ГАЗ М-20 Победа — символ мирного времени
Газ 20 «Победа» — эпохальный автомобиль, который выпускался в течение 12 лет с 1946 по 1958 года. Считается первой машиной в СССР, имеющей несущий кузов. За все время производства было продано свыше 235 тысяч экземпляров, в том числе более 14 тысяч версий с открытой крышей и почти 37,5 тысяч такси. Ниже кратко рассмотрим историю появления техники, приведем базовые технические характеристики, выделим плюсы и минусы модели.
Оглавление
История создания автомобиля Победа
Первые разработки машины появились еще в 1938 году, но тогда речь шла о проектах под другими названиями. Во время войны работу пришлось отложить, и только в 1943 году после стратегического перелома в военных действиях было одобрено создание нового ряда автомобилей. Работу поручили А. Кригеру (создание шасси), А. Кириллов (разработка кузова) и А.Липгарту (главный конструктор).
Первоначально авто проектировалось в версии М25 с 6-цилиндровым силовым агрегатом на 2,7 литра и М20 с более экономичным 4-цилиндровым 2,1-литровым мотором. Последний вариант был предложен главным конструктором и отличался только отсутствием двух цилиндров.
В середине 1944-го удалось завершить работу по созданию чертежей, а уже к ноябрю прошел испытания первый образец М25. Версию М20 удалось подготовить только к началу 1945-го.
Летом этого же года после прохождения испытаний и приемки государственной комиссии первые варианты машины показали Иосифу Сталину и другим высшим руководителям страны. При этом в серийное изготовление пошел вариант М20 с 4-цилиндровым и более экономичным мотором. Первый автомобиль был выпущен 28.06.1946 года, а последний — 30.05.1958-го.
Технические характеристики Газ Победа
Популярность автомобиля Победа М 20 обусловлена не только особым подходом к созданию кузова, но и технические характеристики автомобиля. Ниже рассмотрим особенности авто.
Общие технические параметры:
Технические параметры | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 4,665х1,695х1,64 |
Колесная база, м | 2,7 |
Клиренс, см | 20 |
Объем мотора, л | 2,112 |
Тип топлива | бензин |
КПП | трехступенчатая механика |
Расход горючего, л / 100 км | 13,5 |
Вес, т | 1,35 |
Разгон до 100 км/ч, сек | 45 |
Двигатель
На этапе проектирования предусматривалось два типа силовых агрегатов — с 6-ю и 4-мя цилиндрами. Оба мотора представляли собой версии 6-цилиндрового двигателя Газ 11 (аналог Додж Д5, документация по которому была выкуплена еще в 1937-м). Так, 6-цилиндровый силовой агрегат имел объем 2,7 л и мощность 62 «лошади», а 4-цилиндровый — 2,1 л и 50 «лошадей».
ВажноГлавным преимуществом первого варианта была большая плавность хода, но из-за большей экономичности было отдано предпочтение 4-цилиндровому варианту.
Что касается двигателя с 6-ю цилиндрами, он использовался только на ограниченном количестве машин, сделанных по специальному заказу.
Базовые характеристики мотора:
- объем — 2,112 л;
- мощность — 50-52 «лошади» (с учетом модификации);
- рекомендуемое топливо — АИ-66.
Несмотря на слабую динамику, мотор Газ М20 отличаются надежностью и длительным ресурсом. Но его было явно мало для разгона столь тяжелого авто. Для такой машины больше бы подошел 6-цилиндровый вариант, но от него пришлось отказаться из-за тяжелого послевоенного положения.
Трансмиссия
На автомобиле установлена 3-ступенчатая КПП, сделанная на базе Газ М1 без синхронизаторов. Задачу последних исполняли так называемые муфты легкого включения. Ручка переключения скоростей находится в днище между сидением водителя и пассажира. В первые годы 50-х была введена КПП от ЗИМ с ручкой, расположенной на руле и с синхронизаторами на 1-й и 2-й скорости.
Передаточные числа КПП:
- 1-я скорость — 3,115;
- 2-я — 1,772;
- задняя — 3,738.
Задний мост разработан для Газ М20 и использовался только на этом авто.
Конструктивно он состоит из спирально-конических шестеренок основной скорости и нагруженной полуоси. Последние можно достать только после разборки картера основной передачи. При этом ступицы устанавливаются на шейку в виде конуса и крепятся с помощью шпонки, после чего притягиваются с применением гайки.
Подвеска
Одной из особенностей автомобиля «Победа» является подвеска, аналогична той, что установлена на Опель Капитан. При желании автовладельцы могли установить амортизаторы, втулки и иные элементы с этой системы без каких-то последствий для надежности конструкции. Благодаря конструктивным особенностям, подвеска обеспечивала максимальную плавность хода, чем на тот период не могли похвастаться конкуренты.
Сзади установлена классическая рессорная подвеска с гидравлическими амортизаторами 2-стороннего действия, обеспечивающие высокую степень плавности. Здесь же предусмотрена карданная передача, не влияющая на работу всего механизма.
Для фиксации рессор задействованы специальные втулки, которые не требуют смазки и заменившие металлические шарниры. К особенностям Газ М20 стоит отнести большие, как для того времени, колеса. В них предусматривались диски-штамповки с разболтовкой 5х139,7 мм. При этом сам размер составлял 6.00-16.
Тормозная система
Тормоза машины Газ М20 «Победа» работают на все колеса. Для их управления предусмотрено две системы приводов:
- На базе гидравлики. Усилие передается от педали сразу ко всем колесам с барабанными тормозами.
- Дополнительная — работает от ручника автомобиля. Назначение механизма состоит в фиксации автомобиля на стоянке, а также на случай поломки основного варианта.
Конструктивно передние и задние тормоза идентичны и имеют много похожих деталей: колодки, цилиндры, опорные пальцы, эксцентрики и т. д. В задних тормозах предусмотрено дополнительное устройство, предусматривающее раздвигание колодок при пользовании ручником.
Колодки во всех случаях идентичные, но накладки отличаются. Спереди они более длинные, а сзади — короче. Это сделано для того, чтобы износ был более равномерным. Трубопроводы тормозной системы изготовлены с применением медных трубок, способных выдерживать большое давление системы и отличающихся герметичностью.
Внешний дизайн
Во времена СССР автомобиль Газ 20М «Победа» выглядел современно и ярко. Передняя часть автомобиля буквально усыпана хромированными деталями, а круглые фары и зауженный капот являются классической реализацией дизайна того времени. Сзади автомобиля предусмотрена классическая на тот период оптика, большая крышка багажника и яркий бампер.
Важно отметить, что кузов М20 изготовлен из цельного металла и сформирован из трех компонентов:
- каркас;
- элементы-усилители;
- навесные элементы.
В качестве материала использовалась сталь на 0,8-2 мм. Спереди к машине на болтовом соединении закреплена лонжеронная рама, удерживающая подвеску передней оси, рулевую систему и мотор. При изготовлении кузова для устранения дефектов сварочных и штамповочных работ применялась ручная корректировка с дальнейшим оплавлением поверхности с помощью специального припоя. В среднем на одну машину уходило до 17 кг припоя, но до оптимизации производства число достигало 200 кг.
Несущая часть для изготовления «Победы» была взята у Опель Капитан 1938-го, что упростило задачу конструкторам Газ и позволило внести свои правки. В процессе доработки удалось изменить почти все элементы и добавить много новых деталей, делающих кузов Газ 20М необычным и уникальным.
В кабине Газ 20
При созданииГаз «Победа»немало внимания уделено интерьеру. И первое, что бросается в глаза — простор и отличная вместительность. Вместо кресел впереди установлен диван, который создавал особый комфорт. Считается, что мода пришла из США, но это не совсем так. Конструкторы хотели сделать салон, в котором водитель сможет отдохнуть, растянувшись на качественном и мягком диване.
Руль по сегодняшним меркам сложно назвать удобным. К его минусам стоит отнести небольшую толщину и крупные размеры. В прежние времена такие габариты были нормой, но сегодня это не очень удобно. В более поздних моделях, как отмечалось выше, под рулевым колесом предусмотрена коробка передач, а также переключателя для стеклоочистителей.
На передней панели доступны указатели основных параметров, спидометр, приемник и часы. Датчики находятся симметрично и имеют оригинальную прямоугольную форму. Основной материал, использованный при отделке — пластик. На креслах — кожзаменитель, но на некоторых моделях использовался велюровый материал.
Много нареканий касается обзорности, которая далека от идеала. Одна из причин — отсутствие зеркала заднего вида, которое в те времена вообще не устанавливалось. Стекла в дверях разделены на две секции — небольшая прямоугольная форточка и стандартная часть.Первая часть открывается с помощью специальной защелки на окне, а вторая — с применением специальной ручки на боковой части двери.
Сзади предусмотрен удобный диван, готовый принять пассажиров с любым весом и ростом. Для курильщиков установлена пепельница в спинке переднего дивана. Багажник не отличается большой вместительностью, ведь много места занимает запасное колесо и ящик с инструментами. Многие автовладельцы устанавливали багажник на крышу для увеличения возможностей авто в плане перевозки.
Дополнительные особенности интерьера:
- Упор при оформлении на пастельные тона — голубой, бежевый и коричневый.
- Наличие двух козырьков для защиты от солнца и прикуривателя.
- Набор ламп — под капотом, переносная, в багажнике, потолочная, подкатная;
- Отопитель и защита от появления льда на лобовом стекле (начиная со 2-й серии).
- Воздушный фильтр салона.
На машинах 3-й серии в качестве основного оборудования предусмотрен приемник и антенна, установленная под ветровым стеклом.
Модификации и цены Победа М
Газ М 20 Победа имеет много модификаций. Так, основной вариант имел несколько серий. Кратко рассмотрим их особенности:
- 1-я — выпускалась с 1946 до 1955-го;
- 2-я — вышла с конвейера в 1948 году, имеет отопитель, обдув лобового стекла, новые рессоры, термостат, более надежные часы. С 1950-го устанавливалась новая КПП от Зим с ручкой на руле;
- 3-я (М-20В) — модернизированный вариант (1955-1958 гг) с 52-сильным мотором, измененной радиаторной решеткой, радио и антенной. Изменилась передняя балка, улучшена конструкция карбюратора, установлен новый воздушный фильтр и руль, внесены правку в цвет шкал приборов / часов (он стал коричневым).
Не менее популярной является модификация М 20А, выпускаемая с 1949 до 1958 года с 4-цилиндровым мотором на 52-лошади. Особый интерес представляет модель без крыши (кабриолет), которая производилась в период с 1949 по 1953 гг. Машина выпущена в количестве более 14 тысяч единиц.
Выделяется также ряд менее популярных версий, выпущенных небольшими партиями:
- М 20Д — с более мощным мотором до 62 «лошадей» и увеличенным диаметром поршня (до 8,8 см);
- М 20Г — быстроходный вариант авто для КГБ, оборудованный мотором на 90 л. с и шестицилиндровым агрегатом от Зим;
- М 20Е — предназначен для испытаний мотора Газ 21;
- М 72 — машина-вездеход с полным приводом и увеличенные клиренсом. Было выпущено около 4600 единиц.
Также стоит выделить версии в виде фургона, пикапа и седана, длиннобазный вариант и М 20 с трансмиссией, работающей на гидромеханическом принципе. Также имеется спортивный вариант «Газ Торпедо» с обтекателями, двумя дверями и более мощным мотором.
Сегодня стоимость автомобиля составляет от 500 долларов и выше в зависимости от технической «начинки», состояния кузова, вида тюнинга и других особенностей. Некоторые экземпляры стоят 10-20 тысяч долларов и выше, но коллекционеров такие цены не отпугивают.
Достоинства и недостатки Победы
С учетом сказанного выше можно подвести итог и привести слабые и сильные стороны автомобиля.
Преимущества:
- Высокий клиренс.
- Небольшая цена.
- Гидравлические тормоза.
- Качественный кузов из толстой стали.
- Наличие радио.
- Удобный и комфортабельный салон.
- Мягкие и удобные диваны спереди и сзади.
- Плавность хода.
- Удобное переключение скоростей.
- Надежный и неприхотливый в обслуживании мотор.
- Множество модификаций.
Недостатки:
- Большая «прожорливость».
- Плохие динамические характеристики.
- Наличие только 2-х тормозных цилиндров на каждую из подвесок.
- Низкая надежность тормозов.
- Большой вес.
- Неудобный руль.
- Малый объем багажника.
- Много ненужного пространства под капотом.
Итоги
Автомобиль Победа по праву вошел в историю и является одной из лучших работ советского автопрома. В послевоенный период появление такого седана стало прорывом. Экстерьер и интерьер выделялись среди конкурентов и делали машину «лакомым кусочком» для многих автолюбителей. Даже сегодня многие продолжают ездить на Газ 20 М, вносят в нее разные изменения или используют авто в качестве экспонатов своей коллекции.
- ООО "М-АГРО" ИНН 9725082423 неплательщик
- Приглашаем к сотрудничеству владельцев рефрижераторов (20 тонн, аренда)
- Не заводится авто на газу.
- Требуются водители с личным а/м от 1,5 до 10 тонн г. Киров
- Неровно работает двигатель и запах газа
- Волга ГАЗ-21 в народном хозяйстве
- Бронетранспортер БТР-60
- Легендарный советский внедорожник Газ-69
- ГАЗ М-20 Победа — символ мирного времени
- Камаз для ралли Дакар
Это крутая тачка. Я на неё по-другому посмотрел, когда увидел фильм "Кобра" со Сильвестром Сталлоне. У него там был Форд Монтерей. Он прям прототип нашей "Победы". Многие посмеются, а мне эта тачка кажется сверхкрутой. Ну... по внешнему облику. начинка, конечно, старпёрская.
У моего соседа была такая машина. Мне было еще лет 5 когда он ее купил, а его сын после смерти ее продал. Так и сгнила Победа у нового хозяина. А ведь сосед за ней следил.
Со временем этот автомобиль будет только дорожать, учитывая историю и популярность "Победы". Больше всего удивили технические характеристики этого автомобиля, если учитывать, что он выпускался так много лет назад.
1. На первом фото не Победа. 2. Как автомобиль может быть сделан из цельного металла и состоять из трех частей о которых пишет автор в начале статьи, сложно представить.