Легендарный советский внедорожник Газ-69
Газ 69— известный советский вездеход, востребованный в СССР и других странах, выделяющийся многофункциональностью и отличной проходимостью. Автомобиль активно применялся для нужд армии, в сельском хозяйстве, на аэродромах, в качестве транспорта для скорых и пожарных расчетов. Выпускался в период с 1952 по 1973 года и получил множество «званий», к примеру, «Козлик» или «Труженик».
Оглавление
История создания
В СССР никогда не было хороших дорог, да и проложены они были далеко не везде. На этом фоне в 1946 году Г. Вассерман создал новый автомобиль под названием Газ 69. Первый экземпляр автомобиля появился в 1947-м, а уже через год на заводе было собрано три таких машины. При этом разработчики решили не придумывать «велосипед», а использовали при создании уже имеющиеся узлы и агрегаты, в частности, с «Победы».
Осенью 1951-го машина прошла первые испытания на уровне СССР. Параллельно была выпущена модифицированная версия Газ 69А, ориентированный на сельское хозяйство. В отличие от основной модели она вмещала пять человек и имела один 60-литровый бак для топлива.
В 1953-м машина была запущена в серийное производство сразу на двух заводах — Газ и Уаз. При этом первые экземпляры 7 ноября принимали участие в параде на Красной Площади. С 1956 года машину стали продавать в другие страны, а поставки осуществляли более чем в 50 государств. Наиболее востребованным в Газ 69 был в Азии, на африканском континенте и в Южной Америке.
Машина производилась до 1973-го. Всего «Труженик» собирался 20 лет, и за этот период удалось выпустить 635 000 машин. Некоторые экземпляры сохранились и до сегодняшнего дня, и купить Газ 69 в нормальном состоянии не составляет труда.
Назначение автомобиля
Читайте также: Незаменимый УАЗ 3962 «буханка» и его модификации
Сфера применения машины отличалась в зависимости от ее типа. Так, официальная версия Газ 69 применялась для нужд армии. В большинстве случаев ее использовали в качестве командирского транспорта, а также для перевозки боеприпасов / артиллерийских орудий. Параллельно «Труженика» использовали для решения других задач:
- размещение топографической аппаратуры;
- установка устройств химической / радиационной защиты;
- размещение оборудования для отбора воздушных проб и определение степени зараженности воздуха;
- прочие варианты.
По официальным документам «Труженик» выпускался только для сельского хозяйства, а на практике он применялся для военных нужд. Что касается Газ 69А, эта модель была создана только для гражданского применения.
ВажноСамой яркой страницей в истории основной модели было участие в арабо-израильской войне, где машина применялась для уничтожения танков.
Тогда с помощью установок «Шмель», смонтированных на внедорожнике, удалось вывести из строя много военной техники. Не менее запоминающейся страницей в истории является применение транспорта в «Войне судного дня» в 1973-м.
Технические характеристики Газ 69
Военный Газ 69 собирался с применением уже имеющихся агрегатов, но это не помешало ему получить широкую популярность и выделиться уникальными техническими характеристиками. Ниже рассмотрим главные особенности машины.
Двигатель
В качестве силовой установки на ГАЗ 69 использовался 4-цилиндровый карбюраторный мотор с легкового автомобиля «Победа» объемом 2,12 л. Главной особенностью стало увеличение мощности до 55 л. с. Возможности агрегата позволяли разгонять авто до 90 км/ч. В отличие от предшественников, этот двигатель стал более экономичным и принимал бензин марки АИ-66.
В двигателе Газ 69 предусмотрена двухфазная очистка масла. Сначала смазка проходила фильтр грубой, а потом тонкой очистки. Одной из особенностей было наличие предпускового подогревателя. Для нагрева мотора зимой требуется повернуть руль в правую сторону, а слева открыть люк, а после в жаровую трубу установить паяльную лампу. Таким способом удавалось согреть моторное масло в поддоне и завести силовой агрегат даже в сильный мороз.
Главные характеристики мотора Газ 69:
- объем — 2.1 л;
- мощность — 55 «лошадей»;
- расход — 14 л на «сотню»;
- число цилиндров / клапанов — 4 / 8;
- диаметр / ход поршня — 82 / 100 мм;
- топливо — бензин, АИ-66.
Трансмиссия
Сцепление и КПП на «Труженике» взято с Газ М20, но немного изменились передаточные числа. Три ступени в коробке передач и две в «раздатке» обеспечивали шесть рабочих ступеней и возможность менять усилие в широком диапазоне.
Передаточные числа по ступеням:
- 1-я — 3,115;
- 2-я — 1,772;
- 3-я — 1;
- задняя — 3,378.
При этом раздатка Газ 69 имела следующие передаточные числа — 1.15 и 2.78.
При выборе понижающей скорости на ведущую ось приходилась слишком большая нагрузка.Чтобы избежать повреждения, включение такой передачи блокировалось при выключенном переднем мосту. Что касается сцепления, здесь использовался классический вариант — сухое с одним диском.
Ходовая
Конструктивно Газ 69 состоит из рамы, в состав которой входит пара лонжеронов закрытого типа, объединенных шестью поперечинами. Рамная часть изготовлена из листовой стали, а главными элементами подвески являются две пары рессор, имеющие форму половины эллипса и продольное расположение. Вся эта система дополнялась гидроамортизатором, способным работать на сжатие и отбой.
Газ 69 комплектуется тремя я карданами: спереди, сзади и между ними. Во всех случаях применяются игольчатые подшипники. Диски машины сделаны из штампованной стали и имеют глубокий обод. На шинах предусмотрены специальные зацепы, улучшающие проходимость.
Характеристики ходовой:
- масса — 1,525 т;
- колесная база — 2,3 м;
- габариты — 3,85х1,75х2.03 м;
- дорожный просвет — 21 см;
- грузоподъемность — 650 кг;
- радиус разворота — 6 м;
- максимальная скорость — 90 км/ч;
- запас топлива — 48 л и 27 л в двух баках.
В ступицах переднего моста предусмотрена возможность отключения, что позволяет уменьшить потребление горючего. При этом главный плюс Газ 69 — уникальная проходимость.
Характеристики автомобиля сведены в таблицу:
Характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель, объем, л | 2,1 |
Мощность, л. с. | 55 |
Расход топлива, л/100км | 14 |
Число цилиндров / клапанов | 4/8 |
Топливо | бензин АИ-66 |
Масса, т | 1,525 |
Кколесная база, м | 2,3 |
Габариты (ДхШхВ), м | 3,85х1,75х2.03 |
Дорожный просвет, см | 21 |
Грузоподъемность, кг | 650 |
Радиус разворота, м | 6 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Благодаря высокому клиренсу и продуманной подвеске, авто с легкостью преодолевает водные участки глубиной до 0,7 м и подъем до 30 градусов. Из-за рессоры сзади машина подскакивала на кочках, что и привело к появлению клички «козлик».
Тормозная система
При рассмотрении характеристик Газ 69 стоит уделить внимание и тормозной системе. В ее состав входит ножной и центральный тормоз с ручным приводом. Все они являются колодочными. Ножная и центральная тормозная система разделена друг с другом. При этом первая имеет гидропривод, действие которого распространяется на все колеса.
Тормоза спереди и сзади идентичны. Отличается только способ подключения трубопровода к цилиндру. При этом все детали системы идентичны с тормозной системой «Победы». Что касается стояночного тормоза, он барабанный. Для его снятия можно не разбирать ступицы.
Особенности контуров:
- рабочий — колодки, гидропривод на все колеса;
- ручной — колодки, механический привод.
Модификации
За время производства автомобиля много раз проводился тюнинг Газ 69, который вылился в появление более 10 модификаций.
К основным стоит отнести:
Модификация | Назначение |
---|---|
69 | основной вариант на 8 мест, с 2 дверьми и открытым кузовом |
69А | «козлик» на 5 мест с 4 дверьми, с/х версия с багажным отсеком |
69Э | 8 мест, 2 двери, установлена экранированная аппаратура |
69-68 | 8 мест, 2 двери, откидной борт, производилась с 1968-го |
69М | производилась на экспорт, 8 мест, 5 дверей, объем мотора — 2.4 л, горючее — АИ-72 |
69А-68 | 5 мест, 4 дери, для с/х целей, имеет багажник |
69МЭ | транспорт на экспорт, имеет экранированное оборудование |
69П | машина для милиции |
69ЭМ | экспортная версия с 5 местами и 4 дверьми |
69АМЭ | транспорт на экспорт, 8 мест, 2 двери, откидной борт, экранированное оборудование |
69Б | сельская почтовая машина |
69ЛСД | для медиков |
69ДИМ | машина-миноискатель со сканированием на глубину до 70 см |
69-68МТЭ | машина для тропиков, 8 мест, на экспорт |
Также на базе ГАЗ 69 были созданы и другие машины, к примеру, ПМГ 20, Газ 69 РХ, Газ 46А, 2П26 и другие.
Варианты салона
В продаже Газ 69 был представлен с несколькими вариантами салона. Они отличались по количеству мест и наличию тента. Так, основные модификации 69 и 69А имели съемный тент, монтируемый на металлическом каркасе. В остальном все модели были почти идентичны. Перед водителем располагались основные стрелочные указатели, в том числе спидометр. Передняя панель сделана из металла, окрашенного в цвет кузова. Напротив пассажирского сидения установлена ручка.
Отопитель салона подавал тепло с помощью вентилятора только на лобовое стекло. Для обогрева ног и пассажиров необходимо открыть воздухозаборник под капотом в процессе движения. Но этого недостаточно, поэтому зимой в салоне Газ 69 очень холодно. Сегодня многие автолюбители покупают Газ 69 б/у и полностью переделывают салон.
В основной версии предусмотрено место для восемь человек, из которых двое (водитель и пассажир) находятся спереди. Задние лавки можно складывать, а под ними находятся ящики для инструмента. При необходимости внутрь машины можно даже установить носилки с раненым. Для сравнения 69А уже рассчитана на пять мест. При этом попасть из салона в багажный отсек не получится.
Плюсы и минусы
Разместите объявление на нашем сайте: Заказы на спецтехнику
Перед тем как купить Газ 69 с консервации, необходимо разобраться в особенностях этого транспорта, его сильных и слабых местах.
Преимущества:
- более комфортный и удобный салон, если сравнивать с Газ 67;
- продуманная и простая конструкция;
- легкость ремонта;
- вместительный багажник;
- универсальность применения в военной и гражданской сфере;
- возможна установка дизеля вместо бензинового мотора.
Недостатки:
- слишком простая версия брезентовой верхней части кузова;
- жесткая и «прыгающая» подвеска;
- слабая динамика;
- высокий расход топлива;
- не очень хорошая управляемость;
- почти полное отсутствие шумоизоляции в салоне;
- слабая мощность, что особенно актуально на текущем этапе.
Как видно, главные недостатки обусловлены особенностями транспортного средства в привязке ко времени, когда оно применялось. Для того периода это был хороший автомобиль, что подтверждается долгим сроком выпуска, популярностью транспорта в Советском Союзе и других странах.
Купить Газ 69
Аренда спецтехники: Аренда спецтехники в России
Сегодня многие хотят купить «Труженика» для выездов на рыбалку, охоту или решения иных задач. Стоимость этого транспорта на вторичном рынке различна и зависит от многих параметров:
- год выпуска;
- комплектация;
- наличие тюнинга;
- состояние и т. д.
К примеру, транспорт 1971 года можно купить за 90-150 тысяч рублей. Есть более дорогие экземпляры, которые обойдутся в 250-270 тысяч рублей.
Многие покупают Газ 69 для тюнинга, и здесь простор для фантазии ничем не ограничен. Возможны следующие варианты:
- Установка более широких дисков для улучшения вездеходных качеств.
- Замена двигателя, к примеру, установка 6-цилиндрового мотора от Форд и Тойота. Как вариант, можно установить мотор от IsuzuTruper на 3,5 л, а также поставить 6-ступенчатую КПП.
- Изменение креплений сидений и улучшение шумоизоляции.
- Расширение порогов и замена крыльев на более широкие.
- Замена старых сидений на более мягкие, к примеру, с того же Isuzu.
- Установка кондиционера и мультимедийной системы.
- Оптимизация приборной панели, добавление устройств.Установить приборную панель с другой машины —сложная задача.
- Покраска кузова Газ 69 с помощью резиновой краски. По желанию можно нанести аквапринт.
Отметим, что цена Газ 69 в тюнингованной версии гораздо больше. В некоторых случаях придется выложить около 600-700 тысяч рублей в зависимости от «начинки». Но большинство покупателей предпочитают купить технику без изменений, а впоследствии проводить работы по тюнингу.
Поводим итоги
Автомобиль Газ 69 является достойным представителем своего временим. За 20 лет выпуска было изготовлено и продано свыше 600 000 машин, востребованные в гражданской и военной сфере. Транспорт получил популярность, благодаря неприхотливости, хорошим вездеходным качествам и надежности. Для своего времени это одна из лучших машин, которая до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке и подвергается разными вариациям тюнинга.
- Не заводится авто на газу.
- Неровно работает двигатель и запах газа
- Перевозки на грузовике ГАЗ-63
- Запах газа в кабине
- У кого авто на газу?
- Обзор рынка грузовых автомобилей и автобусов за 1 полугодие 2015 года
- Вилочные погрузчики Komatsu, дизельная серия
- Японский погрузчик Hitachi ZW220-5A для российского потребителя
- Кто круче. Сравниваем мини-погрузчики Bobcat и Caterpillar
- Легендарный советский внедорожник Газ-69
В 2014 году купил Газ 69 1968 года. Брал для поездок в деревне, и сразу приделал прицеп. Отмечу, что по трассе ездить на машине — весьма страшно, ведь для ровной дороги она высокая и валкая. Мощность небольшая, но полного привода достаточно для получения нужной проходимости, Летом планирую переделать под себя.
Брал машину 1963 года, и опасался, что будут проблемы. Но все страхи оказались напрасными. Понравился высокий клиренс, большой объем багажника, просторный салон и низкая стоимость обслуживания. Из минусов — плохая шумоизоляция, проблемная КПП и слабый двигатель.
Предоставленная автором статья очень интересная!Машина для того времени просто зверь. Да и современные ценители таких моделей наверное в восторге.
Для своего времени Газ-69 был востребованным автомобилем, настоящим представителем советской эпохи, а сейчас этот вездеход - настоящая мечта энтузиастов автотюнинга.
Умели же раньше делать хорошие, массовые автомобили. Машина легенда. Были бы у меня сейчас деньги я бы приобрел такую машинку себе в коллекцию
Всем здравствуйте. Не подскажите, от чего можно поставить дизель на газик 69. Спасибо
Читая статью про Газ 69, невозможно не вспомнить об аналогичных моделях тех времён, которые также оставили яркий след в автомобильной истории. Например, советский УАЗ 469, который стал своего рода наследником Газ 69, перенял многие его черты. Оба автомобиля отличались своей неприхотливостью и высочайшей проходимостью, что делало их незаменимыми в условиях бездорожья. Интересно, что, несмотря на использование агрегатов от 'Победы', Газ 69 смог выделиться благодаря своим уникальным техническим характеристикам. Двигатель с мощностью в 55 л. с. и расходом 14 литров на 100 км, конечно, по современным меркам не впечатляет, но для своего времени это было вполне достойно. Особенно впечатляет его способность преодолевать водные преграды и крутые подъемы. Это напомнило мне о том, как Jeep Willys в своё время завоевал популярность среди американских военных благодаря схожим качествам. Конечно, нельзя не отметить и недостатки, такие как высокий расход топлива и недостаточная шумоизоляция, но в условиях СССР с его бедными дорогами это было не столь критично. Сегодня Газ 69 становится объектом тюнинга, и владельцы не жалеют средств на модернизацию, улучшая комфорт и внедорожные качества. Это в очередной раз доказывает, что классические автомобили не только не теряют актуальности, но и продолжают жить, приобретая новую жизнь в руках энтузиастов.
Интересный факт, что Газ 69 активно применялся не только в армии, но и в сельском хозяйстве. Эта универсальность делает его одним из лучших представителей своего времени. То, что многие экземпляры сохранились до сих пор и доступны для покупки, свидетельствует о его долговечности и надежности. Поклонники ретро-автомобилей точно оценят его историческую ценность.
Газ 69 — это настоящая легенда советского автопрома. Его многолетнее производство и востребованность в более чем 50 странах мира говорят сами за себя. Особенно удивительно, как он использовался в военных конфликтах, таких как арабо-израильская война. Это показывает его надежность и универсальность. Да, у него были свои минусы, но для своего времени это был выдающийся автомобиль.