Легендарный советский внедорожник Газ-69
Газ 69— известный советский вездеход, востребованный в СССР и других странах, выделяющийся многофункциональностью и отличной проходимостью. Автомобиль активно применялся для нужд армии, в сельском хозяйстве, на аэродромах, в качестве транспорта для скорых и пожарных расчетов. Выпускался в период с 1952 по 1973 года и получил множество «званий», к примеру, «Козлик» или «Труженик».
Оглавление
История создания
В СССР никогда не было хороших дорог, да и проложены они были далеко не везде. На этом фоне в 1946 году Г. Вассерман создал новый автомобиль под названием Газ 69. Первый экземпляр автомобиля появился в 1947-м, а уже через год на заводе было собрано три таких машины. При этом разработчики решили не придумывать «велосипед», а использовали при создании уже имеющиеся узлы и агрегаты, в частности, с «Победы».
Осенью 1951-го машина прошла первые испытания на уровне СССР. Параллельно была выпущена модифицированная версия Газ 69А, ориентированный на сельское хозяйство. В отличие от основной модели она вмещала пять человек и имела один 60-литровый бак для топлива.
В 1953-м машина была запущена в серийное производство сразу на двух заводах — Газ и Уаз. При этом первые экземпляры 7 ноября принимали участие в параде на Красной Площади. С 1956 года машину стали продавать в другие страны, а поставки осуществляли более чем в 50 государств. Наиболее востребованным в Газ 69 был в Азии, на африканском континенте и в Южной Америке.
Машина производилась до 1973-го. Всего «Труженик» собирался 20 лет, и за этот период удалось выпустить 635 000 машин. Некоторые экземпляры сохранились и до сегодняшнего дня, и купить Газ 69 в нормальном состоянии не составляет труда.
Назначение автомобиля
Читайте также: Незаменимый УАЗ 3962 «буханка» и его модификации
Сфера применения машины отличалась в зависимости от ее типа. Так, официальная версия Газ 69 применялась для нужд армии. В большинстве случаев ее использовали в качестве командирского транспорта, а также для перевозки боеприпасов / артиллерийских орудий. Параллельно «Труженика» использовали для решения других задач:
- размещение топографической аппаратуры;
- установка устройств химической / радиационной защиты;
- размещение оборудования для отбора воздушных проб и определение степени зараженности воздуха;
- прочие варианты.
По официальным документам «Труженик» выпускался только для сельского хозяйства, а на практике он применялся для военных нужд. Что касается Газ 69А, эта модель была создана только для гражданского применения.
ВажноСамой яркой страницей в истории основной модели было участие в арабо-израильской войне, где машина применялась для уничтожения танков.
Тогда с помощью установок «Шмель», смонтированных на внедорожнике, удалось вывести из строя много военной техники. Не менее запоминающейся страницей в истории является применение транспорта в «Войне судного дня» в 1973-м.
Технические характеристики Газ 69
Военный Газ 69 собирался с применением уже имеющихся агрегатов, но это не помешало ему получить широкую популярность и выделиться уникальными техническими характеристиками. Ниже рассмотрим главные особенности машины.
Двигатель
В качестве силовой установки на ГАЗ 69 использовался 4-цилиндровый карбюраторный мотор с легкового автомобиля «Победа» объемом 2,12 л. Главной особенностью стало увеличение мощности до 55 л. с. Возможности агрегата позволяли разгонять авто до 90 км/ч. В отличие от предшественников, этот двигатель стал более экономичным и принимал бензин марки АИ-66.
В двигателе Газ 69 предусмотрена двухфазная очистка масла. Сначала смазка проходила фильтр грубой, а потом тонкой очистки. Одной из особенностей было наличие предпускового подогревателя. Для нагрева мотора зимой требуется повернуть руль в правую сторону, а слева открыть люк, а после в жаровую трубу установить паяльную лампу. Таким способом удавалось согреть моторное масло в поддоне и завести силовой агрегат даже в сильный мороз.
Главные характеристики мотора Газ 69:
- объем — 2.1 л;
- мощность — 55 «лошадей»;
- расход — 14 л на «сотню»;
- число цилиндров / клапанов — 4 / 8;
- диаметр / ход поршня — 82 / 100 мм;
- топливо — бензин, АИ-66.
Трансмиссия
Сцепление и КПП на «Труженике» взято с Газ М20, но немного изменились передаточные числа. Три ступени в коробке передач и две в «раздатке» обеспечивали шесть рабочих ступеней и возможность менять усилие в широком диапазоне.
Передаточные числа по ступеням:
- 1-я — 3,115;
- 2-я — 1,772;
- 3-я — 1;
- задняя — 3,378.
При этом раздатка Газ 69 имела следующие передаточные числа — 1.15 и 2.78.
При выборе понижающей скорости на ведущую ось приходилась слишком большая нагрузка.Чтобы избежать повреждения, включение такой передачи блокировалось при выключенном переднем мосту. Что касается сцепления, здесь использовался классический вариант — сухое с одним диском.
Ходовая
Конструктивно Газ 69 состоит из рамы, в состав которой входит пара лонжеронов закрытого типа, объединенных шестью поперечинами. Рамная часть изготовлена из листовой стали, а главными элементами подвески являются две пары рессор, имеющие форму половины эллипса и продольное расположение. Вся эта система дополнялась гидроамортизатором, способным работать на сжатие и отбой.
Газ 69 комплектуется тремя я карданами: спереди, сзади и между ними. Во всех случаях применяются игольчатые подшипники. Диски машины сделаны из штампованной стали и имеют глубокий обод. На шинах предусмотрены специальные зацепы, улучшающие проходимость.
Характеристики ходовой:
- масса — 1,525 т;
- колесная база — 2,3 м;
- габариты — 3,85х1,75х2.03 м;
- дорожный просвет — 21 см;
- грузоподъемность — 650 кг;
- радиус разворота — 6 м;
- максимальная скорость — 90 км/ч;
- запас топлива — 48 л и 27 л в двух баках.
В ступицах переднего моста предусмотрена возможность отключения, что позволяет уменьшить потребление горючего. При этом главный плюс Газ 69 — уникальная проходимость.
Характеристики автомобиля сведены в таблицу:
Характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель, объем, л | 2,1 |
Мощность, л. с. | 55 |
Расход топлива, л/100км | 14 |
Число цилиндров / клапанов | 4/8 |
Топливо | бензин АИ-66 |
Масса, т | 1,525 |
Кколесная база, м | 2,3 |
Габариты (ДхШхВ), м | 3,85х1,75х2.03 |
Дорожный просвет, см | 21 |
Грузоподъемность, кг | 650 |
Радиус разворота, м | 6 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Благодаря высокому клиренсу и продуманной подвеске, авто с легкостью преодолевает водные участки глубиной до 0,7 м и подъем до 30 градусов. Из-за рессоры сзади машина подскакивала на кочках, что и привело к появлению клички «козлик».
Тормозная система
При рассмотрении характеристик Газ 69 стоит уделить внимание и тормозной системе. В ее состав входит ножной и центральный тормоз с ручным приводом. Все они являются колодочными. Ножная и центральная тормозная система разделена друг с другом. При этом первая имеет гидропривод, действие которого распространяется на все колеса.
Тормоза спереди и сзади идентичны. Отличается только способ подключения трубопровода к цилиндру. При этом все детали системы идентичны с тормозной системой «Победы». Что касается стояночного тормоза, он барабанный. Для его снятия можно не разбирать ступицы.
Особенности контуров:
- рабочий — колодки, гидропривод на все колеса;
- ручной — колодки, механический привод.
Модификации
За время производства автомобиля много раз проводился тюнинг Газ 69, который вылился в появление более 10 модификаций.
К основным стоит отнести:
Модификация | Назначение |
---|---|
69 | основной вариант на 8 мест, с 2 дверьми и открытым кузовом |
69А | «козлик» на 5 мест с 4 дверьми, с/х версия с багажным отсеком |
69Э | 8 мест, 2 двери, установлена экранированная аппаратура |
69-68 | 8 мест, 2 двери, откидной борт, производилась с 1968-го |
69М | производилась на экспорт, 8 мест, 5 дверей, объем мотора — 2.4 л, горючее — АИ-72 |
69А-68 | 5 мест, 4 дери, для с/х целей, имеет багажник |
69МЭ | транспорт на экспорт, имеет экранированное оборудование |
69П | машина для милиции |
69ЭМ | экспортная версия с 5 местами и 4 дверьми |
69АМЭ | транспорт на экспорт, 8 мест, 2 двери, откидной борт, экранированное оборудование |
69Б | сельская почтовая машина |
69ЛСД | для медиков |
69ДИМ | машина-миноискатель со сканированием на глубину до 70 см |
69-68МТЭ | машина для тропиков, 8 мест, на экспорт |
Также на базе ГАЗ 69 были созданы и другие машины, к примеру, ПМГ 20, Газ 69 РХ, Газ 46А, 2П26 и другие.
Варианты салона
В продаже Газ 69 был представлен с несколькими вариантами салона. Они отличались по количеству мест и наличию тента. Так, основные модификации 69 и 69А имели съемный тент, монтируемый на металлическом каркасе. В остальном все модели были почти идентичны. Перед водителем располагались основные стрелочные указатели, в том числе спидометр. Передняя панель сделана из металла, окрашенного в цвет кузова. Напротив пассажирского сидения установлена ручка.
Отопитель салона подавал тепло с помощью вентилятора только на лобовое стекло. Для обогрева ног и пассажиров необходимо открыть воздухозаборник под капотом в процессе движения. Но этого недостаточно, поэтому зимой в салоне Газ 69 очень холодно. Сегодня многие автолюбители покупают Газ 69 б/у и полностью переделывают салон.
В основной версии предусмотрено место для восемь человек, из которых двое (водитель и пассажир) находятся спереди. Задние лавки можно складывать, а под ними находятся ящики для инструмента. При необходимости внутрь машины можно даже установить носилки с раненым. Для сравнения 69А уже рассчитана на пять мест. При этом попасть из салона в багажный отсек не получится.
Плюсы и минусы
Разместите объявление на нашем сайте: Заказы на спецтехнику
Перед тем как купить Газ 69 с консервации, необходимо разобраться в особенностях этого транспорта, его сильных и слабых местах.
Преимущества:
- более комфортный и удобный салон, если сравнивать с Газ 67;
- продуманная и простая конструкция;
- легкость ремонта;
- вместительный багажник;
- универсальность применения в военной и гражданской сфере;
- возможна установка дизеля вместо бензинового мотора.
Недостатки:
- слишком простая версия брезентовой верхней части кузова;
- жесткая и «прыгающая» подвеска;
- слабая динамика;
- высокий расход топлива;
- не очень хорошая управляемость;
- почти полное отсутствие шумоизоляции в салоне;
- слабая мощность, что особенно актуально на текущем этапе.
Как видно, главные недостатки обусловлены особенностями транспортного средства в привязке ко времени, когда оно применялось. Для того периода это был хороший автомобиль, что подтверждается долгим сроком выпуска, популярностью транспорта в Советском Союзе и других странах.
Купить Газ 69
Аренда спецтехники: Аренда спецтехники в России
Сегодня многие хотят купить «Труженика» для выездов на рыбалку, охоту или решения иных задач. Стоимость этого транспорта на вторичном рынке различна и зависит от многих параметров:
- год выпуска;
- комплектация;
- наличие тюнинга;
- состояние и т. д.
К примеру, транспорт 1971 года можно купить за 90-150 тысяч рублей. Есть более дорогие экземпляры, которые обойдутся в 250-270 тысяч рублей.
Многие покупают Газ 69 для тюнинга, и здесь простор для фантазии ничем не ограничен. Возможны следующие варианты:
- Установка более широких дисков для улучшения вездеходных качеств.
- Замена двигателя, к примеру, установка 6-цилиндрового мотора от Форд и Тойота. Как вариант, можно установить мотор от IsuzuTruper на 3,5 л, а также поставить 6-ступенчатую КПП.
- Изменение креплений сидений и улучшение шумоизоляции.
- Расширение порогов и замена крыльев на более широкие.
- Замена старых сидений на более мягкие, к примеру, с того же Isuzu.
- Установка кондиционера и мультимедийной системы.
- Оптимизация приборной панели, добавление устройств.Установить приборную панель с другой машины —сложная задача.
- Покраска кузова Газ 69 с помощью резиновой краски. По желанию можно нанести аквапринт.
Отметим, что цена Газ 69 в тюнингованной версии гораздо больше. В некоторых случаях придется выложить около 600-700 тысяч рублей в зависимости от «начинки». Но большинство покупателей предпочитают купить технику без изменений, а впоследствии проводить работы по тюнингу.
Поводим итоги
Автомобиль Газ 69 является достойным представителем своего временим. За 20 лет выпуска было изготовлено и продано свыше 600 000 машин, востребованные в гражданской и военной сфере. Транспорт получил популярность, благодаря неприхотливости, хорошим вездеходным качествам и надежности. Для своего времени это одна из лучших машин, которая до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке и подвергается разными вариациям тюнинга.
- Не заводится авто на газу.
- Неровно работает двигатель и запах газа
- Перевозки на грузовике ГАЗ-63
- Запах газа в кабине
- У кого авто на газу?
- Обзор рынка грузовых автомобилей и автобусов за 1 полугодие 2015 года
- Вилочные погрузчики Komatsu, дизельная серия
- Японский погрузчик Hitachi ZW220-5A для российского потребителя
- Кто круче. Сравниваем мини-погрузчики Bobcat и Caterpillar
- Легендарный советский внедорожник Газ-69
В 2014 году купил Газ 69 1968 года. Брал для поездок в деревне, и сразу приделал прицеп. Отмечу, что по трассе ездить на машине — весьма страшно, ведь для ровной дороги она высокая и валкая. Мощность небольшая, но полного привода достаточно для получения нужной проходимости, Летом планирую переделать под себя.
Брал машину 1963 года, и опасался, что будут проблемы. Но все страхи оказались напрасными. Понравился высокий клиренс, большой объем багажника, просторный салон и низкая стоимость обслуживания. Из минусов — плохая шумоизоляция, проблемная КПП и слабый двигатель.
Предоставленная автором статья очень интересная!Машина для того времени просто зверь. Да и современные ценители таких моделей наверное в восторге.
Для своего времени Газ-69 был востребованным автомобилем, настоящим представителем советской эпохи, а сейчас этот вездеход - настоящая мечта энтузиастов автотюнинга.
Умели же раньше делать хорошие, массовые автомобили. Машина легенда. Были бы у меня сейчас деньги я бы приобрел такую машинку себе в коллекцию
Всем здравствуйте. Не подскажите, от чего можно поставить дизель на газик 69. Спасибо