А это - уже успех! Такая экономия оценивается специалистами в 120 млн долларов в год.
- Стоимость литиевого аккумулятора, используемых Илоном Маском в электромобиле Tesla, составляет 30 тыс. долларов. Цена нового свинцового источника тока не превысит 1 тыс. долларов.
- При аналогичных с литиевым аккумулятором характеристиках и мощностях свинцовый аналог следует подзаряжать через каждые 100 км пути. В то время, как электромобили Tesla успеют пройти 400 км. Китайцы подсчитали, что 95% местного транспорта проезжает не более 100 км в день. Поэтому существует реальная возможность создать дешёвый электромобиль. При этом рассматриваются перспективы разработки электрического магистрального грузовика, оснащённого свинцовым аккумулятором.
Проект в действии
Пока проект находится на стадии эксперимента. Но компания Chaowei Grup уже является полноправным его участником. Ближайшее время под Екатеринбургом планируется выстроить предприятие, на котором будет отрабатываться технологический процесс создания свинцовых источников тока, адаптированных к применению на легковом и грузовом транспорте.
Объёмы инвестиций китайской стороны составляют 1 млн евро. И это только первоначальный взнос, который обеспечит стройку производственных площадей и поставку в новые цеха необходимого оборудования. Фактически уральский «Графен» продаёт идею и поставляет технологию. При этом патент на изобретение имеет международный статус и защищён соответствующими нормами права. Кроме КНР, права на его использования получает Россия.
Электрифицированный транспорт – реальность
Обидно, что в данном случае наши инвесторы с лёгкостью уступили право разработки представителям КНР. Ни один из российских производителей не готов рассматривать производство свинцовых источников тока на условиях долгосрочной перспективы. К сожалению, отечественный бизнес не готов осуществлять существенные вложения в сомнительные, на его взгляд, предприятия. Кроме того, размах такого масштаба требует государственной поддержки.
Достаточно наглядным примером служит проект высокоскоростного железнодорожного транспорта или массовый перевод общественного транспорта и грузовиков на метан или пропан-бутановую смесь. Здесь государство проявляет явную заинтересованность, убедительно подкрепляя её бюджетными средствами. Разработки беспилотного транспорта ПАО «КАМАЗ» также находятся на контроле правительства.
В этом отношении все инновационные идеи, касающиеся электромобилей, незаслуженно игнорируются. Причём, западная Европа делает ставку именно на электрический вид транспорта. Лёгкие версии уже давно курсируют на городских улицах. А вот возможности перевозки грузов магистральными электротягачами обсуждаются на уровне проведения разовых тестовых поездок.
Наша компания «Графен» уверена в успехе задуманного. Как следствие, в ближайшие 10 лет свинцовый аккумулятор станет одним из самых распространённых источников тока. Безусловно, область его применения не ограничится легковыми автомобилями. Дешёвый свинец, по сравнению с небольшими природными запасами лития способен стать основным источником энергии при создании магистрального большегрузного электротранспорта.
А пока поддержка российских исследователей осуществляется на региональном уровне. Но возможно в самое ближайшее будущее скромная компания «Графен» поменяет свой статус на основоположника уникальной технологии создания транспорта нового поколения.
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Scania запускает в производство электрические грузовики
- Электрический транспорт наносит непоправимый вред окружающий среде
- Есть ли перспективы у электрических грузовиков?
- Hyundai и KIA инвестируют 100 миллионов евро в новые британские электрические грузовики
- Volkswagen объявил о предстоящей продаже электрических грузовиков
Мне кажется, если к таким машинам каким-то образом подключить солнечные батареи, то все вопросы с аккумуляторами отпали и затратная часть на их обслуживание упала в разы.
На разработку современных свинцовых аккумуляторов, которые смогут конкурировать с литиевыми, миллиона евро явно не хватит. Здесь нужны миллиардные инвестиции.
Я считаю, что даже если новые свинцовые аккумуляторы и не смогут полностью заменить литиевые, то по крайней мере они станут альтернативным источником энергии который можно будет применить для электромобилей при перевозке грузов на относительно небольшие расстояния.
Было бы любопытно посмотреть как это все будет работать. Думаю, пока что не совсем понятно как будет работать от свинца, придется ждать годы, чтобы довели этот процесс до ума и совершенства.
Честно говоря, я был приятно удивлен, узнав о разработках компании "Графен" из Свердловской области. В индустрии, где доминируют литиевые аккумуляторы, их подход к использованию свинцово-углеродных композитов выглядит вполне перспективно. Да, литий-ионные батареи, используемые в Tesla, обладают большей емкостью и дальностью хода, но их стоимость и износ - ощутимая проблема. Вспоминая опыт внедрения гибридных автомобилей, где бензиновый двигатель дополняется электромотором, внедрение свинцовых аккумуляторов может стать подобным переходным этапом для грузового транспорта. Китайский интерес к этой технологии не удивляет: свинцовые батареи традиционно занимают значительную долю рынка, и улучшение их характеристик может существенно снизить затраты на производство и эксплуатацию электромобилей. Если "Графен" удастся успешно реализовать проект с Chaowei Grup, это станет серьезным шагом вперед для всей отрасли. Возможно, это даже подтолкнет других игроков, как российских, так и международных, к более активным инвестициям в исследования и разработку альтернативных источников энергии.
С учетом того, что свинцово-углеродные аккумуляторы могут оказаться намного дешевле литиевых, это действительно может изменить рынок. Особенно если учитывать, что большинство транспорта в Китае проезжает не более 100 км в день — потенциал для экономии огромный. Надеюсь, что проект с "Графеном" станет успешным.
Очень интересно, что китайская компания готова инвестировать в эту технологию. Кажется, что уральский "Графен" нашел нечто действительно стоящее, раз китайцы, обладающие огромным опытом в производстве аккумуляторов, заинтересовались их разработками. Это может стать началом новой эры в производстве электрических грузовиков.