История грузовика в 20 столетии
Привычные для современного человека грузовые автомобили имеют богатую историю, уходящую своими корнями в прошлые века.
Оглавление
Данный вид автотранспорта модернизировался и постепенно пришел к тому облику и внутреннему содержанию (комплектации), к которому мы привыкли. Особенно мощный рывок в модернизации грузовых машин наблюдался в 20–м столетии.
Изобретения Луцкого на заре эпохи
Своими достижениями в данной области прославился в начале прошлого века талантливый конструктор Борис Луцкой. Он изобрел грузовой автомобиль с многоцилиндровым двигателем. Это открытие было продемонстрировано миру в 1900 году. Тогда Луцкий получил за свое изобретение серебряную медаль. Грузовая машина, сконструированная Луцким, имела грузоподъемность примерно в 5 т и скорость 11 км/час.Вес машины (без наличия груза на нем) составлял 4 т.
Конечно, это было немалой нагрузкой для отечественных дорог той эпохи. Но гениальный конструктор сумел усовершенствовать свои модели таким образом, что следующие изобретенные им автомобили весили в два раза меньше – около 2 т. Испытания новоявленные модели прошли достойно.
А что же иностранцы?
Но зарубежные конструкторы тоже не стояли на месте. Так, к началу 20 века, а именно в 1899 году, Дюркопп представляет миру свою первую модель грузового автомобиля. Затем Дюркопп приступает к производству электромобилей. А в 1902 году Карлом Бенцем призоводятся в Англию поставки 1000 грузовых пикапов, выдерживающих весовую нагрузку в 250 кг.
Вообще, до 1910-х годов «полезных» грузовых машин было не так уж много. Упорную конкуренцию данному типу транспорта в то время составляли конные повозки. А фабричные модели грузовиков представляли собой нечто похожее на современные фургончики. Производили их путем замены задней части пассажирского кузова большого легкового авто на «ящик». При этом, естественно, ходовые качества так называемого грузовика были неотличимы от характеристик «легковушек». Зато разнилась его скорость с конными повозками… в пользу последних.
А если учитывать то, что такие фургончики фабричного производства имели весьма низкую грузоподъемность и много на них нельзя было нагрузить, то их нельзя было назвать приемлемым вариантом грузового автотранспорта для нужд сельского хозяйства. Еще одним минусом этих мини-грузовиков был большой расход топлива, особенно при частых остановках. В силу всех этих факторов конные пролетки выигрывали в конкуренции, представляясь более экономичным и скоростным видом грузового транспорта. В спросе у общества были и электромобили.Но проблема была не только в недостаточных размерах кузова. Двигатели невозможно было полностью «скрыть» под платформой.
К тому же его наличие создавало нагрузку на задние колеса машины. А для охлаждения мотора приходилось применять дополнительные устройства. А шины? Носить две «запаски» (к тому же разных размеров) не представлялось возможным. В связи с этими дорожными «неудобствами» были придуманы столь привычные для нас сегодня двойные задние скаты.
Как все менялось
Мы не просто так говорим, что 20 век стал эпохой открытий и инновацией в области грузового автопрома.
ВажноВ этом столетии (а точнее, уже в его начале) произошли кардинальные изменения в конструкции грузовиков.
Мотор начали размещать спереди машин, на автомобильной раме. Сиденье для шофера стали устанавливать между двигателем и платформой. Такие перемены стали большим прорывом в конструировании грузовиков и помогли решить многие проблемы.
Прогресс в области машиностроения не стоял на месте, и конструкторы во всем мире работали над моделями, характеризующимися значительной грузоподъемностью. Совершенствовались и двигатели: производители начали выпускать более мощные моторы. И вот в 1907 году на автомобиле Даймлера устанавливается 4-цилиндровый мотор бензинового типа мощностью 16 л.с. А через 7 лет Даймлер начинает выпускать грузовые модели, похожие внешне на современные капотные машины. Мощность моторов увеличивается до 35 л.с.
Так постепенно «рос» тот грузовой автомобиль, который для современного человека представляется столь обыденным и привычным. Кстати, по-настоящему и всерьез усовершенствованием этого типа транспорта конструкторы занялись именно после выпуска более надежных моделей. Видимо, тогда у них появился стимул творить дальше и больше. С легковыми машинами у грузовиков оставались общими две черты – похожая схема и мотор. Зато у них появились такие специфичные комплектующие, как:
- Кузов с большой площадью;
- Массивная ходовая часть;
- Двойные задние колеса;
- Сплошные резиновые шины (вместо пневматических).
Поэтому 20 –е столетие называют «веком грузового автомобиля». Конечно,усовершенствованные модели были гораздо лучше, чем гужевая повозка, по скоростным качествам. Однако комфортным такое авто было трудно назвать: никаких удобств в машинах не было предусмотрено, а потому работать на таких грузовиках было под силу лишь очень выносливым людям.
По – настоящему грузовую конструкцию, не имеющую схожих с легковыми автомобилями комплектующих, создает Хайнрих Бюссинг. Изобретенная им модель являлась самостоятельным транспортным продуктом. Так в 1903 году свет увидел грузовой автомобиль, оснащенный раздаточной коробкой (первой в мире).
Спустя время, в 1912 году, модель Бюссинга будет укомплектована еще и карданным валом. Особенно ценились грузовики в военной среде. В связи с их востребованностью в немецкой армии Германия выпустила в 1908-1914 годы порядка 9639 машин данного типа.
Инженерные внедрения
Несмотря на значительное улучшение таких показателей грузовиков, как грузоподъемность, вместимость и скорость, модели тех лет оставались достаточно массивными и грубыми. К тому же, весьма неудобным оставалось рабочее место для водителя. Изменить последнее обстоятельство в лучшую сторону получилось благодаря введению в производство грузовых автомобилей кабин закрытого типа и оснащению моделей электрическим оборудованием. Так в кабинах грузовых машин появилось электрическое освещение. Упростили работу водителей и такие установленные на усовершенствованных моделях тех годов элементы конструкции, как:
- пневматические шины;
- тормоза на всех колесах с гидравлическим или пневматическим приводом;
- амортизаторы;
- дизельные двигатели;
- карданная передача.
Именно с таким оснащением был выпущен первый советский грузовик АМО Ф15. Это была очень надежная машина. Данная модель выпускалась производителем до 1930 года. Даже в наши дни можно встретить этот раритетный образец советского автопрома. Так, классический тип грузовика сложился к концу 1930-х годов. Одной из популярных моделей этой «классики» был в СССР ЗИС -5. Правда, в военные 40-е годы ее порядком «упростили»: отделка кабины была из дерева, крылья – сварные, а фара устанавливалась лишь одна со светомаскировкой. Такой вариант обходился стране дешевле и проще в производстве.
Стоит ли говорить, что в годы войны с фашистами были задействованы на фронте и в тылу сотни грузовиков! Еще в то время советские модели показали свою надежность и прочность.
Но применяемый в них дизель все же не был столь совершенен, как прочностные качества конструкции в целом. Да, в нем использовались вместо карбюратора точные и дорогостоящие насос и форсунки. Но по быстроходности такой двигатель уступал бензиновому.
К тому же, в морозную погоду его было затруднительно запускать, для этой цели приходилось применять стартер и аккумулятор. А о шуме, исходящем от дизелей, и говорить не приходилось – карбюраторные моторы работали в разы тише. Темпы появления новинок в сфере грузового транспорта никогда не шли вровень со сменой моделей легковых машин – первые заметно уступали вторым в этом отношении.
Данное обстоятельство было связано с меньшим объемом выпускаемой продукции грузовых авто и слабой окупаемостью расходов на производственное оборудование. Поэтому даже сегодня можно увидеть на дорогах новейшие модели грузовиков, едущими рядом с архаичными представителями большегрузных машин.
Расцвет грузового автопрома
ВажноК 1940 годам грузовики начинают занимать лидирующие позиции по востребованности в сфере перевозок. Никакой другой тип транспорта (железнодорожный, гужевой и т.д.) уже не в состоянии составлять им серьезную конкуренцию.
Появилась в то время и тенденция отдельного производства моделей грузового транспорта. Таким образом, грузовики изготавливали на одних предприятиях, а легковые машины – на других. Конструкторы разрабатывают модели с повышенной грузоподъемностью. Они решают множество задач, с которыми не справлялись их предшественники: как обслуживать расположенный под кабиной машины мотор или как уменьшить шум дизеля и неприятный запах, исходящий из него? Особенно активно работали конструкторы над созданием откидных кабин. Конструкторы полагали, что только так можно полноценно обслуживать двигатель автомобиля.
Но их минские коллеги доказали обратное, разработав в 1960-х годах совершенно новую схему грузовой машины. Сконструированные ими модели имели значительно продвинутую вперед и опущенную кабину, в то время как мотор был перемещен, напротив, назад под платформу. При всем при этом нагрузка на обе оси машины от ее веса была равномерной. Поскольку мотор располагался согласно новой схеме достаточно далеко от кабины водителя, защита последнего от шума и запаха дизеля уже не требовалась. Новые машины были не громоздкими, легкими и при этом вместительными и маневренными. Комфортность кабины была схожа с кузовом легковой машины.
Опыт минских конструкторов переняли позже в своих разработках их иностранные коллеги. К тому же, развитию грузового автопрома способствовали перспективные изменения в дорогах. Если когда-то были дорожные пути вообще и машины вообще, то в эти годы магистрали разделяются на туристские и деловые. По одним из них будут ехать легковые автомобили и экскурсионные пассажирские автобусы, а по вторым – грузовой автотранспорт. Эффективность работы в сфере перевозок только выиграет от такого разделения дорожных магистралей.
Уже во второй половине 20 века конструкторы во всем мире будут совершенствовать грузовики, делая упор не только на надежность двигателя и автомобиля в целом, но и на комфортное пребывание в нем водителя. Машины будут оснащаться кондиционерами и различными электронными приборами, упрощающими работу на них.
Конечно, некоторые элементы в грузовиках будут неизменными на протяжении десятков лет. К примеру, силовой установкой продолжит оставаться двигатель внутреннего сгорания (хотя характеристики и устройство его изменятся ближе к началу 21 века).
В 1960-70-х годах прошлого столетия конструкторы начинают менять рядные моторы с боковыми клапанами на V-образные верхнеклапанные модели. Последнее десятилетие 20 века запомнится в истории автопрома массовым переводом грузовиков на дизель.
Интересные факты о грузовиках
Предлагаем к ознакомлению список интересных фактов о грузовиках. В следующий раз, завидев грузовой автомобиль на улице, вспомните о них.
- Первый грузовик был создан двумя немецкими гениями-инженерами: Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом в 1896-м. При этом принято считать, что данный вид машины был изобретён по случайности - изобретателям просто захотелось проверить, сумеет ли новый двигатель потянуть другую машину. Только для этого Готлиб и Даймлер создали грузовое авто.
- Первые, кто сумел оценить полезность грузовиков, были не продавцы или строители, а пожарные, которых приходилось привозить к горящему дому в большом количестве.
- Первый прицеп также был изобретён в Германии - производитлем автомобилей Чарльзом Фрюхауфом в 1914-м. Это произошло из-за того, что одному из клиентов захотелось иметь автомобиль, у которого будет "повозка" сзади - он хотел перевозить там свою лодку.
- Основной вид груза, который перевозится грузовиками - это одежда, продовольственные продукты и оборудование различного типа.
- В среднем, возраст водителя грузовой машины равен 33 годам.
- Одним из самых крупных производителей грузовой техники является компания Isuzu (Япония). В год из заводов выходит около 450 тысяч грузовиков коммерческого предназначения.
- Самым крупным автопарком грузовиков располагает американская курьерская компания FedEx.
- Среднестатический топливный бак грузовика способен вместить 600-800 литров дизельного оплива.
- На коммерческий грузовик в среднем уходит 77600 литров топлива за год. Для сравнения: типичный автомобиль легкового типа потребляет порядка двух тысяч литров топлива в год. Это связано по большей части с тем, что средняя мощность двигателя "легковушки" - 100-200 лошадиных сил, тогда как мощность двигателя грузовика держится в районе 400-600 л.с. Однако, существуют и исключения - например, производитель Volvo занимается выпуском грузовых автомобилей с мощностью 700 "лошадок", при этом соответствуя стандарту Евро-5.
- Двигатель грузового автомобиля более живуч. Легковой автомобиль начинает испытывать проблемы с движком после около 322 тысяч километров, тогда как грузовик может продержаться в среднем до 1,610,000 км.
- Двигатель грузового автомобиля вмещает ~57 л масла, тогда как движок легкового автомобиля содержит в среднем 4 литра.
- Тормозной путь грузовика примерно на 40% дольше, чем у легковых автомобилей. Независимо от того, передвигаетесь вы пешком или на автомобиле - всегда учитывайте это на дороге.
- Средняя стоимость нового брендового грузовика составляет порядка $130-180 тысяч, тогда как прицеп для него можно приобрести по цене $30-80 тысяч.
- Основная причина аварий, в которых бывают грузовики - это "невписавшийся" автомобиль в узкую улочку или под низкий мост.
- Эти же статистические данные утверждают о том, что по вине грузового автомобиля происходит не более 3% происшествий на дороге. Чаще всего в авариях виноват водитель, а не состояние самого автомобиля.
- Автопоезда - это единственный вид транспорта, который подвержен такому виду автомобильной аварии как "складывание": это ситуация, в которой прицеп развёрнут к тягачу на 45 градусов. Такое происходит, как правило, как обледеневшей или мокрой дороге. Но порой складывание случается и на сухих дорогах - когда прицеп не содержит груза, а водитель решил резко затормозить.
А что было дальше? А дальше – колоссальная работа специалистов над созданием двигателей, безопасных с точки зрения экологии. Перспективы развития будут пророчить двигателям, функционирующим на газе и спиртовом горючем. Турбодизели, водородные силовые установки – все эти инновации внедряются в жизнь конструкторами.
Современному человеку может показаться, что грузовики всегда имели такую схему строения и облик, как в нынешние дни. Однако это на самом деле результат труда не одного инженера и не одного десятка лет. Это работа, длившаяся веками. И сегодняшние разработки в сфере грузового автопрома доказывают, что тот труд, который бы вложен в его развитие в 20 веке, не пропал даром и совершенствуется дальше.
- Транспортный налог на проданный автомобиль
- Общий вес грузового автомобиля
- Автомобиль на иностранных номерах, штрафы?
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- DAF Trucks NV – фирма по изготовлению грузовых автомобилей
- История успеха производителя спецтехники Scania
- Грузовые автомобили МАЗ
- История бренда и настоящее время автозавода КамАЗ
- Что такое колесная формула автомобиля
Безусловно, Борис Луцкой был талантливым инженером, но первый в мире грузовик изобрел (или создал?) не он, а Готтлиб Даймлер. В этой машине тоже был "многоцилиндровый двигатель".
Хорошо, что конструкторы упорно трудились, чтобы улучшить характеристики, ведь скорость первых грузовиков выглядела смехотворной, лошадь их и то перегонит. Вообще думала, грузовики появились попозже, годах в 20-х. Познавательно, спасибо.
Спасибо за статью, случайно попал на нее и не смог оторваться. Очень интересно и познавательно.
Помимо Луцкого стоит обязательно вспомнить и Петра Фрезе, который в 1901 году создал свою версию грузового автомобиля, после ряда доработок вполне достойную по тому времени. Были и другие отечественные конструкторы на заре автомобилестроения, такие как Балаховский и Челышев. Самым известным грузовиком молодой страны советов был конечно АМО-Ф-15.