Индустрии грузоперевозок для малого и среднего бизнеса. Обзор и прогнозы рынка
Многие компании малого и среднего бизнеса вынуждены уделять логистике серьезное внимание: от своевременной доставки сырья или готовой продукции зависит их экономические показатели. Поэтому все тренды индустрии логистики важны и для них. О том, какие изменения претерпевает рынок перевозок в России, и как он будет развиваться в ближайшем будущем, рассказали гендиректор компании «Термокон Групп» Станислав Станкевич и гендиректор компании LogoSoft Иван Пачко.
Качество и безопасность перевозок
В последние годы проблемы со своевременной доставкой грузов практически полностью решены. Они присутствуют только в том, случае, если клиент в попытке сэкономить, сам перестает задумываться о качестве доставки груза и обращается к нечистоплотным перевозчикам. Но благодаря системе «Платон», произошло «обеление» и укрупнение автоперевозчиков. Сегодня случаи, когда машина отправилась в рейс и не дошла до места назначения, крайне редки.
Остается только риск, что отдельно взятый водитель-мошенник устроится на работу к крупному перевозчику и после нескольких отправок пропадет вместе с грузом. Но с этим успешно справляются службы безопасности транспортных компаний, и такие случаи единичны. Кроме того, благодаря современным технологиям некоторые крупные логистические фирмы предоставляют возможность в режиме онлайн, не только отслеживать перемещения груза, но и следить за соблюдением режимов перевозки.
Иван Пачко отметил, что приписки водителями времени, поломки в дороге, незапланированные задержки из-за дорожной обстановки – это факторы, влияющие на скорость выполнения заказа и на весь сервис, оказываемый транспортной компанией. Эти факторы остались прежними. Чтобы избежать ущерба от подобных манипуляций с отчетностью, грузовладельцам следует внедрять в свою работу мониторинговые инструменты - не устаревшие тахограф или маяк, а облачные платформы.
Современное программное обеспечение не нужно физически прикреплять на грузовик - достаточно мобильного приложения на смартфоне водителя. В системе сначала регистрируется номер телефона водителя, а далее по GPS отслеживаются все передвижения с грузом в режиме реального времени. Данные считываются напрямую с геолокационных датчиков в мобильных устройствах водителей. Это удобнее тахографов - клиент получает в разы более точные данные о том, где, как и что делает водитель.
В логистической цепочке бывает тяжело проконтролировать «последнюю милю» - что происходит с грузом с момента прибытия фуры на место до ее полной разгрузки. Это время также учитывается и оплачивается компанией-работодателем. Между «разгрузчиком» и водителем случаются сговоры: первый в документах оставляет открытым время завершения разгрузки, а второй делится половиной суммы, набежавшей за приписанное время.
С помощью ПО такие махинации можно отследить. Например, если водитель заехал на выгрузку в 12.00, а по документам и в приложении указал, что выехал обратно в 21.00. Но трекинг перемещения автомобиля постоянно активен, и водителю придется объяснить, куда он уехал с грузом, к примеру, в 13.30. Использование мониторинговых систем на 25% снижает расходы, как перевозчика, так и клиента по каждой поездке. На внутригородских перевозках экономия составляет 250-300 рублей с каждого заказа.
Основные проблемы российской логистики
По мнению гендиректора компании «Термокон Групп», главная проблема отечественной логистики – «серые» и «черные» игроки рынка. Для примера: себестоимость работы грузовой машины в день – 10 тыс. рублей. Но некоторые директоры логистических компаний оплачивают работу водителей в конверте и экономят 43% налога. Тем самым, они получают возможность предлагать цены ниже среднерыночного показателя. Из-за этого те, кто работает по «белой» схеме оказываются неконкурентными в вопросе цены.
В случае доставки грузов по железной дороге, основные проблемы рынка – это сложность документооборота, оформление грузоперевозки, разрешительных документов, ветеринарных разрешений и другой необходимой по закону документации. При этом экспедитор отвечает за то, чтобы выбрать вагон надлежащего качества без дыр в обшивке, который сохранит продукт в исходном виде. Он договаривается с РЖД о возможности ускоренных сроков перевозки и так далее.
Еще одна из немаловажных проблем перевозки железнодорожным транспортом – невозможность регулировать или корректировать сам процесс. В случае с автоперевозчиком можно всегда позвонить в компанию или даже самому водителю грузовика и решить многие вопросы. Поезд же следует из точки отправления в место назначения по заданному расписанию, и повлиять на это извне клиент не имеет никакой возможности.
Прогнозы экспертов о развитии рынка логистики в России
Станислав Станкевич считает, что отечественный рынок логистики меняется в лучшую сторону - в основном из-за «обеления» рынка. Идет постепенное укрупнение компаний, которые присутствуют на рынке, поглощая более мелких игроков. В первую очередь, это связано с их финансовыми возможностями и большими объемами закупок топлива, на которое они получают солидные скидки. Кроме того, крупные компании строят свои собственные сервисные центры, что также снижает издержки по эксплуатации.
Еще один тренд связан с тем, что логистический рынок - высокодоходный и привлекательный. Именно поэтому в него приходят все новые крупные игроки из других индустрий, которые раньше не занимались логистикой. При этом слабо верится, что в ближайшем будущем случится прорыв в области цифровизации и создания условного грузового Uber. Даже несмотря на то, что многие участники рынка прикладывают усилия в попытке создать что-то похожее.
А, по мнению Ивана Пачко, из-за принятых поправок в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» уберизация логистического рынка должна ускориться. Те из перевозчиков, кто еще содержит на балансе автопарк, окончательно откажутся от него. Из-за чего для рынка фрилансеров в лице водителей появятся готовые заказы на различные перевозки. Появившиеся агрегаторы будут подогревать лояльность клиентов своим брендом и станут снимать с этого бизнес-процесса свою маржу в виде комиссии.
Есть основания прогнозировать создание целой экосистемы отраслевых решений, как для заказчиков, так и для водителей. Это и специальные сервисы с применением технологий ГИС в помощь дальнобойщикам для поиска проверенных стоянок на маршруте. И новые картографические сервисы на основе больших данных, которые, к примеру, будут прокладывать наименее затратные и безопасные маршруты. И мобильные приложения для транспортной таможни на базе дополненной реальности.
По материалам портала Biz360.ru.
- Я китайский экспедитор, и я хочу знать, как обстоят дела в этой отрасли в России.
- Белорусские права в России
- Перевозка груза из Сербии в Россию.
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Экскаваторы для пермокультуры в сельском хозяйстве
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
- В Госдуму были направлены два законопроекта, касающиеся автомобильных перевозок грузов
- Обзор рынка сборных грузов. Прогнозы экспертов
- Правила перевозок грузов опять меняются
- Для заказных перевозок введут требования по лицензированию
С крупными операторами рынка выгодно работать юрлицам по безналу и переплачивать за услуги. Но вот мелкие перевозчики никуда не уйдут - для физлиц для одноразовых перевозок они выгодны!
Нужно понимать, что государство пытается придать рынку прозрачности, но в тоже время вводит новые сборы и пошлины, что приведет к укруплению рынка и поглощению всех мелких фирм. Логика понятна, крупными конгломератами гораздо проще управлять и влиять на них, увы((
Во все времена вопросы логистики занимали не последнее место в любой индустрии. И сегодня приятно признать, что грузоперевозки в нашей стране вышли совершенно на новый уровень, и это не только их заслуга. Государство уделяет огромное внимание федеральным трасам. А в hetn службы безопасности компаний попали в руки совершено новые инструмента для обеспечения сохранности грузов.
Интересная статья, особенно в части, где обсуждаются современные технологии в логистике. Использование облачных платформ для отслеживания грузов в реальном времени весьма прогрессивно. Это похоже на то, как в e-commerce индустрии внедряются системы аналитики для отслеживания поведения пользователей. Технологии позволяют не только оптимизировать процессы, но и минимизировать риски, связанные с человеческим фактором. На мой взгляд, это может стать одной из ключевых тенденций в ближайшем будущем. В то же время, проблема с 'серыми' перевозчиками остается актуальной. Это как в розничной торговле, где крупные сети постепенно вытесняют мелкие магазины, благодаря своим возможностям предложить более привлекательные условия. В логистике 'обеление' рынка может привести к повышению качества услуг и снижению издержек, что является положительным моментом. Однако, как отметил Станислав Станкевич, не стоит ожидать быстрого прорыва в цифровизации, хотя тенденции к этому явно есть. В общем, будущее логистики в России выглядит многообещающе, но, как и в любой другой индустрии, потребуется время на адаптацию к новым условиям.
Система 'Платон' действительно помогла 'обелить' рынок. Это как с внедрением кассовых аппаратов в малом бизнесе: сначала было сопротивление, но теперь все понимают, что это ведет к прозрачности. Хорошо, что технологии помогают решать проблемы с недобросовестными перевозчиками.
Забавно, как логистика начинает напоминать Uber для грузоперевозок. Интересно, как это повлияет на рынок труда для водителей. Возможно, это сделает их работу более гибкой, но и повысит конкуренцию. Ждем с нетерпением, как это отразится на ценах и качестве услуг.