Электробусы, популярные модели в России
Электробусы в России — востребованный вид техники для перевозки пассажиров, предусматривающий отказ от классического ДВС в пользу электрического привода и АКБ. Рынок активно развивается, появляется все больше новых видов «зеленого» общественного транспорта, совершенствуются и внедряются новые технологии. Свою продукцию представляет Камаз, Лиаз, БМГ и другие бренды. Ниже рассмотрим, как развивается это направление в России, какой транспорт наиболее востребован, и какие он имеет технические характеристики.
Оглавление
Производство электробусов в России
Читайте также: Лиаз-677 — ностальгия старшего поколения
Первые реальные попытки производства электробусов в России пришлись на 2012 год. Именно тогда компания DriveElectroсоздала электрический автобус, отличающийся большой вместимостью, прошедший проверки и переданный в эксплуатацию в Новосибирске. На машинах установлены Li-Ion аккумуляторы, а время полного заряда составляет около 8 часов. При этом запас хода достигал 250 км. Первые электробусы комплектовались GSM-системами и ГЛОНАСС.
В 2015-м начались проверки электробуса для Москвы Лиаз-6274. Интересно, что уже в первой поездке он поломался и не прошел испытания с пассажирами. После существенных доработок в 2017 году транспорт все-таки прошел необходимые испытания. Кроме того, в 2016-м в Москве стартовало тестирование электробуса Камаз 6282 с литий-титановым АКБ и функцией быстрой зарядки.
В 2018 году на выставке в Москве ПК «Транспортные системы» представили электрический автобус «Пионер». Его особенностью было размещение батарейного блока в прицепе, что позволило увеличить вместительность и запас хода. Интересно, что сам «Пионер» не имел аккумуляторов и мог проехать не больше 30-35 км по городу, а с прицепом — почти 200 км.
У производителя БМГ решили отказаться от дневной АКБ, заряжаемой на маршруте. К особенностям модели производителя CR12E относится повышенный запас хода в 300 км, что позволяет использовать технику в течение дня, а в конце ставить его на ночь на подзарядку.В 2021-м планируется выпуск Камаз 6292, выделяющегося сочлененной рамой.
Электробус Камаз 6282
Одним из наиболее ярких представителей «зеленого» общественного транспорта считается электробус Камаз 6282, который является детищем Камаз и Нефаз.
Общее описание
Модель «6282» — современный транспорт, прошедший все этапы проверки и показавший себя с лучшей стороны в процессе эксплуатации. Электробус легко распознать постильной зеленой полоске на белой кузовной части, указателю маршрута на передней части и значку со скачущим конем. С учетом характеристики и особенностей можно утверждать, что Камаз 6282 является транспортом нового поколения.
Двигатель и батарея
Электрический автобус Камаз комплектуется парой асинхронных моторов с суммарной мощностью в 320 «лошадей». Этого достаточно, чтобы разогнать машину до 70 км/час. При этом для достижения 60 км/ч затрачивается около 30 секунд. Охладительная система построена на жидкостном принципе, в качестве рабочего состава применяется этиленгликоль.
В роли разработчиков силового оборудования выступила компания DriveElectro. Ее сотрудники вместо классического мотора внутреннего сгорания установили электропортальный мост, работающий вместе с мотор-редуктором. В двигательном отсеке находятся и другие узлы: ресивер, инвертор, компрессорный механизм.
На борту электробуса установлены Li-Ti аккумуляторы, отличающиеся повышенным ресурсом. По заявлению производителей, они выдерживают около 20 000 циклов заряда-разряда, могут работать на морозе (до -30) и имеют функцию быстрого заряда.
ВажноЕмкости в 105 кВт*ч достаточно для преодоления около 100 км. При этом время заряда занимает не более 20 минут.
Интересно, что в процессе движения происходит восполнение заряда аккумулятора, но для полной зарядки нужно потратить не меньше 20 минут. При этом «заправлять» АКБ можно от разных источников, к примеру, троллейбусной линии, 3-фазной или 1-фазной сети. При использовании первого варианта необходимо применение специального токосъемника.
Технические характеристики
При рассмотрении техники важно выделить характеристики электробуса Камаз 6282.
К базовым стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Тип двигателя | асинхронный |
Мощность, л. с. | 312 |
Охлаждающая жидкость | этиленгликоль |
Число мест: общее / сидячих | 85/24 |
Максимальная скорость, км/ч | 75 |
Размеры (ДхШхВ), м | 12,35х2.55х2,77 |
Вес, т | 18,8 |
Колесная база, м | 6,17 |
Аккумуляторы | Li-Ti емкостью 105 кВт*ч |
Пробег на одном заряде, км | 100 |
Время зарядки, мин | от 6 до 20 |
Подвеска | пневматика, спереди — независимая, сзади — зависимая |
Рабочее место водителя
На водительском месте имеет все необходимое для управления и обслуживания пассажиров. С левой стороны предусмотрена рация для общения, кнопки управления, вентиляционные выходы и другие элементы. На главной рабочей панели перед рулевым колесом имеется многофункциональный дисплей, отображающий необходимый объем информации — скорость, пробег и другие. Справа предусмотрен терминал для приема оплаты и другое дополнительное оборудование.
Плюсом является наличие перегородки, которая находится между водительским местом и пассажирами в салоне. Из особенностей стоит выделить наличие кнопки, активирующей ГУР, трехпозиционный переключатель трансмиссии. Что касается остальных кнопок, они такие же, как в обычном Нефазе.
Дизайн и вместимость салона
Электробусы Камаз в Москве легко справляются с потоком пассажиров, благодаря комфортабельности и удобству. Пол транспортного средства выполнен под ламинат, что характерно для Европы. Главной особенностью является адаптация техники под пассажиров с инвалидностью или мамочек с детскими колясками. Для этого предусмотрена центральная часть салона, в которой более низкий пол.
В салоне Камаз 6282 установлено 24 сидячих места, которые распределены по левую и правую сторону, а также установлены попарно. В задней части электробуса соединено сразу пять сидений. При этом всего пассажирский транспорт может вместить 85 пассажиров, благодаря большой центральной площадке и солидному расстоянию между сиденьями.
Из современных технологий в салонной части предусмотрены USB-порты для зарядки разных устройств. Установлены видеокамеры для контроля пассажиров и их безопасности в салоне, а также системы ГЛОНАСС-навигации.
Электробус Лиаз-6274
Не меньший интерес представляет электробус Лиаз 6274 — первый общественный транспорт с низким полом, изготовленный на мощностях Ликинского автозавода.
Общее описание
Электрический автобус Лиаз выпускается с 2018-го и построен на базе модели «5292» 2004 года. Главные изменения коснулись не только технической части. В машине реализованы многие технологии будущего, которые позволили уменьшить уровень шума, повысить уровень комфорта и почти компьютеризировать рабочее место водителя. Процесс сборки налажен, что позволяет выпускать технику в больших объемах. Так, по итогам 2020 года было произведено около 130 единиц продукции. Почти все электробусы Лиаз ездят в Москве, и лишь несколько единиц — во Владивостоке и Тюмени.
Двигатель и батарея
Данная модель комплектуется парой 3-фазных асинхронных моторов по 75 Вт. В 2016-м была проведена оптимизация, после чего автобус получил синхронный мотор Сименс на 160 кВт мощностью 217 «лошадей» и моментом вращения в 1020 Н*м. Аккумуляторные батареи, изготовленные по Li-Ti технологии, находятся на крыше. К их особенностям относится возможность проведения максимально быстрой зарядки в течение 6-18 минут.
Технические характеристики
Отдельно отметим характеристики электробуса Лиаз 6274, по которым можно сравнивать его с другими видами такого транспорта.
К основным стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Тип двигателя | синхронный |
Мощность, л. с. | 217 |
Охлаждающая жидкость | этиленгликоль |
Число мест: общее / сидячих | 110/25 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Размеры (ДхШхВ), м | 12х2,5х3,5 |
Вес, т | 18,2 |
Колесная база, м | 5,96 |
Аккумуляторы | Li-Ti емкостью 152 кВт*ч |
Пробег на одном заряде, км | 200 |
Время зарядки, мин | от 6 до 18 |
Подвеска | пневматика, спереди — независимая, сзади — зависимая |
Рабочее место водителя
Водительское место Лиаз 6274 очень похоже на то, что предусмотрено в дизельной версии транспорта. Здесь также применяется приборная панель и рулевая колонка Континенталь. С правой стороны предусмотрен большой дисплей с информацией о ситуации на дороге и состоянии транспортного средства. На нем можно контролировать более 300 показателей в режиме онлайн. На основной приборной панели предусмотрена классическая приборная панель с переключателями. Имеется возможность ручного регулирования пневматической подвески для преодоления наиболее сложных участков дороги.
Дизайн и вместимость салона
Рассматриваемая модель электробуса отличается высоким комфортом и безопасностью для пассажиров.
Здесь предусмотрены блокировочные системы при открытых дверях, камеры наблюдения с круговым обзором, климат контроль, разъемы USB и многое другое. В транспорте предусмотрено 25 мест для сидения, а полная вместимость — 110 человек.
Опыт эксплуатации
Как отмечалось, первый опыт тестирования электробусов в России был не очень удачным. В 2015 году Лиаз 6274 во время испытаний не справился с нагрузкой и поломался. В 2017-м появилась оптимизированная версия транспорта 2-го поколения. При этом активное производство было налажено только недавно из-за высокой конкуренции со стороны китайской и финской техники.
В последние годы электробусы постепенно вытесняют троллейбусы в крупных городах. Применение такой техники позволяет добиться следующих результатов:
- Обеспечение людей общественным транспортом с учетом уменьшения троллейбусного парка.
- Снижение расходов на эксплуатацию на 10-30 процентов в сравнении с автобусной или троллейбусной техникой.
- Уменьшение объема вредных выбросов на территории города.
- Повышение престижности и конкуренции в сфере общественного транспорта.
При этом все электробусы, эксплуатируемые на территории России, условно делятся на несколько категорий:
С ночной зарядкой. Такой транспорт имеет большое количество аккумуляторов, обеспечивающих больший пробег. Средний запас хода такого транспорта составляет от 100 до 250 км в зависимости от погодных условий, модели и других факторов. Техника отличается меньшей вместительностью из-за того, что большое пространство занимается источниками питания. При этом по опыту эксплуатации средние расходы для одного маршрута находятся на уровне 60-65 млн рублей.
«Заправка» на конечных участках. Такие электробусы имеют более легкие батареи и большую вместительность пассажиров. На зарядку идет до получаса, что снижает ресурс АКБ и требует их более частой замены. Обязательным условием является оборудование точек для зарядки, создающих высокую нагрузку на электрическую сеть. При использовании такой концепции средние расходы на 10-километровом маршруте с 10 единицами техники составят 58-65 млн рублей. Интересно, что именно этот вариант принят за основу в Москве.
ВажноДинамическая подзарядка. Такие электрические автобусы имеют небольшой автономный ход до 40 км, а подзарядка происходит от троллейбусной линии.
Для подключения к проводам применяются специальные раструбы. При этом расходы на реализацию системы небольшие даже с учетом строительства новых троллейбусных сетей. В отличие от классических троллейбусов, электробусы с такой возможностью не привязаны к проводам.
С учетом сказанного специалисты рекомендуют применение электробусов с динамической зарядкой, которая считается наиболее бюджетной. Но на данном этапе крупные города только нарабатывают опыт эксплуатации и пробуют разные виды техники.
Техническое обслуживание и цены машин
Одной из особенностей электрического транспорта является простота конструкции и отсутствие проблем с обслуживанием. Так, в первый рейс машины отправляют в четыре утра, а в последний — после 00.00. Перед отправлением водитель принимает транспортное средство, запускает диагностическую систему, проводит осмотр салона, состояние шин и очистителей стекла.
Кроме того, каждый день проводится полноценное ТО. После рейса транспорт направляется в сервисный центр. Там выполняется полный комплекс работ по подготовке транспорта к смене. На этом этапе проводятся следующие мероприятия:
- мойка транспортного средства;
- дезинфекция и очистка салона;
- контроль рулевой системы;
- проверка тормозов;
- оценка работы компрессорного механизма;
- проверка лампочек;
- контроль гидравлики и других устройств, имеющих прямое влияние на безопасность.
В целом, ежедневное техническое обслуживание занимает 60-80 минут. Кроме того, главным помощником водителя является сам бортовой компьютер, который анализирует работу техники в онлайн-режиме и помогает удаленно решать проблемы. Если это необходимо, к месту повреждения оправляются специалисты для ремонта.
Современные производители предусматривают специальные боксы, в которых проводится диагностика, техническое обслуживание, текущий и другие виды ремонта. К примеру, в сервисном центре Камаз работает более 130 мастеров, занимающихся вопросами диагностики, слесарного дела, инженеры, администраторы и другие. Этого достаточно, чтобы обслуживать около 300 электробусов, которые уже курсируют по территории Москвы.
Большой интерес представляет цена электробусов Камаз. В зависимости от комплектации и особенностей стоимость одного транспорта находится на уровне 30-56 млн рублей. Если учесть обслуживание, одна единица транспорта Камаз 6282 обходится городу в сумму около 65 млн. Но здесь также учитывается объем заказываемого транспорта.
Для сравнения цена электробуса Лиаз составляет около 30-35 млн рублей. Но здесь также многое зависит от характеристик транспорта, объема поставок и расходов на обслуживание. В большинстве случаев речь идет о покупке новой техники. Если же брать б/у автобусы, цена будет ниже.
Выводы
Электробусы — современный, удобный и простой в обслуживании транспорт, который постепенно вытесняет обычные автобусы и троллейбусы. На начало 2021 года только в Москве работает более 600 машин Лиаз 6274 и Камаз 6282. При этом правительство не планирует останавливаться на достигнутом. Уже ведутся работы по расширению электрического автопарка и оборудования инфраструктуры для технического обслуживания.
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Белорусским электробусам отказали в московской прописке
- Москвичи вправе рассчитывать на Linkker 12+
- Электробусы, популярные модели в России
- Ликинский автобусный завод
Камаз 6282 — неплохой электробус. Мне неоднократно приходилось на нем ездить, поэтому могу отметить высокий уровень комфорта и плавность хода. В сравнении с троллейбусами это земля и небо. У меня знакомый водит такой транспорт, и отмечет удобство в обслуживании. Проблемы возникают крайне редко, а если и появляются, сразу решаются технической бригадой.
Где-то мне попадалась статья, что Лиаз 6274 не оправдали надежд правительства и по многим параметрам проигрывают Камазу. В частности, проблемой является вопрос эффективности техники и актуальности замены троллейбусов и обычных автобусов. Встречаются жалобы и на технические характеристики. Но, судя по обзору, Лиаз даже обходит Камаз по запасу хода и иным параметрам.
Это хорошо, что возможно, скоро электробусы полностью вытеснят троллейбусы и автобусы. Они более современные, вместительные и с плавным ходом, а то на троллейбусе, если водитель его разгоняет, едешь и зубами клацаешь.
Даёшь электробус в каждый город России Илону Маску на зависть!
И почему же не стали менять автобусные маршруты на электробусы? Если такие офигенные борцы за экологию, это следовало бы сделать немедленно
Цена на электробус высокая.
Внутри салона электробуса Камаз пассажир испытывает неприятный свист двигателя при наборе скорости и торможении.
Интересная статья о развитии электробусов в России. Радует, что отечественные производители, такие как Камаз и Лиаз, активно включаются в производство экологически чистого транспорта. Особенно впечатляет модель Камаз 6282 с мощными асинхронными моторами и быстрой зарядкой. Это настоящий шаг вперед в сравнении с предыдущими попытками. Если сравнить с зарубежными аналогами, то наши машины, хотя и уступают по некоторым параметрам, все же достойно конкурируют. Например, китайские производители активно развивают электробусы с запасом хода более 250 км, тогда как у Камаз 6282 пока до 100 км на одном заряде. Однако стоит учесть, что наши модели адаптированы для отечественных условий и демонстрируют хорошую устойчивость к холодам. Интересно, что в России выбрали концепцию ночной зарядки, что удобно для эксплуатации, но требует больших аккумуляторов, занимающих место. Надеюсь, с развитием технологий удастся уменьшить размеры батарей и увеличить вместительность. Интересно также, как будет развиваться рынок в дальнейшем и как быстро электробусы смогут полностью заменить традиционный транспорт. Пока видно, что каждый новый шаг в производстве приносит улучшения, и это не может не радовать. Важно, чтобы местные власти поддерживали такие инициативы и создавали условия для более активного внедрения "зеленого" транспорта в жизнь городов.
Честно говоря, был удивлен, что у нас так активно развиваются электробусы. Камаз 6282 впечатляет своими техническими характеристиками и удобством для пассажиров. Конечно, до уровня Tesla им еще далеко, но для наших дорог это хороший выбор. Надеюсь, со временем стоимость таких машин уменьшится, и они станут более доступными.
Интересно, что в статье говорится о динамической подзарядке как о перспективном направлении. Это напоминает идею контактных троллейбусов, только с большей свободой. Если получится внедрить такую систему в крупных городах, это может стать отличным решением для улучшения экологической обстановки и развития общественного транспорта.