ГАЗ М-20 Победа — символ мирного времени

Газ 20 «Победа» — эпохальный автомобиль, который выпускался в течение 12 лет с 1946 по 1958 года. Считается первой машиной в СССР, имеющей несущий кузов. За все время производства было продано свыше 235 тысяч экземпляров, в том числе более 14 тысяч версий с открытой крышей и почти 37,5 тысяч такси. Ниже кратко рассмотрим историю появления техники, приведем базовые технические характеристики, выделим плюсы и минусы модели.

История создания автомобиля Победа

Первые разработки машины появились еще в 1938 году, но тогда речь шла о проектах под другими названиями. Во время войны работу пришлось отложить, и только в 1943 году после стратегического перелома в военных действиях было одобрено создание нового ряда автомобилей. Работу поручили А. Кригеру (создание шасси), А. Кириллов (разработка кузова) и А.Липгарту (главный конструктор).

ГАЗ М-20 Победа

Первоначально авто проектировалось в версии М25 с 6-цилиндровым силовым агрегатом на 2,7 литра и М20 с более экономичным 4-цилиндровым 2,1-литровым мотором. Последний вариант был предложен главным конструктором и отличался только отсутствием двух цилиндров.

В середине 1944-го удалось завершить работу по созданию чертежей, а уже к ноябрю прошел испытания первый образец М25. Версию М20 удалось подготовить только к началу 1945-го.

Летом этого же года после прохождения испытаний и приемки государственной комиссии первые варианты машины показали Иосифу Сталину и другим высшим руководителям страны. При этом в серийное изготовление пошел вариант М20 с 4-цилиндровым и более экономичным мотором. Первый автомобиль был выпущен 28.06.1946 года, а последний — 30.05.1958-го.

Технические характеристики Газ Победа

Популярность автомобиля Победа М 20 обусловлена не только особым подходом к созданию кузова, но и технические характеристики автомобиля. Ниже рассмотрим особенности авто.

Общие технические параметры:

Технические параметры Значения
Габариты (ДхШхВ), м 4,665х1,695х1,64
Колесная база, м 2,7
Клиренс, см 20
Объем мотора, л 2,112
Тип топлива бензин
КПП трехступенчатая механика
Расход горючего, л / 100 км 13,5
Вес, т 1,35
Разгон до 100 км/ч, сек 45

Двигатель

На этапе проектирования предусматривалось два типа силовых агрегатов — с 6-ю и 4-мя цилиндрами. Оба мотора представляли собой версии 6-цилиндрового двигателя Газ 11 (аналог Додж Д5, документация по которому была выкуплена еще в 1937-м). Так, 6-цилиндровый силовой агрегат имел объем 2,7 л и мощность 62 «лошади», а 4-цилиндровый — 2,1 л и 50 «лошадей».

Важно

Главным преимуществом первого варианта была большая плавность хода, но из-за большей экономичности было отдано предпочтение 4-цилиндровому варианту.

Что касается двигателя с 6-ю цилиндрами, он использовался только на ограниченном количестве машин, сделанных по специальному заказу.
Базовые характеристики мотора:

  • объем — 2,112 л;
  • мощность — 50-52 «лошади» (с учетом модификации);
  • рекомендуемое топливо — АИ-66.

Несмотря на слабую динамику, мотор Газ М20 отличаются надежностью и длительным ресурсом. Но его было явно мало для разгона столь тяжелого авто. Для такой машины больше бы подошел 6-цилиндровый вариант, но от него пришлось отказаться из-за тяжелого послевоенного положения.

Трансмиссия

На автомобиле установлена 3-ступенчатая КПП, сделанная на базе Газ М1 без синхронизаторов. Задачу последних исполняли так называемые муфты легкого включения. Ручка переключения скоростей находится в днище между сидением водителя и пассажира. В первые годы 50-х была введена КПП от ЗИМ с ручкой, расположенной на руле и с синхронизаторами на 1-й и 2-й скорости.
Передаточные числа КПП:

  • 1-я скорость — 3,115;
  • 2-я — 1,772;
  • задняя — 3,738. 

Задний мост разработан для Газ М20 и использовался только на этом авто.

Конструктивно он состоит из спирально-конических шестеренок основной скорости и нагруженной полуоси. Последние можно достать только после разборки картера основной передачи. При этом ступицы устанавливаются на шейку в виде конуса и крепятся с помощью шпонки, после чего притягиваются с применением гайки.

Подвеска

Подвеска

Одной из особенностей автомобиля «Победа» является подвеска, аналогична той, что установлена на Опель Капитан. При желании автовладельцы могли установить амортизаторы, втулки и иные элементы с этой системы без каких-то последствий для надежности конструкции. Благодаря конструктивным особенностям, подвеска обеспечивала максимальную плавность хода, чем на тот период не могли похвастаться конкуренты.

Сзади установлена классическая рессорная подвеска с гидравлическими амортизаторами 2-стороннего действия, обеспечивающие высокую степень плавности. Здесь же предусмотрена карданная передача, не влияющая на работу всего механизма.

Для фиксации рессор задействованы специальные втулки, которые не требуют смазки и заменившие металлические шарниры. К особенностям Газ М20 стоит отнести большие, как для того времени, колеса. В них предусматривались диски-штамповки с разболтовкой 5х139,7 мм. При этом сам размер составлял 6.00-16.

Тормозная система

Тормоза машины Газ М20 «Победа» работают на все колеса. Для их управления предусмотрено две системы приводов:

  1. На базе гидравлики. Усилие передается от педали сразу ко всем колесам с барабанными тормозами.
  2. Дополнительная — работает от ручника автомобиля. Назначение механизма состоит в фиксации автомобиля на стоянке, а также на случай поломки основного варианта.

Конструктивно передние и задние тормоза идентичны и имеют много похожих деталей: колодки, цилиндры, опорные пальцы, эксцентрики и т. д. В задних тормозах предусмотрено дополнительное устройство, предусматривающее раздвигание колодок при пользовании ручником.

Колодки во всех случаях идентичные, но накладки отличаются. Спереди они более длинные, а сзади — короче. Это сделано для того, чтобы износ был более равномерным. Трубопроводы тормозной системы изготовлены с применением медных трубок, способных выдерживать большое давление системы и отличающихся герметичностью. 

Внешний дизайн

Победа М 20

Во времена СССР автомобиль Газ 20М «Победа» выглядел современно и ярко. Передняя часть автомобиля буквально усыпана хромированными деталями, а круглые фары и зауженный капот являются классической реализацией дизайна того времени. Сзади автомобиля предусмотрена классическая на тот период оптика, большая крышка багажника и яркий бампер.
Важно отметить, что кузов М20 изготовлен из цельного металла и сформирован из трех компонентов:

  • каркас;
  • элементы-усилители;
  • навесные элементы.

В качестве материала использовалась сталь на 0,8-2 мм. Спереди к машине на болтовом соединении закреплена лонжеронная рама, удерживающая подвеску передней оси, рулевую систему и мотор. При изготовлении кузова для устранения дефектов сварочных и штамповочных работ применялась ручная корректировка с дальнейшим оплавлением поверхности с помощью специального припоя. В среднем на одну машину уходило до 17 кг припоя, но до оптимизации производства число достигало 200 кг.

Несущая часть для изготовления «Победы» была взята у Опель Капитан 1938-го, что упростило задачу конструкторам Газ и позволило внести свои правки. В процессе доработки удалось изменить почти все элементы и добавить много новых деталей, делающих кузов Газ 20М необычным и уникальным.

В кабине Газ 20

При созданииГаз «Победа»немало внимания уделено интерьеру. И первое, что бросается в глаза — простор и отличная вместительность. Вместо кресел впереди установлен диван, который создавал особый комфорт. Считается, что мода пришла из США, но это не совсем так. Конструкторы хотели сделать салон, в котором водитель сможет отдохнуть, растянувшись на качественном и мягком диване.

Руль по сегодняшним меркам сложно назвать удобным. К его минусам стоит отнести небольшую толщину и крупные размеры. В прежние времена такие габариты были нормой, но сегодня это не очень удобно. В более поздних моделях, как отмечалось выше, под рулевым колесом предусмотрена коробка передач, а также переключателя для стеклоочистителей.

Победа М 20

На передней панели доступны указатели основных параметров, спидометр, приемник и часы. Датчики находятся симметрично и имеют оригинальную прямоугольную форму. Основной материал, использованный при отделке — пластик. На креслах — кожзаменитель, но на некоторых моделях использовался велюровый материал.

Много нареканий касается обзорности, которая далека от идеала. Одна из причин — отсутствие зеркала заднего вида, которое в те времена вообще не устанавливалось. Стекла в дверях разделены на две секции — небольшая прямоугольная форточка и стандартная часть.Первая часть открывается с помощью специальной защелки на окне, а вторая — с применением специальной ручки на боковой части двери.

Сзади предусмотрен удобный диван, готовый принять пассажиров с любым весом и ростом. Для курильщиков установлена пепельница в спинке переднего дивана. Багажник не отличается большой вместительностью, ведь много места занимает запасное колесо и ящик с инструментами. Многие автовладельцы устанавливали багажник на крышу для увеличения возможностей авто в плане перевозки.

Дополнительные особенности интерьера:

  • Упор при оформлении на пастельные тона — голубой, бежевый и коричневый.
  • Наличие двух козырьков для защиты от солнца и прикуривателя.
  • Набор ламп — под капотом, переносная, в багажнике, потолочная, подкатная;
  • Отопитель и защита от появления льда на лобовом стекле (начиная со 2-й серии).
  • Воздушный фильтр салона.

На машинах 3-й серии в качестве основного оборудования предусмотрен приемник и антенна, установленная под ветровым стеклом.

Модификации и цены Победа М

Газ М 20 Победа имеет много модификаций. Так, основной вариант имел несколько серий. Кратко рассмотрим их особенности:

  1. 1-я — выпускалась с 1946 до 1955-го;
  2. 2-я — вышла с конвейера в 1948 году, имеет отопитель, обдув лобового стекла, новые рессоры, термостат, более надежные часы. С 1950-го устанавливалась новая КПП от Зим с ручкой на руле;
  3. 3-я (М-20В) — модернизированный вариант (1955-1958 гг) с 52-сильным мотором, измененной радиаторной решеткой, радио и антенной. Изменилась передняя балка, улучшена конструкция карбюратора, установлен новый воздушный фильтр и руль, внесены правку в цвет шкал приборов / часов (он стал коричневым).

Не менее популярной является модификация М 20А, выпускаемая с 1949 до 1958 года с 4-цилиндровым мотором на 52-лошади. Особый интерес представляет модель без крыши (кабриолет), которая производилась в период с 1949 по 1953 гг. Машина выпущена в количестве более 14 тысяч единиц.
Выделяется также ряд менее популярных версий, выпущенных небольшими партиями:

  • М 20Д — с более мощным мотором до 62 «лошадей» и увеличенным диаметром поршня (до 8,8 см);
  • М 20Г — быстроходный вариант авто для КГБ, оборудованный мотором на 90 л. с и шестицилиндровым агрегатом от Зим;
  • М 20Е — предназначен для испытаний мотора Газ 21;
  • М 72 — машина-вездеход с полным приводом и увеличенные клиренсом. Было выпущено около 4600 единиц.

М 72

Также стоит выделить версии в виде фургона, пикапа и седана, длиннобазный вариант и М 20 с трансмиссией, работающей на гидромеханическом принципе. Также имеется спортивный вариант «Газ Торпедо» с обтекателями, двумя дверями и более мощным мотором.

Сегодня стоимость автомобиля составляет от 500 долларов и выше в зависимости от технической «начинки», состояния кузова, вида тюнинга и других особенностей. Некоторые экземпляры стоят 10-20 тысяч долларов и выше, но коллекционеров такие цены не отпугивают.

Достоинства и недостатки Победы

С учетом сказанного выше можно подвести итог и привести слабые и сильные стороны автомобиля.
Преимущества:

  • Высокий клиренс.
  • Небольшая цена.
  • Гидравлические тормоза.
  • Качественный кузов из толстой стали.
  • Наличие радио.
  • Удобный и комфортабельный салон.
  • Мягкие и удобные диваны спереди и сзади.
  • Плавность хода.
  • Удобное переключение скоростей.
  • Надежный и неприхотливый в обслуживании мотор.
  • Множество модификаций.

Недостатки:

  • Большая «прожорливость».
  • Плохие динамические характеристики.
  • Наличие только 2-х тормозных цилиндров на каждую из подвесок.
  • Низкая надежность тормозов.
  • Большой вес.
  • Неудобный руль.
  • Малый объем багажника.
  • Много ненужного пространства под капотом.

Итоги

Автомобиль Победа по праву вошел в историю и является одной из лучших работ советского автопрома. В послевоенный период появление такого седана стало прорывом. Экстерьер и интерьер выделялись среди конкурентов и делали машину «лакомым кусочком» для многих автолюбителей. Даже сегодня многие продолжают ездить на Газ 20 М, вносят в нее разные изменения или используют авто в качестве экспонатов своей коллекции.

Рейтинг: 12
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 1767
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 22-06-2021 / Обновлено: 27-09-2021
Поиск запроса "газ м-20 победа" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Алексей Звонарёв Екатеринбург 22.06.2021

Это крутая тачка. Я на неё по-другому посмотрел, когда увидел фильм "Кобра" со Сильвестром Сталлоне. У него там был Форд Монтерей. Он прям прототип нашей "Победы". Многие посмеются, а мне эта тачка кажется сверхкрутой. Ну... по внешнему облику. начинка, конечно, старпёрская.

0
0
Ответить
Олег Старая Вичуга 22.06.2021

У моего соседа была такая машина. Мне было еще лет 5 когда он ее купил, а его сын после смерти ее продал. Так и сгнила Победа у нового хозяина. А ведь сосед за ней следил.

0
0
Ответить
Валерий Псков 23.06.2021

Со временем этот автомобиль будет только дорожать, учитывая историю и популярность "Победы". Больше всего удивили технические характеристики этого автомобиля, если учитывать, что он выпускался так много лет назад.

0
0
Ответить
Станислав 09.12.2024

Я всегда восхищался автомобилем "Победа" за его историческую значимость и то, как он стал символом послевоенной эпохи в СССР. В статье хорошо описана его конструкция, которая, кстати, была новаторской для того времени с несущим кузовом. Это напоминает мне о том, как в США в 1930-х годах начали переходить к цельнометаллическим кузовам, что стало революцией в автопроме. Удивительно, что "Победа" в чем-то даже опередила западных коллег, особенно в плане доступности и адаптации к сложным послевоенным условиям. Интересно, что выбор 4-цилиндрового двигателя был скорее вынужденной мерой, но это показало, как инженеры смогли найти баланс между экономичностью и производительностью. Когда я думаю о "Победе", на ум приходит аналогия с "Фольксваген Жук" - оба автомобиля стали культовыми и внесли вклад в развитие своих автопромов, хотя и по-разному. Что касается недостатков, таких как "прожорливость" и плохие динамические характеристики, то это вполне объяснимо для авто той эпохи. Важно помнить, что это был автомобиль для массового потребителя, а не гоночная машина. Да и в целом, его плюсы, такие как надежность и комфорт, перевешивают минусы. Радует, что даже сегодня "Победа" интересует коллекционеров, и она остается на ходу. Это говорит о высоком уровне инженерной мысли, вложенной в её создание.

0
0
Ответить
Малик 10.12.2024

Автомобиль ГАЗ "Победа" - это действительно часть истории! Интересно, что его подвеска напоминает системы, использовавшиеся на "Опель Капитан". Это доказывает, что даже в те времена существовала интеграция лучших мировых технологий. Плавность хода и прочность конструкции - это то, что выделяло "Победу" среди других.

0
0
Ответить
Иса 11.12.2024

Всегда был фанатом ретро-автомобилей, и "Победа" - один из моих фаворитов. Особенно впечатляет её дизайн с обилием хрома и классическими линиями. Конечно, она не может соперничать по динамике с современными авто, но это не умаляет её шарма. Эта машина - настоящий символ своей эпохи!

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: