Школьные автобусы отечественного производства
Школьный автобус— транспорт, предназначенный для перевозки детей в черте города или за его пределами. Применяется для доставки учащихся к школе или домой после учебы, организации экскурсионных поездок, выезда всем классом на развлекательные, образовательные и иные мероприятия. Ниже рассмотрим, что нужно знать о назначении и правилах применения такой техники, поговорим о школьном транспорте в США, приведем технические характеристики популярных в России моделей.
Оглавление
Назначение и область применения школьных автобусов
Необходимость доставки детей к месту обучения появилась очень давно. Первые повозки появились в столице Великобритании еще в начале 19 века. С развитием автомобильной промышленности и созданием ДВС стали выпускаться первыешкольные автобусы для детей. Сначала они имели простейшую конструкцию, но уже к концу 30-х годов 20-го века получили классический вид.
Сегодня такой транспорт применяется для решения следующих задач:
- Доставка школьников к учебному учреждению.
- Развозка детей по домам после завершения учебного процесса.
- Перевозка школьников к местам проведения разных событий в сфере спорта, развлечений, образования.
- Экскурсионные поездки и т. д.
В РФ школьные автобусы чаще всего используются для доставки детей к школе из удаленных регионов. Нередко бывают ситуации, когда учебное заведение находится только в районном центре, а в деревнях и селах их нет.
Школьные автобусы в США
Широкое применение детские автобусы получили в Соединенных Штатах. История появления транспорта в стране началась в 1914-м с появлением первого деревянного фургона на шасси. В нем не было стекол, а вход осуществлялся через одну заднюю дверь. В дальнейшем конструкция школьных автобусов постоянно совершенствовалось.
В 1939-м на специальной конференции был утвержден желтый цвет такого транспорта, который лучше всего виден на дороге. В тот же период установлены и другие требования по отношению к школьным автобусам, которые действуют и сегодня.
Кроме желтого цвета, применяются специальные знаки на кузове, предупреждающие об опасности. При остановке транспортного средства мигают красно-желтые фонари, слышен громкий звук, а слева появляется знак «СТОП». Машины, которые перемещаются по этой же полосе, обязаны остановиться. Они могут двигаться только при наличии между полосами обойников, столбов или другого оборудования. Нарушение этого правила влечет штраф, потерю прав и даже срок в тюрьме.
К особенностям школьных автобусов США стоит отнести:
- 3-точечные ремни безопасности (требование актуально не для вех штатов);
- меньшее расстояние между креслами;
- наличие дверей и люков для эвакуации;
- зеркала заднего вида на капотной части (имеют вид сферы);
- видеокамеры, навигация, система кондиционирования;
- подъемник для детей с ограниченными возможностями и т. д.
Сегодня многие компании выпускают автобусы для школ. Некоторые из них уже изменили вид деятельности, но есть и те, которые до сих пор производят такую технику. К наиболее популярным брендам стоит отнести:
- Thomas Built Buses — производитель, работающий с 1916 года;
- Blue Bird Corporation — работает с 1932-го, а с середины 2000 годов ориентируется на выпуск школьного транспорта;
- Gillig — до 1970-х (с 1932 года) производитель занимался только выпуском специального транспорта для школьников;
- IC Bus — ведет деятельность с 1933-го, сегодня занимается выпуском транспорта для школьных / коммерческих перевозок;
- Crown Coach Corporation — известный производитель, история которого начинается с 1904-го, выпускает надежный транспорт с хорошим ресурсом;
- Wayne Corporation — предприятие, созданное еще в 1837-м, до 1992 года выпускало автобусы для школьников, туризма, специальных и городских поездок.
Школьные автобусы в России: нормы и правила
К перевозке школьными автобусами предъявляется много требований, которые обязательны к выполнению и контролируются многими органами. Одним из главных регулирующих документов является ГОСТ Р 51160-98. Действующий стандарт ориентирован на повышения уровня безопасности перевозки детей.
Именно по его требованиям в 2017-м было внесено ряд дополнений, обязывающих оснащать школьный транспорт системами ГЛОНАСС, необходимыми для быстрого поиска транспорта в случае аварии и оказания помощи.
Базовые нормы и правила в отношении школьных автобусов:
- Регулярное прохождение технического осмотра.
- Запрет на эксплуатацию при выявлении поломки.
- Наличие тахографа, контролирующего скорость движения, а также режима работы / отдыха водителя.
- Максимальный вес авто — до 5000 кг, а возраст — до 10 лет.
- Наличие специальных ящиков для школьной поклажи.
- Наличие кресел для сопровождающих возле выхода.
- Первая ступень на входе — не более 25 см от дорожного покрытия.
- Максимальная скорость — до 60 км/ч.
ВажноЗа состояние и техническую исправность автобуса несет сама школа, на балансе которой закреплен транспорт.
В случае найма машины на определенное время эта функция ложится на перевозчика. Школьные автобусы должны поддерживаться в исправном состоянии, а в процессе движения важно выбирать безопасные маршруты.
Школьный транспорт должен оборудоваться:
- специальными знаками безопасности:
- ремнями;
- кнопкой связи, громкоговорителями;
- аптечкой;
- парой огнетушителей.
Перед поездкой водитель обязан проверить техническую исправность транспорта, наличие необходимой документации, правильность заполнения путевого листа и чистоту интерьера. Также существует ряд правил, касающихся самой поездки. Во время движения водителю нельзя:
- отвлекаться от графика, маршрута школьного автобуса;
- пользоваться смартфоном без специальной гарнитуры;
- пускать в транспортное средство посторонних;
- курить, есть или разговаривать;
- перевозить людей, которые не пристегнуты ремнями.
Управление школьным автобусом доступно только для водителей с категорией D и имеющих опыт вождения такого транспорта не менее 12 месяцев в течение последних 3-х лет. Ранее шофер не должен был лишаться прав или нарушать ПДД. Обязательным условием также является прохождение медосмотра.
Дополнительные правила перевозки детей:
- обязательно сопровождение взрослых;
- время перевозки — с 6.00 до 23.00, кроме случаев доставки в аэропорт или ж/д вокзал, когда остается меньше 100 км;
- каждые три часа необходимо обеспечить прием пищи;
- при поездках свыше 12 часов обязательно наличие медицинского работника;
- при изменении времени отправки об этом оповещаются все участники процесса;
- для детей возрастом до 7 лет время поездки не должно быть больше 4-х часов.
Детские перевозки автобусом несут повышенные риски и требуют особого внимания со стороны организаторов / водителей. Следовательно, ни одна рекомендуемая мера не является избыточной.
Классификация детских автобусов
Школьный транспорт условно делится на три класса — малый, средний и большой. Они отличаются по размерам и вместительности. Для примера рассмотрим наиболее популярные модели для каждого из вариантов.
Малый класс
В салоне автобусов малого класса вмещается не больше 20-25 человек. Длина транспорта не превышает 6-8 метров. Такая техника отличается высокой маневренностью и отлично подходит для перевозки небольшого количества детей в черте города или между населенными пунктами.
Пример техники —ПАЗ-32053-70. Школьный автобус на 100% соответствуют действующим ГОСТ. Внутри предусмотрено 22 / 23 кресла, в том числе места для сопровождающих лиц. В салоне предусмотрены кнопки для быстрой связи с водителем, а на самой панели имеется средство-громкоговоритель. На всех креслах предусмотрены ремни безопасности, а сверху имеются полки для школьных принадлежностей. Специальные устройства ограничивают скорость движения транспорта до 60 км/ч. Дополнительно такой транспорт оснащается подогревом зеркал заднего вида и устройством подачи звука при движении задним ходом.
Базовые характеристики:
- радиус разворота — 7,6 м;
- вес снаряженный / допустимый — 5,08-5,59 / 6,27-6,78;
- общее число мест — 22;
- размер бака — 95 л;
- рулевая система — ГУР;
- вентиляция — естественная через люки в крыше / окнах;
- колеса — 8,25 R20;
- колесная база — 3,6 м;
- скорость — до 60 км/ч (ограничена).
На школьный автобус ПАЗ может устанавливаться три типа двигателя:
- ЗМЗ 52342.10 — бензиновый 8-цилиндровый мотор с объемом 4,67 литра и мощностью 122,4 л. с. Работает вместе с «механикой» ГАЗ 3307 с четырьмя и пятью ступенями.
- ЯМЗ 534 — мотор, работающий на дизели, соответствующий классу Евро-5, имеющий объем 4,43 л. Мощность силового агрегата 148,9 л. с. Коробка передач — «механика» S5 42 или FastGear 5DS60T.
- ММЗ Д 245.9 — дизельный мотор на 4,75 л мощностью 129,8 л. с. Работает в комплексе с «механикой» на пять ступеней, тип СААЗ 3206 / 320670.
Средний класс
К этой категории относится школьный транспорт, имеющий длину до 10 м и число кресел для пассажиров не более 30-35. Это универсальный транспорт, пользующийся наибольшим спросом для школьных перевозок между разными городами.
Пример — Маз 257. Это продукт белорусского автомобильного завода. Первоначально выпускался для перевозки школьников в сельской местности, но сегодня активно применяемый и в условиях города. Впервые Маз 257 S30 представили в 2017-м, а в 2019-м началось серийное производство.
Автобус отличается неплохим уровнем комфорта и рассчитан на перевозку 31 человека, из которых 29 детей и дополнительно два сопровождающих. Транспорт имеет высокую подвеску, что позволяет ему перемещаться даже по бездорожью. Он не боится гравийного покрытия, песка и глубоких луж.
Кузов машины представляет собой надежный каркас, сваренный из стальных профилей и прямоугольных труб. При этом транспорт прошел все испытания и соответствует требованиям безопасности, принятыми в Европе и СНГ. Внутри предусмотрены ремни безопасности на креслах, полки для школьных принадлежностей, громкая связь, мультимедийная система.
Основные характеристики:
- габариты — 8,72х2,55х3,15 м;
- высота в салоне — не меньше 1,9 м;
- общее число мест — 31;
- двигатель — дизельный, CumminsISF 3/8S5168;
- объем / мощность мотора — 3,76 л / 168 «лошадей»;
- клиренс — 20 см;
- колеса — 245/70R19,5;
- колесная формула — 4х2;
- скорость — до 60 км/ч (ограничена).
Большой класс
Для перевозки большого количества детей применяются вместительные автобусы. К категории большого класса относится транспорт, вмещающий до 40 человек, и имеющий длину кузова до 12 м. Такая техника подходит для продолжительных поездок.
Пример транспорта —Нефаз 5299. Школьный автобус предусмотрен для перевозки детей возрастом 6-16 лет. Оснащается всеми необходимыми системами, обеспечивающими безопасность передвижения: пожаротушения, оповещения водителя, ГЛОНАСС и т. д. Все кресла оборудованы 4-точеными ремнями безопасности, стекла имеют защитную тонировку, есть необходимые полки для вещей школьников.
В основе школьного автобуса лежит шасси Камаз 5297 с расположением двигателя в задней части. Базовая комплектация предусматривает наличие отопителя салона, электрических пневматических дверей, переговорного устройства, систему регулировки уровня пола, подогрев зеркал по бокам и другое. Дополнительно может быть установлена DVD-система, мониторы, кондиционер и другое оборудование.
Характеристики:
- шасси — Камаз 5297 G4;
- мотор — Камминз ISB 6.7e4270B;
- объем / мощность — 6.7 л / 238 «лошадей»;
- вес снаряженный / полный — 10,9 / 12,9-13,3 т;
- максимальная скорость — до 60 км/ч;
- объем бака для горючего — 200 л;
- колесная формула — 4х2;
- колеса — 275/70R22,5;
- габариты — 11,76х2,5х3,036 м.
Итог
Машины для перевозки детей — особый вид транспорта, требующий внимательного подхода при производстве и эксплуатации. В процессе перевозки важно придерживаться строгих инструкций для школьного автобуса, следовать требованиям ГОСТ в плане безопасности подготовки техники и передвижения. Нарушение любого из требований может привести к трагедии, поэтому все производители особое внимание уделяют безопасности, а соблюдение норм строго контролируется уполномоченными органами.
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- ДТП с участием школьного автобуса с детьми произошло в Тульской области
- Российские школы в 2017 году смогут приобрести школьный автобус МАЗ-257
- В регионы поступят более 1800 новых российских школьных автобусов
- Школьные автобусы необходимо оснащать навигационной системой ГЛОНАСС
- Реализация государственной программы «Школьный автобус»
Качество автобусов радует, тем более с учетом, что это школьный автобус, и к нему много требований по части безопасности, удобности и надежности.
В мое время школьные автобусы не отличались комфортностью: в них прилично трясло и пахло бензином. А недавно встречала племянницу, которая подъезжала на таком автобусе, и увидела машину практически европейского типа: красивая и аккуратная, и наверняка внутри там тоже уютно. Прогресс налицо.
В зависимости от населенного пункта необходимо перевозить разное количество детей, поэтому радует наличие предложений школьных автобусов от малого до большого класса.
Школьные автобусы для перевозки детей должны быть прежде всего безопасными и оборудованы всем необходимым. На переднем стекле обязательно должна быть надпись "Дети",чтобы водители на дороге обращали на это внимание.
Статья действительно подробно рассматривает тему школьных автобусов, и мне понравилось, как она связывает исторические аспекты с современными требованиями. В США, например, желтый цвет и обязательное оснащение автобусами элементами безопасности, такими как мигающие огни и табличка "СТОП", стали эталоном, который перенимают многие страны. Это напоминает мне о том, как в авиации стандарты безопасности стали обязательными после ряда инцидентов, и теперь они считаются нормой. В России тоже интересно увидеть, как ГОСТ регулирует использование систем ГЛОНАСС для повышения безопасности. Это похоже на то, как в других отраслях внедряются технологии для мониторинга и предупреждения аварийных ситуаций. Особенно бросается в глаза, как компании, такие как ПАЗ и НЕФАЗ, адаптируют свои модели под современные стандарты безопасности, что похвально. Надеюсь, что в будущем мы увидим больше инноваций, таких как автономные функции, которые могут сделать перевозку детей ещё безопаснее и эффективнее.
Интересно, что школьные автобусы в США имеют более жёсткие стандарты безопасности. Это, конечно, правильное направление. В России тоже есть свои нормы, но кажется, что есть ещё куда стремиться в плане технологического оснащения и комфорта. Пример с ПАЗ и НЕФАЗ показывает, что отечественные производители могут создавать достойные модели.
Мне кажется, что статья хорошо освещает различия в подходах к школьным автобусам в разных странах. В США, например, акцент на безопасности и видимости, что очень важно. Российские нормы тоже впечатляют, но хотелось бы видеть больше современных технологий в наших моделях. Надеюсь, это будущее не за горами!