ГАЗ М-20 Победа — символ мирного времени
Газ 20 «Победа» — эпохальный автомобиль, который выпускался в течение 12 лет с 1946 по 1958 года. Считается первой машиной в СССР, имеющей несущий кузов. За все время производства было продано свыше 235 тысяч экземпляров, в том числе более 14 тысяч версий с открытой крышей и почти 37,5 тысяч такси. Ниже кратко рассмотрим историю появления техники, приведем базовые технические характеристики, выделим плюсы и минусы модели.
Оглавление
История создания автомобиля Победа
Первые разработки машины появились еще в 1938 году, но тогда речь шла о проектах под другими названиями. Во время войны работу пришлось отложить, и только в 1943 году после стратегического перелома в военных действиях было одобрено создание нового ряда автомобилей. Работу поручили А. Кригеру (создание шасси), А. Кириллов (разработка кузова) и А.Липгарту (главный конструктор).
Первоначально авто проектировалось в версии М25 с 6-цилиндровым силовым агрегатом на 2,7 литра и М20 с более экономичным 4-цилиндровым 2,1-литровым мотором. Последний вариант был предложен главным конструктором и отличался только отсутствием двух цилиндров.
В середине 1944-го удалось завершить работу по созданию чертежей, а уже к ноябрю прошел испытания первый образец М25. Версию М20 удалось подготовить только к началу 1945-го.
Летом этого же года после прохождения испытаний и приемки государственной комиссии первые варианты машины показали Иосифу Сталину и другим высшим руководителям страны. При этом в серийное изготовление пошел вариант М20 с 4-цилиндровым и более экономичным мотором. Первый автомобиль был выпущен 28.06.1946 года, а последний — 30.05.1958-го.
Технические характеристики Газ Победа
Популярность автомобиля Победа М 20 обусловлена не только особым подходом к созданию кузова, но и технические характеристики автомобиля. Ниже рассмотрим особенности авто.
Общие технические параметры:
Технические параметры | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 4,665х1,695х1,64 |
Колесная база, м | 2,7 |
Клиренс, см | 20 |
Объем мотора, л | 2,112 |
Тип топлива | бензин |
КПП | трехступенчатая механика |
Расход горючего, л / 100 км | 13,5 |
Вес, т | 1,35 |
Разгон до 100 км/ч, сек | 45 |
Двигатель
На этапе проектирования предусматривалось два типа силовых агрегатов — с 6-ю и 4-мя цилиндрами. Оба мотора представляли собой версии 6-цилиндрового двигателя Газ 11 (аналог Додж Д5, документация по которому была выкуплена еще в 1937-м). Так, 6-цилиндровый силовой агрегат имел объем 2,7 л и мощность 62 «лошади», а 4-цилиндровый — 2,1 л и 50 «лошадей».
ВажноГлавным преимуществом первого варианта была большая плавность хода, но из-за большей экономичности было отдано предпочтение 4-цилиндровому варианту.
Что касается двигателя с 6-ю цилиндрами, он использовался только на ограниченном количестве машин, сделанных по специальному заказу.
Базовые характеристики мотора:
- объем — 2,112 л;
- мощность — 50-52 «лошади» (с учетом модификации);
- рекомендуемое топливо — АИ-66.
Несмотря на слабую динамику, мотор Газ М20 отличаются надежностью и длительным ресурсом. Но его было явно мало для разгона столь тяжелого авто. Для такой машины больше бы подошел 6-цилиндровый вариант, но от него пришлось отказаться из-за тяжелого послевоенного положения.
Трансмиссия
На автомобиле установлена 3-ступенчатая КПП, сделанная на базе Газ М1 без синхронизаторов. Задачу последних исполняли так называемые муфты легкого включения. Ручка переключения скоростей находится в днище между сидением водителя и пассажира. В первые годы 50-х была введена КПП от ЗИМ с ручкой, расположенной на руле и с синхронизаторами на 1-й и 2-й скорости.
Передаточные числа КПП:
- 1-я скорость — 3,115;
- 2-я — 1,772;
- задняя — 3,738.
Задний мост разработан для Газ М20 и использовался только на этом авто.
Конструктивно он состоит из спирально-конических шестеренок основной скорости и нагруженной полуоси. Последние можно достать только после разборки картера основной передачи. При этом ступицы устанавливаются на шейку в виде конуса и крепятся с помощью шпонки, после чего притягиваются с применением гайки.
Подвеска
Одной из особенностей автомобиля «Победа» является подвеска, аналогична той, что установлена на Опель Капитан. При желании автовладельцы могли установить амортизаторы, втулки и иные элементы с этой системы без каких-то последствий для надежности конструкции. Благодаря конструктивным особенностям, подвеска обеспечивала максимальную плавность хода, чем на тот период не могли похвастаться конкуренты.
Сзади установлена классическая рессорная подвеска с гидравлическими амортизаторами 2-стороннего действия, обеспечивающие высокую степень плавности. Здесь же предусмотрена карданная передача, не влияющая на работу всего механизма.
Для фиксации рессор задействованы специальные втулки, которые не требуют смазки и заменившие металлические шарниры. К особенностям Газ М20 стоит отнести большие, как для того времени, колеса. В них предусматривались диски-штамповки с разболтовкой 5х139,7 мм. При этом сам размер составлял 6.00-16.
Тормозная система
Тормоза машины Газ М20 «Победа» работают на все колеса. Для их управления предусмотрено две системы приводов:
- На базе гидравлики. Усилие передается от педали сразу ко всем колесам с барабанными тормозами.
- Дополнительная — работает от ручника автомобиля. Назначение механизма состоит в фиксации автомобиля на стоянке, а также на случай поломки основного варианта.
Конструктивно передние и задние тормоза идентичны и имеют много похожих деталей: колодки, цилиндры, опорные пальцы, эксцентрики и т. д. В задних тормозах предусмотрено дополнительное устройство, предусматривающее раздвигание колодок при пользовании ручником.
Колодки во всех случаях идентичные, но накладки отличаются. Спереди они более длинные, а сзади — короче. Это сделано для того, чтобы износ был более равномерным. Трубопроводы тормозной системы изготовлены с применением медных трубок, способных выдерживать большое давление системы и отличающихся герметичностью.
Внешний дизайн
Во времена СССР автомобиль Газ 20М «Победа» выглядел современно и ярко. Передняя часть автомобиля буквально усыпана хромированными деталями, а круглые фары и зауженный капот являются классической реализацией дизайна того времени. Сзади автомобиля предусмотрена классическая на тот период оптика, большая крышка багажника и яркий бампер.
Важно отметить, что кузов М20 изготовлен из цельного металла и сформирован из трех компонентов:
- каркас;
- элементы-усилители;
- навесные элементы.
В качестве материала использовалась сталь на 0,8-2 мм. Спереди к машине на болтовом соединении закреплена лонжеронная рама, удерживающая подвеску передней оси, рулевую систему и мотор. При изготовлении кузова для устранения дефектов сварочных и штамповочных работ применялась ручная корректировка с дальнейшим оплавлением поверхности с помощью специального припоя. В среднем на одну машину уходило до 17 кг припоя, но до оптимизации производства число достигало 200 кг.
Несущая часть для изготовления «Победы» была взята у Опель Капитан 1938-го, что упростило задачу конструкторам Газ и позволило внести свои правки. В процессе доработки удалось изменить почти все элементы и добавить много новых деталей, делающих кузов Газ 20М необычным и уникальным.
В кабине Газ 20
При созданииГаз «Победа»немало внимания уделено интерьеру. И первое, что бросается в глаза — простор и отличная вместительность. Вместо кресел впереди установлен диван, который создавал особый комфорт. Считается, что мода пришла из США, но это не совсем так. Конструкторы хотели сделать салон, в котором водитель сможет отдохнуть, растянувшись на качественном и мягком диване.
Руль по сегодняшним меркам сложно назвать удобным. К его минусам стоит отнести небольшую толщину и крупные размеры. В прежние времена такие габариты были нормой, но сегодня это не очень удобно. В более поздних моделях, как отмечалось выше, под рулевым колесом предусмотрена коробка передач, а также переключателя для стеклоочистителей.
На передней панели доступны указатели основных параметров, спидометр, приемник и часы. Датчики находятся симметрично и имеют оригинальную прямоугольную форму. Основной материал, использованный при отделке — пластик. На креслах — кожзаменитель, но на некоторых моделях использовался велюровый материал.
Много нареканий касается обзорности, которая далека от идеала. Одна из причин — отсутствие зеркала заднего вида, которое в те времена вообще не устанавливалось. Стекла в дверях разделены на две секции — небольшая прямоугольная форточка и стандартная часть.Первая часть открывается с помощью специальной защелки на окне, а вторая — с применением специальной ручки на боковой части двери.
Сзади предусмотрен удобный диван, готовый принять пассажиров с любым весом и ростом. Для курильщиков установлена пепельница в спинке переднего дивана. Багажник не отличается большой вместительностью, ведь много места занимает запасное колесо и ящик с инструментами. Многие автовладельцы устанавливали багажник на крышу для увеличения возможностей авто в плане перевозки.
Дополнительные особенности интерьера:
- Упор при оформлении на пастельные тона — голубой, бежевый и коричневый.
- Наличие двух козырьков для защиты от солнца и прикуривателя.
- Набор ламп — под капотом, переносная, в багажнике, потолочная, подкатная;
- Отопитель и защита от появления льда на лобовом стекле (начиная со 2-й серии).
- Воздушный фильтр салона.
На машинах 3-й серии в качестве основного оборудования предусмотрен приемник и антенна, установленная под ветровым стеклом.
Модификации и цены Победа М
Газ М 20 Победа имеет много модификаций. Так, основной вариант имел несколько серий. Кратко рассмотрим их особенности:
- 1-я — выпускалась с 1946 до 1955-го;
- 2-я — вышла с конвейера в 1948 году, имеет отопитель, обдув лобового стекла, новые рессоры, термостат, более надежные часы. С 1950-го устанавливалась новая КПП от Зим с ручкой на руле;
- 3-я (М-20В) — модернизированный вариант (1955-1958 гг) с 52-сильным мотором, измененной радиаторной решеткой, радио и антенной. Изменилась передняя балка, улучшена конструкция карбюратора, установлен новый воздушный фильтр и руль, внесены правку в цвет шкал приборов / часов (он стал коричневым).
Не менее популярной является модификация М 20А, выпускаемая с 1949 до 1958 года с 4-цилиндровым мотором на 52-лошади. Особый интерес представляет модель без крыши (кабриолет), которая производилась в период с 1949 по 1953 гг. Машина выпущена в количестве более 14 тысяч единиц.
Выделяется также ряд менее популярных версий, выпущенных небольшими партиями:
- М 20Д — с более мощным мотором до 62 «лошадей» и увеличенным диаметром поршня (до 8,8 см);
- М 20Г — быстроходный вариант авто для КГБ, оборудованный мотором на 90 л. с и шестицилиндровым агрегатом от Зим;
- М 20Е — предназначен для испытаний мотора Газ 21;
- М 72 — машина-вездеход с полным приводом и увеличенные клиренсом. Было выпущено около 4600 единиц.
Также стоит выделить версии в виде фургона, пикапа и седана, длиннобазный вариант и М 20 с трансмиссией, работающей на гидромеханическом принципе. Также имеется спортивный вариант «Газ Торпедо» с обтекателями, двумя дверями и более мощным мотором.
Сегодня стоимость автомобиля составляет от 500 долларов и выше в зависимости от технической «начинки», состояния кузова, вида тюнинга и других особенностей. Некоторые экземпляры стоят 10-20 тысяч долларов и выше, но коллекционеров такие цены не отпугивают.
Достоинства и недостатки Победы
С учетом сказанного выше можно подвести итог и привести слабые и сильные стороны автомобиля.
Преимущества:
- Высокий клиренс.
- Небольшая цена.
- Гидравлические тормоза.
- Качественный кузов из толстой стали.
- Наличие радио.
- Удобный и комфортабельный салон.
- Мягкие и удобные диваны спереди и сзади.
- Плавность хода.
- Удобное переключение скоростей.
- Надежный и неприхотливый в обслуживании мотор.
- Множество модификаций.
Недостатки:
- Большая «прожорливость».
- Плохие динамические характеристики.
- Наличие только 2-х тормозных цилиндров на каждую из подвесок.
- Низкая надежность тормозов.
- Большой вес.
- Неудобный руль.
- Малый объем багажника.
- Много ненужного пространства под капотом.
Итоги
Автомобиль Победа по праву вошел в историю и является одной из лучших работ советского автопрома. В послевоенный период появление такого седана стало прорывом. Экстерьер и интерьер выделялись среди конкурентов и делали машину «лакомым кусочком» для многих автолюбителей. Даже сегодня многие продолжают ездить на Газ 20 М, вносят в нее разные изменения или используют авто в качестве экспонатов своей коллекции.
- Приглашаем к сотрудничеству владельцев рефрижераторов (20 тонн, аренда)
- Не заводится авто на газу.
- Требуются водители с личным а/м от 1,5 до 10 тонн г. Киров
- Неровно работает двигатель и запах газа
- Перевозки на грузовике ГАЗ-63
- Легендарный советский внедорожник Газ-69
- Бронетранспортер БТР-60
- ГАЗ М-20 Победа — символ мирного времени
- Камаз для ралли Дакар
- Газ-АА — легендарная «полуторка»: технические характеристики
Это крутая тачка. Я на неё по-другому посмотрел, когда увидел фильм "Кобра" со Сильвестром Сталлоне. У него там был Форд Монтерей. Он прям прототип нашей "Победы". Многие посмеются, а мне эта тачка кажется сверхкрутой. Ну... по внешнему облику. начинка, конечно, старпёрская.
У моего соседа была такая машина. Мне было еще лет 5 когда он ее купил, а его сын после смерти ее продал. Так и сгнила Победа у нового хозяина. А ведь сосед за ней следил.
Со временем этот автомобиль будет только дорожать, учитывая историю и популярность "Победы". Больше всего удивили технические характеристики этого автомобиля, если учитывать, что он выпускался так много лет назад.
Я всегда восхищался автомобилем "Победа" за его историческую значимость и то, как он стал символом послевоенной эпохи в СССР. В статье хорошо описана его конструкция, которая, кстати, была новаторской для того времени с несущим кузовом. Это напоминает мне о том, как в США в 1930-х годах начали переходить к цельнометаллическим кузовам, что стало революцией в автопроме. Удивительно, что "Победа" в чем-то даже опередила западных коллег, особенно в плане доступности и адаптации к сложным послевоенным условиям. Интересно, что выбор 4-цилиндрового двигателя был скорее вынужденной мерой, но это показало, как инженеры смогли найти баланс между экономичностью и производительностью. Когда я думаю о "Победе", на ум приходит аналогия с "Фольксваген Жук" - оба автомобиля стали культовыми и внесли вклад в развитие своих автопромов, хотя и по-разному. Что касается недостатков, таких как "прожорливость" и плохие динамические характеристики, то это вполне объяснимо для авто той эпохи. Важно помнить, что это был автомобиль для массового потребителя, а не гоночная машина. Да и в целом, его плюсы, такие как надежность и комфорт, перевешивают минусы. Радует, что даже сегодня "Победа" интересует коллекционеров, и она остается на ходу. Это говорит о высоком уровне инженерной мысли, вложенной в её создание.
Автомобиль ГАЗ "Победа" - это действительно часть истории! Интересно, что его подвеска напоминает системы, использовавшиеся на "Опель Капитан". Это доказывает, что даже в те времена существовала интеграция лучших мировых технологий. Плавность хода и прочность конструкции - это то, что выделяло "Победу" среди других.
Всегда был фанатом ретро-автомобилей, и "Победа" - один из моих фаворитов. Особенно впечатляет её дизайн с обилием хрома и классическими линиями. Конечно, она не может соперничать по динамике с современными авто, но это не умаляет её шарма. Эта машина - настоящий символ своей эпохи!